Константин Пензев

ДВОЕ И БОЛИВАР. БОЛИВАР НЕ ВЫНЕСЕТ ДВОИХ

Возможная смена политического и экономического лидера человеческого сообщества в нынешнем столетии не выглядит явлением из ряда вон выходящим. Если говорить обобщенно, то XIX век можно назвать веком Великобритании, ХХ - веком США. Что же касается XXI-го столетия, то оно, скорее всего, станет эпохой восхождения Китая. В данном восхождении нет ничего хоть сколько-нибудь удивительного. Превращение экономики Поднебесной в крупнейшую экономику мира является не более чем возвратом к схеме, существовавшей до начала Промышленной революции. Между тем, до начала Промышленной революции Китай представлял собой сухопутную державу. Нынешнее его военно-политическое развитие пойдет по иному пути. В связи с ресурсной недостаточностью, Китаю придется принять модель «островного государства» и океанского гегемона.

Нынешнее руководство КНР в своей внешнеполитической риторике стремится избегать тем, связанных с превращением страны в могущественную империю. Во-первых, Китаю предстоит еще достаточно долгий путь к величию и процветанию, во-вторых, китайскому руководству нет необходимости лишний раз будоражить общественное мнение воинственными кличами. Однако, хочет того или не хочет китайский политический слой, но дальнейшие его решения в части будущего страны будут продиктованы, прежде всего, внешними обстоятельствами, и только затем уже волей его руководства. Посмотрим на эти обстоятельства.

Зависимость Китая от поставок сырья, осуществляемых морским путем, диктует руководству КНР необходимость заниматься их безопасностью. Чтобы обеспечить безопасность поставок сырья, КНР необходим океанский авианосный, подчеркиваю, авианосный флот. Это первое. Второе состоит в том, что для обеспечения деятельности своего флота Китаю понадобится некоторое число военно-воздушных и военно-морских баз. Третьим требованием безопасности и стабильности снабжения ресурсами является контроль над ключевыми точками морских транспортных путей, т.е. над соответствующими проливами вроде Суэцкого и Малаккского. Это требование диктует Пекину необходимость обеспечения лояльности политических режимов, которые контролируют эти точки или позволяют эти точки обойти.

Китай сможет бросить вызов Соединенным Штатам только тогда, когда он в полной мере освоит строительство собственных авианосцев и когда сила его флота станет сравнимой с силой сегодняшнего хозяина морей, т.е. с боевыми возможностями ВМС США. Пока же дела обстоят следующим образом. По информации РИА «Новости» от 20.06.111, первым китайским авианосцем, который Пекин обещает спустить на воду к концу 2011 г., станет купленный у Украины в 1998 г. за 20 млн. долл. недостроенный советский ТАКР «Варяг» (систершип «Адмирала Кузнецова»). Авианосец войдет в состав ВМФ КНР под именем «Ши Лан». Энергоустановки для него уже выпускаются в Харбине по украинской лицензии.

Так вот, корабли класса «Адмирал Кузнецов» - это хорошие корабли, но они не могут составить конкуренцию ныне действующей в ВМС США серии «Нимиц». Последние располагают ядерной силовой установкой и авиакрылом более чем в 2 раза превосходящим по численности авиакрыло бывших советских ТАКР. Таким образом, Китаю еще только предстоит создание оригинального авианосца, сравнимого по возможностям даже не с серией «Нимиц», а уже с новой серией «Джеральд Форд» 2.

Когда же произойдет становление океанского авианосного флота КНР? Посмотрим на опыт США.

Первым американским авианесущим кораблем стал «Лэнгли», введенный в строй в 1922 г. Он представлял собой переделанный угольный транспорт «Юпитер» и, по сути, являлся только лишь экспериментальным образцом. Первыми полноценными авианосцами можно считать «Ленсингтон» и «Саратогу», переделанные из линейных кораблей и принятые на вооружение в 1927 г. Первым специально спроектированным авианосцем США стал «Рейнджер» (1934), послуживший прототипом для серии «Йорктаун» («Йорктаун» (1937), «Энтерпрайз» (1938), «Уосп» (1940), «Хорнет» (1941). Таким образом, к началу Второй мировой войны американский авианосный флот состоял из 7 авианосцев и одного авиатранспорта «Лэнгли». Его конкурент, ВМС Японии, насчитывали в своем составе 6 авианосцев.

