Владимир Одинцов

КРЕПНУЩЕЕ БРАТСТВО АРМИЙ КИТАЯ И РОССИИ

В Китае на севере страны стартовали совместные учения Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и Вооруженных сил России «Запад. Взаимодействие — 2021». В них принимают участие около 13 тысяч военнослужащих, задействовано более 400 единиц военной техники. Особенностью этих учений стала не только их масштабность, но и решение китайского командования впервые предоставить российским военным возможность использовать не отечественное, а китайское оружие. Это освоение китайской военной техники проходило в несколько этапов, включая теоретическую подготовку, занятия на электронных тренажерах, а также уроки практического вождения и стрельбу. Учения этого года имеют особое значение для обеих сторон, вынужденных совместно искать пути противодействия растущему давлению США и их союзников.

Примечательно, что, явно намереваясь «послать сигнал Китаю», одновременно с  китайско-российскими учениями маневры в регионе начали США со своими союзниками. По сообщению газеты Stars and Stripes, «нынешние учения американских ВМС стали самыми большими за 40 лет». Как указывается в Вашингтоне об их цели – «чтобы быть готовыми к отражению агрессии на многих фронтах». А Индо-Тихоокеанское командование США начало учения вместе с Британией, Австралией, Японией. Помимо этого, на конец августа запланированы американо-индийские маневры в Бенгальском заливе.

По сообщению китайских СМИ, на время китайско-российских учений сформировано общее военное командование, персонал двух стран осваивает взаимодействие авиации, артиллерии и бронетанковых подразделений, созданы объединенные команды, чтобы проверить способность вести совместную разведку, обнаруживать заблаговременно электронное нападение и уничтожать врага. Отрабатываются посадка подразделений в воздушные суда, перелет и десантирование, производится многокилометровый марш-бросок по пересеченной местности. Важным аспектом этих учений является не только улучшение тактических возможностей армий двух стран, но и свидетельство расширения и укрепления российско-китайского стратегического партнёрства, в основе которого лежит ряд общих целей, включая развитие многополярного миропорядка.

Теперь сотрудничество двух стран в военно-технической области явно выходит за рамки борьбы с терроризмом и может рассматриваться как ответ на растущую американскую военную активность у границ Китая и России, отмечают военные эксперты.

Как подчеркивает общественно политическое издание США The Diplomat, китайско-российские манёвры показывают, что отношения двух держав зиждутся на прочном фундаменте, в то время как попытка Запада изолировать Россию не оставила Москве другого выбора, кроме как пойти на более тесное сотрудничество с Пекином. По цитированному изданием мнению старшего научного сотрудника Гудзоновского института Ричарда Вайца, увеличение в последний период количества российско-китайских военных учений направлено на явное «улучшение возможностей обеих армий, повышение их оперативной совместимости, продвижение сотрудничества в оборонной промышленности. При этом они призваны послать сигнал другим странам, а также продвигать взаимные гарантии и укреплять взаимодоверие». Кроме того, как считает эксперт, учения важны для институционализации китайско-российских связей, при том, что официального военного альянса Москва и Пекин так и не заключили.

Наблюдатели обращают внимание на то, что не так давно страны отметили 20-летний юбилей Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем. При этом особо отмечаются слова президента Владимира Путина и Си Цзиньпина о том, что их партнёрство — это не «политический» или «военный союз», тем не менее, по их словам, российско-китайские отношения «превосходят такую форму межгосударственного взаимодействия».

Западные аналитики не скрывают, что, в свете вывода войск США и стран НАТО из Афганистана, проходящие в Китае российско-китайские учения «Запад. Взаимодействие — 2021» вызывают обеспокоенность США и Запада. В частности, Financial Times акцентирует внимание на происходящем и активно развивающемся помимо политического, еще и военном сотрудничестве Пекина и Москвы. Беспокойство Запада связано также и с выводом американского контингента из Афганистана, особенно на фоне того, как и Пекин, и Москва контактируют с «Талибаном» (движение признано террористическим и запрещено в России). Помимо этого, за учениями внимательно следят с целью выявления признаков того, как китайские и российские силы учатся координировать миссии и проводить совместные операции.

Британцы считают, что обе страны формируют свой альянс. А Daily Express даже назвал эти совместные учения «леденящим душу» предупреждением странам НАТО. Хотя в комментариях читатели отметили, что было бы полезно, если бы Россия и Китай объединили свои усилия, чтобы помешать США и НАТО «творить беспредел в мире».

С большим волнением отслеживают китайско-российские учения в Японии. Как отмечает японское издание JB Press, в Токио явно озабочены тем, что острие китайско-российских военных учений когда-нибудь может повернуться и на «северные территории». Китайцы давно испытывают интерес к экономике Южных Курил и с удовольствием подхватят предложение российского премьера Мишустина об участии в их освоении. Поэтому издание усиленно нагоняет на японцев страху, что Япония будто бы может стать следующей целью в российско-китайских амбициях.

В целом же многими западными аналитиками признается, что активизация американской политики на китайском и российском направлениях вынуждает Москву и Пекин искать новые пути противодействия растущему давлению США и их союзников, считающих две страны главными угрозами своей безопасности. Последнюю попытку оказать коллективное региональное давление на Китай США предприняли пару недель назад на министерских встречах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Восточноазиатского саммита. Между тем, качественно новый уровень взаимодействия, продемонстрированный военными России и Китая в ходе маневров «Запад. Взаимодействие — 2021», напоминает Западу и Индо-Тихоокеанскому региону о том, что идея изоляции Китая и России по указке Вашингтона и создания единого антикитайского/антироссийского фронта оказывается окончательно нежизнеспособной.

Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

16.08.2021