Владимир Терехов

КИТАЙ УКРЕПЛЯЕТ СВЯЗИ С АФРИКОЙ, ЧТО НЕ УСТРАИВАЕТ ЕГО ОППОНЕНТОВ

Прошедший 29-30 ноября в столице Сенегала Дакаре 8-й Форум сотрудничества Китай-Африка (Forum on China-Africa Cooperation, FOCAC) событие весьма примечательное на современном этапе “Большой мировой игры”, поскольку затрагивает едва ли не центральный её пункт, обусловленный обостряющейся борьбой между ведущими мировыми игроками за влияние в так называемых “странах третьего мира”.

Последняя во всё большей мере ведётся вокруг проблемы экономического развития указанных стран, нерешённость которой остаётся одним из главных факторов дестабилизации всей мировой ситуации. Понимание ключевой значимости этой проблемы, то есть невозможности построения “локального благополучия” в окружающем море бедствия, присутствовало ещё в СССР. С его исчезновением эстафету оказания помощи “странам третьего мира” принял Китай. Организация взаимодействия с указанными странами осуществляется, в том числе, с использованием нескольких политических площадок, одной из которых является форум FOCAC, действующий с 2000 г. В нём участвуют все страны Африки за исключением Королевства Эсватини (известного также как Свазиленд), поддерживающего дипломатические отношения с Тайванем. Из восьми проведенных за это время встреч, пять (включая последнюю в Дакаре) были на министерском уровне и в трёх участвовали высшие должностные лица стран, входящих в FOCAC.

Дакарская встреча прошла под лозунгом “Углубление китайско-африканского партнёрства и содействие устойчивому развитию в целях построения китайско-африканского сообщества с совместным будущим в новой эпохе”. В режиме on-line к участникам обратился лидер КНР Си Цзиньпин, который указал на необходимость объединения усилий в целях “борьбы с пандемией “Ковид-19”, углубления прагматичной кооперации, продвижения зелёной экономики, обеспечения справедливости и законности”.

В частности, было заявлено о готовности КНР выделить Африке партию вакцины от “Ковид-19” в количестве 1 миллиарда доз. Что приобретает особую актуальность в условиях обнаружения на юге континента нового опасного штамма данной инфекции.

Накануне дакарской встречи в китайских СМИ подводились впечатляющие итоги  двадцатилетнего периода реализации различного рода проектов в Африке, которые с 2013 г. стали составного частью более общего глобального проекта Belt and  Road Initiative. В сфере торговли и инвестиций в экономику африканских стран Китай давно является бесспорным лидером среди других ведущих мировых держав. Объём его торговли со странами континента в 2020-ом “ковидном” году составил 187 млрд долл. и по итогам первых трёх кварталов 2021 г. он будет превышен на 40%. С помощью КНР в Африке проложено 10 тыс. км железнодорожных и 100 тыс. км шоссейных дорог, создано 4,5 млн рабочих мест. Ежегодно Китай инвестирует экономику стран континента на сумму свыше $2,5 млрд.

На фоне этих цифр несолидно, мягко выражаясь, смотрятся попытки швыряться грязью в сторону главного геополитического оппонента, чем его недоброжелатели в очередной раз занялись в связи с дакарской встречей FOCAC. Вновь была запущена пропагандистская шарманка на тему “долговых ям”, в данном случае для африканских партнёров КНР. Для чего была использована ситуация, сложившаяся вокруг единственного международного аэропорта Уганды в столице страны Энтеббе, модернизация которого была профинансирована китайским Export-Import  Bank of China.

Условия кредитования под залог модернизируемого аэропорта на общую сумму в 207 млн долл. (плюс 2% в порядке дохода кредитора) с рассрочкой возвращения долга в течение 20 лет были согласованы в 2017 г. Спустя 2-3 года правительство страны заявило, что не сможет расплатиться с кредитором и провело серию переговоров с Пекином на предмет изменения условий договора. При этом остаётся неясным вопрос “качества использования” полученных правительством Уганды денег. За несколько дней до начала работы FOCAC западные СМИ со ссылкой на издание  Sahara Reporters поспешили сообщить, что аэропорт Энтеббе уже перешёл во владение КНР.

Однако из Пекина пока не последовала какая-либо информация, подтверждающая принятие подобного рода решения, которое было бы законно, но чревато определёнными репутационными издержками для BRI в целом. Возможно, принимается во внимание и то, что вряд ли реализуются первоначальные надежды на превращение процесса модернизации аэропорта Энтеббе в выгодный бизнес-проект под прогнозировавшийся резкий рост “молодёжного туризма”. Фактор разразившейся пандемии “Ковид-19” (да ещё с появлением “особо заразных” штаммов) при общем обнищании населения даже в “развитых” странах нивелирует эти прежние прогнозы.

НВО не раз обращалось к теме пропагандистских атак на проекты, реализуемых в рамках BRI. Ранее об угрозе попадания в “долговые ямы” и последующего “злоупотребления” Пекином подобной ситуацией говорилось применительно к Китайско-Пакистанскому экономическому коридору, строительству порта Хамбантота  на юге Шри-Ланки. Единственное “злоупотребление” в Шри-Ланке (если оно вообще имело место) связано с тем, что китайские компании получили заказы на модернизацию и других портов страны. Западные компании занимались бы тем же, если бы соответствующие тендеры выиграли они.

Хотя досада от проигрыша выгодных контрактов понятна, но это не оправдывает попытки западных СМИ пририсовывать китайской панде хищные зубы. Уже наблюдающиеся реальные результаты той же китайско-африканской кооперации иллюстрируются совсем другой картинкой. Партнёры КНР по BRI получают здесь и сейчас крайне необходимые объекты транспортно-промышленной инфраструктуры, образования и здравоохранения, помощь в развитии сельского хозяйства и борьбе с эпидемиями. Ни у одного из “должников” до сих пор не возникало сколько-нибудь серьёзных проблем в отношениях с КНР.

По странному стечению обстоятельств, за неделю до обсуждаемого мероприятия в рамках FOCAC некими “вооружёнными лицами” были похищены три сотрудника китайских компаний, работающих в Нигерии, и пять в Демократической Республике Конго. Напомним, что ранее в Пакистане были подорваны автобусы c китайскими специалистами, которые работают на объектах КПЭК, который сам по себе является одним из ключевых элементов BRI.

Поскольку, нечто похожее предпринимается и в отношении РФ, то возникает вопрос: не надоело ли заниматься мелкими пакостями по адресу главных геополитических конкурентов с помощью полностью контролируемых СМИ, руками “международных террористов” и недалеко от них ушедших восточноевропейских “незалежных” лимиторофов?

Трудно удержаться от сентенций на тему впустую затраченной энергии в борьбе с ветряными мельницами. Сколько пользы могла бы принести не конфронтация на полях крайне нуждающихся в помощи стран, а согласование усилий тех, кто располагает возможностью её предоставить.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

06.12.2021