Что касается современного Китая, то его первым опытом можно считать достраиваемый в этом году советский «Варяг». Создание же полноценного китайского авианосного флота, исходя из опыта США, можно отнести приблизительно к 2030-2035 гг., т.е. через 20-25 лет. До этого времени КНР будет находиться в достаточно уязвимом и, я бы сказал, «подвешенном» состоянии.

Что же делать руководству КНР для того, чтобы максимально демпфировать стратегическое превосходство США? Здесь я не собираюсь давать кому бы то ни было какие-либо советы, но намереваюсь попробовать оценить некоторые возможности. Не более того.

Ключевым понятием в китайской стратегии настоящего времени должны стать слова «диверсификация поставок сырья». Основные пути поставок энергоносителей в КНР («Жемчужная нить») ныне находятся под контролем ВМС США. Поставки энергоносителей и иного сырья из России находятся только под контролем России. Для их обеспечения не требуется строить авианосцы и даже танки, поскольку РФ охотно продает нефть и газ тому, кто их купит по приличной цене. Более того, Россия может обеспечить безопасность поставок энергоресурсов собственными силами, что позволит Китаю сэкономить некоторое количество средств. Еще один нюанс состоит в том, что экономики КНР и РФ способны весьма удачно друг друга дополнять. У РФ есть нефть и газ, у КНР - дешевые и достаточно качественные товары повседневного спроса: одежда, компьютеры, бытовая электроника и пр. В общем случае существует реальный товарообмен, а не обмен китайских товаров на долговые обязательства США.

Делаю ли я в данном случае какое-то открытие? Нет.

Мэтт Геркен (Matt Gertken), обозреватель «Stratfor», указывает, что «Россия обеспечивает себе большие излишки торгового баланса за счет экспорта энергии, в первую очередь, в Европу, и она заинтересована в развитии Дальнего Востока и Сибири - с тем, чтобы удовлетворить азиатский спрос, который стремительно растет. И в то же самое время Китаю необходимо найти маршруты импорта энергии, которые не зависят от морских путей - ведь они могут быть заблокированы в связи с войнами на Ближнем Востоке или какой-то другой катастрофической ситуацией военно-морскими силами США, которые теоретически могут ввести эмбарго в отношении Китая. Потому Китай находится в поиске наземных путей получения энергии» 3.

Сегодня половина объема российской внешней торговли приходится на страны ЕС и США (53,3%). На КНР приходится 9,5%4. Данный дисбаланс не выгоден России, которая также не против диверсифицировать поставки энергоносителей, чтобы как можно меньше зависеть от воли Запада. Последний находится ныне под контролем США. И дело здесь не в том, что русскому обществу чем-то не нравится этот самый Запад. Дело в снижении торговых рисков, а они, как известно, нередко зависят от политических обстоятельств.

Что происходит в настоящее время?

М.К. Бхадракумар (M.K. Bhadrakumar), обозреватель «Asia Times» (Гонконг), полагает, что приезд Ху Цзиньтао для участия в Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге 16-18 июня станет поворотным моментом в российско-китайском энергетическом сотрудничестве. «Российский энергетический гигант Газпром рассчитывает перекачивать 30 млрд. кубометров природного газа в год в Китай к 2015 г., и переговоры о цене уже находятся на продвинутой стадии. Китайские официальные лица настаивают, что тупик, в который зашли переговоры 5, наконец-то будет преодолен заключением соглашения к тому времени, когда Ху прибудет в Россию. Действительно, когда самая быстро растущая крупная экономика мира и самый большой в мире экспортер энергоресурсов приходят к соглашению, это идет значительно дальше простого вопроса двустороннего сотрудничества» 6.

Таким образом, проблема диверсификации российских поставок энергоносителей успешно решается в настоящее время. На очереди, возможно, стоит и другая проблема, а именно вопрос о развитии Сибири и российского Дальнего Востока и поставках в КНР иных видов ресурсов. Вопрос этот осложняется тем, что себестоимость ресурсодобычи в вышеуказанных регионах довольно высока, однако, как плата за экономическую безопасность, она не чрезмерна.

