Пётр Коновалов

РОССИЙСКИЙ УГОЛЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ В КИТАЕ

Крупнейшим потребителем угля в мире является КНР. Около 50% всего угля, сжигаемого на планете, сгорает в Китае. И, несмотря на то, что КНР сама является главным мировым добытчиком угля, ей также приходится быть его главным импортером.

При этом Китай обеспокоен вопросами экологии. Промышленность КНР обслуживает не только свою страну, но и все те страны, которые сначала ради дешевой рабочей силы, а потом и ради сохранения своей экологии, перенесли свои производства на китайскую территорию. В результате, пока эти страны гордятся относительно чистыми водой и воздухом, в некоторых регионах Китая создалась такая концентрация продуктов сгорания углеводородов, которая действительно опасна для здоровья населения.

Несколько лет назад КНР начала большую реформу энергетики, подразумевавшую значительное сокращение добычи угля на своей территории, массовый переход с угля на природный газ, строительство большого количества атомных электростанций вместо угольных теплоэлектростанций, которые планировалось закрыть.

В 2017 г. были закрыты все угольные теплоэлектростанции и котельные в Пекине и близлежащей провинции Хэбэй. Работу прекратили десятки тысяч объектов. Однако это лишь небольшая часть китайской энергетической системы.

Зима 2017-2018 гг. оказалась в некоторых районах страны необычайно холодной, что увеличило нагрузку на теплоэлектростанции и подстегнуло китайское потребление угля. На протяжении большей части 2018 г. импорт энергетического угля в КНР увеличивался: возможно, это было связано с сокращением его добычи в самом Китае. В результате, по итогам 2018 г. КНР увеличила импорт всех видов угля примерно на 0,7 % по сравнению с 2017 г. (с 279 до 281 млн тонн) и при этом осталась его крупнейшим добытчиком, – около половины угля, добытого в мире в 2018 г., пришлось на Китай.

В 2019 г. Китай, несмотря на официальные заявления о необходимости снизить импорт угля, снова его увеличил, закупив почти 300 млн тонн этого ископаемого, и при этом увеличил его добычу на 4% по сравнению с 2018 г.

В 2020 г. из-за охватившей планету пандемии COVID-19 по всему миру снизились объемы производства. В некоторых промышленных странах снизилось и потребление угля. Однако Китай в 2020 г. все равно добыл угля на 1,2 % больше, чем в 2019 г., и импортировал 304 млн тонн, что почти на 9% (на 13 млн тонн) больше, чем в 2018 г. По-видимому, КНР требовался запас топлива для вывода своей экономики из коронавирусного кризиса.

Так или иначе, китайская программа по уменьшению добычи и использования угля пока что не дает заметных результатов. Гигантская экономика КНР слишком сильно зависит от этого вида топлива, и снижение его потребления займет у Поднебесной длительное время. А пока что как собственная добыча угля, так и угольный импорт КНР демонстрируют стабильный рост.

Это само по себе создает неплохие перспективы для России, которая уже давно поставляет уголь в Китай, а к началу 2019 г. РФ занимала третье место среди его главных угольных экспортеров после Австралии и Монголии. Дополнительные возможности для увеличения поставок на китайский рынок перед российской угольной промышленностью раскрывает текущая международная обстановка.

Долгие годы основным экспортером угля в Китай была Австралия. Однако в 2018 г. между двумя государствами начался разлад: Австралия, будучи частью англосаксонского мира и тревожась из-за роста китайского влияния в Южно-Тихоокеанском регионе, поддержала Вашингтон в «торговой войне» с КНР. Так, она включилась в инициированную США борьбу с китайскими технологическими гигантами – телекоммуникационными компаниями Huawei и ZTE, продававшими свое оборудование по всему миру и начавшими теснить таких конкурентов, как, например, американская Apple. Под предлогом того, что китайские компании крадут данные пользователей в интересах китайской разведки, их деятельность была запрещена в США. Австралия также запретила использование оборудования Huawei  и ZTE на своей территории. Кроме того, в конце 2018 г. Австралия и США объявили, что собираются совместно модернизировать бывшую австралийскую военно-морскую базу Ломбрум на территории Папуа-Новой Гвинеи, – как раз там, где подобную базу планировала разместить КНР. На этой базе, возможно, будут размещаться как австралийские, так и американские ВМС. Это также противоречит южно-тихоокеанским интересам КНР.

