Пётр Коновалов

КАК ПЕКИН ПОМОГАЕТ ТЕГЕРАНУ

Победивший на выборах президента Исламской Республики Иран в 2021 г. Ибрахим Раиси и его команда рассчитывают на то, что объемы сотрудничества их страны с Китайской Народной Республикой (КНР) в ближайшие несколько лет приумножатся. Иранское руководство давно придает большое значение диалогу с КНР и делает все, что в его силах, чтобы упрочить дипломатические отношения между двумя государствами. В чем причина стремления Ирана наладить максимально тесные связи с Пекином, как к этому относятся другие государства и что представляет собой партнерство двух стран, – эти вопросы будут рассмотрены далее.

Прежде всего, необходимо отметить, что Иран занимает очень сложное геополитическое положение. С одной стороны его окружают страны Ближнего Востока, которые настроены резко против проводимой Тегераном политики. С другой стороны находится Афганистан, в котором организация «Талибан» (запрещена в РФ) с каждым днем заявляет о себе все громче и громче. На фоне этой и без того не самой благоприятной обстановки процветанию Ирана ощутимо мешают введенные против Исламской Республики санкции США.

Единственными настоящими союзниками Ирана можно назвать три страны. Во-первых, это Сирия, власти которой весьма признательны Тегерану за оказанную им помощь во время гражданской войны. Во-вторых, это Россия, интересы которой во многом совпадают с интересами Исламской Республики. В-третьих, это Китай, стремящийся противопоставить себя США в качестве основной силы на мировой арене и быть основным торговым партнером для максимального количества стран.

Значимой страницей в истории сотрудничества Ирана и КНР является подписанный в марте 2021 г. ирано-китайский договор о всестороннем сотрудничестве. Согласно данному межправительственному соглашению, провозглашается тесная взаимосвязь в экономических и военных сферах. Руководство Ирана с радостью пошло на этот шаг, так как теперь страна имеет полноценную поддержку государства, обладающего наиболее высоким во всем мире показателем ВВП.

Страны, настроенные против действий Тегерана, отрицательно относятся как к партнерству Ирана и Китая, так и к подписанию вышеуказанного Соглашения. Это связано с тем, что у них отсутствует желание видеть Исламскую Республику более влиятельной страной. Саудовская Аравия опасается того, что Иран отнимет у нее статус ведущей державы в ближневосточном регионе. Израиль с нескрываемой тревогой относится к укреплению мощи страны, которая до сих пор официально не признает его в качестве полноправного государства. США и их союзники по НАТО противятся потенциальной модернизации иранских вооруженных сил из-за того, что на данный момент у западных стран нет ресурсов, необходимых для наращивания военного присутствия на Ближнем Востоке.

Основная суть ирано-китайского договора состоит в том, что Китай в течение 25-ти лет вложит приблизительно $400 млрд в экономику Ирана в обмен на бесперебойные поставки иранских энергетических ресурсов. Помимо этого, Поднебесная планирует инвестировать внушительные суммы в строительство портов и железных дорог на территории Исламской Республики. Китай придает большое значение экономическому благосостоянию своих партнеров, потому что Пекин понимает, что со страной, экономические показатели которой находятся на высоком уровне, можно заключать более прибыльные сделки.

Также большое внимание в данном Соглашении уделено совершенствованию банковской сферы и развитию сектора информационных технологий. В настоящее время банковская система Ирана архаична и не отвечает мировым стандартом. Основной причиной сложившейся ситуации является устаревшее программное оборудование, нерациональные решения руководства и недостаток грамотных специалистов. В планы Пекина входит модернизация финансовых институтов страны, чтобы вывести уровень благополучия иранцев на новый уровень.

Можно предположить, что сотрудничество Ирана и Китая в недалеком будущем послужит причиной отмены американских санкций. США теряют былую мощь, а для удержания статуса одной из ведущих мировых экономик им необходимо иметь связи с успешно развивающимися странами. Если сотрудничество с КНР повысит уровень иранского благополучия, то Вашингтон пересмотрит свое отношение к Исламской Республике. Безусловно, в таком случае, многое будет зависеть и от Тегерана, который может не захотеть взаимодействовать со вчерашним недругом.

Призванный объединить Китай с как можно большим количеством стран единой транспортной инфраструктурой проект «Один пояс – один путь» играет важную роль в развитии ирано-китайских отношений. Данный проект оказывает серьезное содействие интеграции Ирана в единое экономическое пространство. С его помощью иранские компании смогут с минимальными затратами транспортировать свои товары в другие государства, тем самым продвигая имидж иранского производителя на мировом рынке. Сеть инфраструктурных проектов ускорит темпы роста ВВП Ирана.

После подписания ирано-китайского договора о всестороннем сотрудничестве ожидается увеличение в Иране китайского влияния в стране. Все большее число коммерческих организаций из Китая будет вести свою деятельность на территории Исламской Республики. Безусловно, это приведет к увеличению количества граждан КНР, пребывающих в Иране. Если это произойдет, то и культурный обмен между двумя странами станет гораздо интенсивнее.

В тексте Соглашения речь также идет, про некоторым данным, о совместных военных проектах. Если это действительно так, то в перспективе на землях Ирана могут быть расположены китайские военные объекты. Конечно, иранское законодательство запрещает наличие иностранных военнослужащих на территории государства, однако парламент Исламской Республики может пересмотреть данные правовые нормы и отменить их как устаревшие и не соответствующие современным реалиям.

Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод, что Тегерану выгодно сотрудничать с Китаем, поскольку на сегодняшний день у Исламской Республики небольшой список друзей, а поддерживать связи с сильной державой Ирану жизненно необходимо. Также иранское руководство заинтересовано в повышении экономического роста и улучшении уровня жизни своих граждан, что представляется возможным сделать, в том числе, участвуя в китайских торгово-экономических и прочих проектах. И, что самое важное, Иран, таким образом, получает возможность обезопасить свои границы от враждебно настроенных государств, стремящихся изменить политический режим в стране.

Петр Коновалов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

18.08.2021