Естественно, российско-китайское экономическое сотрудничество не будет ограничено только лишь сотрудничеством в нефтегазовой сфере. Ху Цзиньтао, на недавно прошедшем форуме в Санкт-Петербурге, определил интересы КНР следующим образом: «Мы готовы активизировать сотрудничество в инвестициях, энергетике, атомной энергетике, авиации и космосе с приоритетным наращиванием сотрудничества по новым видам энергетики» 7.

Задачу диверсификации импорта сырья, в частности, энергоносителей, Китай во многом может решить с помощью России. Однако решение этой задачи может только ослабить, но не ликвидировать зависимость КНР от США. Чтобы полностью убрать данную зависимость Китаю требуется вытеснить США с их гегемонистских позиций в Мировом океане.

Сейчас посмотрим на географическую карту. Первое, что бросается в глаза, это стратегическая позиция Тайваня, которая довлеет над южным участком китайского побережья и позволяет контролировать Тайваньский пролив и пролив Баши. Последние имеют важное значение для США, в частности, для их борьбы с подводными лодками КНР в случае американо-китайского конфликта. Кроме того, цепь островов Хайнань, Тайвань и архипелага Чжоушань представляет собой первый рубеж морской обороны Китая, своеобразную морскую Великую стену и нынешний негласный контроль США над Тайванем является прорывом этой стены.

Первым шагом в восхождении Китая к вершинам морского могущества должно явиться восстановление его контроля над Тайванем, который, кроме всего прочего, предоставляет открытый доступ в Тихий океан. Силовое решение данного вопроса, на мой взгляд, неприемлемо. Скорее всего, речь должна идти о постепенной интеграции, сначала экономической, а затем и политической. Эта мысль находит понимание в китайском обществе.

На сегодняшний момент товарооборот между двумя Китаями составляет 4,7% от общего объема внешней торговли Поднебесной. С января по сентябрь 2010 г. объем торгового оборота между континентальным Китаем и Тайванем составил 107,4 млрд. долл. Это очень значительная цифра. По данным Министерства торговли КНР, это на 45,9% больше уровня за аналогичный период 2009 г. С начала 2010 г. объем импорта из Поднебесной в Тайвань составил 2,1 млрд. долл., увеличившись на 52,6%. Объем ввоза из Тайваня достиг 86,2 млрд. В процентном отношении этот показатель вырос на 44,3%8.

Восстановление же политического единства двух Китаев произойдет, скорее всего, мирным демократическим путем, после избрания народом Тайваня ответственного правительства, способного решить эту проблему.

Итак, завершение формирования мощного авианосного флота и восстановление контроля над Тайванем станут свидетельством того, что Китай готов вступить в борьбу с США за гегемонию над Мировым океаном. Пользуясь своим подавляющим превосходством в экономике, Китай должен будет плавно наращивать свои усилия по вытеснению Соединенных Штатов из всех стратегически важных для контроля над Океаном пунктов. В первую очередь КНР следует обратить внимание на обеспечение лояльности политических режимов, которые контролируют эти пункты. Речь, в частности, идет о значимых проливах, точках базирования и контролирующих их странах. К примеру, если речь идет о контроле над Суэцким проливом, следовательно, речь идет об установлении особых отношений Китая с Египтом, если о контроле над Малаккским проливом, то здесь будут важны отношения с Сингапуром. И т.д. и т.п. Впрочем, все это является делом отдаленного будущего. Решающие события, скорее всего, произойдут в середине XXI в. и связаны они будут не только с усилением могущества Китая, но и с внутренними событиями в США. Впрочем, это уже другая история.

Пензев Константин Александрович, писатель-историк, обозреватель Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

1 http://www.ua.rian.ru/politics/20110620/78776730.html

2 Закладка состоялась 13 ноября 2009 года, введение в состав флота планируется в 2015 году.

3 http://www.stratfor.com/analysis/ 20100928_dispatch_aligning_sino_russian_energy_interests

4 Сайт ФТС http://master-adm.customs.ru/customs/index.php

5 Речь идет о ценовом споре на поставки российского газа, подробнее см. здесь http://www.inosmi.ru/fareast/20110603/170238067.html и здесь http://www.epochtimes.ru/content/view/48350/3/

6 http://www.atimes.com/atimes/Central_Asia/ME10Ag01.html

7 http://rus.ruvr.ru/2011/06/17/51983424.html

8 http://www.chinapro.ru/rubrics/1/6174/

По информации - Новое Восточное Обозрение

29.06.2011