В результате в феврале 2019 г. Китай ограничил импорт австралийского угля, увеличив сроки таможенного оформления товара. В китайских портах на долгое время застряли десятки судов, груженые сотнями тысяч тонн австралийского угля, принося владельцам кораблей и груза огромные убытки. При этом такие поставщики угля в КНР, как Индонезия, Монголия и Россия со сложностями не столкнулись. В 2019 г. экспорт угля в Китай из РФ увеличился на 19%, вероятно, в связи с китайско-австралийскими разногласиями. Тем не менее, несмотря на препятствия в виде увеличенного срока прохождения таможни и квот, введенных Пекином, Австралия в 2019 г. продала в Китай угля более чем на $10 млрд.

Мало кто считал, что Китай может всерьез сократить импорт стратегически важного для себя продукта из Австралии. Во-первых, австралийский уголь обладает высоким качеством – дает много энергии при меньшем выделении загрязняющих веществ. Во-вторых, доставлять уголь из Австралии в Китай проще, чем из многих других регионов (поэтому, например, Россия до 2019 г. занимала третье место среди китайских экспортеров, несмотря на то, что ее уголь по качеству не уступает австралийскому).

Однако китайско-австралийские отношения продолжили ухудшаться. В конце 2020 г., после серии скандалов, руководство КНР ввело негласный запрет китайским компаниям импортировать уголь из Австралии. Недостаток топлива планировалось заместить за счет повышения собственной добычи, а также поставок из Индонезии, Монголии и России, которая в 2020 г. продала в Китай угля на 6% больше, чем в 2018 г.

За январь-июль 2021 г. поставки угля из Австралии в Китай сократились более чем на 98%. Пекин планировал серьезно наказать Канберру: ведь экспорт угля – это одна из основ австралийской экономики. Действительно, австралийские компании понесли огромные убытки. Но и в Китае к осени 2021 г. начался энергетический кризис: наблюдались спад промышленного производства и отключения электроэнергии в жилых районах. Сейчас КНР использует запасы угля из резервных хранилищ и работает с новыми поставщиками, в том числе из Африки и Латинской Америки.

Что касается России, то она в 2021 г. значительно нарастила поставки угля в Китай, повысив их в I квартале на 8,4%. Теоретически, РФ могла бы заменить на китайском рынке Австралию, так как располагает огромными месторождениями высококачественного угля в Якутии, относительно недалеко от КНР. Однако пока что поставки ограничивают возможности российско-китайского железнодорожного сообщения. Исторически сложилось, что две огромные страны связаны небольшим количеством железных дорог с не самой большой пропускной способностью, которые являются ветвями Транссибирской железнодорожной магистрали. Свою роль в таком, довольно скудном, сообщении, сыграли напряженные отношения, имевшиеся между СССР и КНР во второй половине ХХ в.

Из-за малой пропускной способности российско-китайских железных дорог значительную часть недостающего угля в 2019-2021 гг. Китаю пришлось восполнять не высококачественным российским товаром, а индонезийским, имеющим гораздо более низкое качество. Кроме того, как упоминалось, КНР пришлось искать поставщиков в Африке и Латинской Америке. Все потому, что по морю в Китай можно доставлять гораздо большие объемы грузов, чем по суше из России.

Сейчас Россия готовится к крупномасштабной модернизации своей транспортной системы в Сибири. В частности, в декабре 2020 г. президент РФ Владимир Путин сообщил о выделении около $800 млн на модернизацию железнодорожной магистрали. Разумеется, если КНР также вложится в свое железнодорожное сообщение с РФ, работа пойдет быстрее. Пока что, несмотря на трудности, Пекин не спешит снимать запрет на поставки австралийского угля. Похоже, для него пришло время крутого логистического поворота в сторону России.

Петр Коновалов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

14.10.2021