Анатолий Сёмин

ИЗВЛЕЧЕТ ЛИ КИТАЙ УРОК ДЛЯ СЕБЯ ИЗ ТРАГЕДИИ НА ЯПОНСКОЙ АЭС

Природно-техногенная катастрофа на японской атомной электростанции Фукусима имела большой резонанс в Китае. Правительство поспешило приостановить работу над амбициозной долгосрочной программой расширения сети атомных электростанций в стране. Одновременно обострилась дискуссия вокруг до сих пор не завершенного проекта 5-летнего плана развития энергетики, являющегося составной частью принятого в марте 2011 г. Всекитайским собранием народных представителей 12-го Плана социально-экономического развития КНР. В правительстве на сегодня отсутствует единство мнений относительно, в частности, развития гидроэнергетики.

По оценке специалистов, энергетический баланс Китая является явно проблемным. В конце 2010 г. общая мощность энергоблоков китайских электростанций достигала 950 млн. кВт, в т.ч.: ТЭС - 700 млн. кВт, ГЭС - 210 млн. кВт, АЭС - 10,8 млн. кВт, ветряные электростанции - 30 млн. кВт (1). В балансе преобладает доля тепловых электростанций, а среди них - работающих на сжигаемом угле. Отсюда - предельно обострившаяся проблема загрязнения окружающей среды. Выход специалисты до сих пор видели в повышении в энергетическом балансе доли ГЭС и АЭС.

Исходя из такой оценки, разрабатывались долгосрочные планы. Что касается атомной энергетики, то в настоящее время в КНР действуют 11 реакторов АЭС, 25 - в стадии строительства, а 54 запланировано построить. Китайская национальная комиссия развития и реформ до последнего времени считала необходимым повысить долю АЭС в энергетическом балансе с 1% в настоящее время до 6% к 2020% (2). После трагедии на АЭС в Японии в марте 2011 г., возможно, планы будут скорректированы. Ведь, по оценке специалистов, половина действующих атомных электростанций в КНР находится в сейсмически опасных зонах.

Некоторые признаки свидетельствуют о том, что и планы интенсивного строительства ГЭС могут быть пересмотрены. Несколько проектов возведения плотин на реках Янцзы и Ну в настоящее время уже оказались в подвешенном положении. 18 мая Госсовет КНР выступил со специальным заявлением, в котором сообщалось о наличии серьезных проблем на плотине "Три ущелья". Здесь, в 2008 г., было завершено строительство самой крупной в мире гидроэлектростанции мощностью в 18200 мегаватт. ГЭС всегда рассматривалась китайскими руководителями в качестве символа экономического и технического прогресса страны. В заявлении констатируется, что "проект оказался в высшей степени полезным обществу в плане предотвращения затоплений, генерирования электроэнергии, развития речного судоходства, использования водных ресурсов" (3). Вместе с тем, Госсовет указывает, что "проект породил ряд чрезвычайных проблем в сфере экологии, предупреждения стихийных бедствий, обеспечения материального благополучия перемещаемого из района затопления населения" (4).

В очередную пятилетку было намечено начать осуществление проектов ГЭС общей мощностью не менее 140 гигаватт, это более чем в 7 раз превышает мощность ГЭС "Три ущелья" и более чем любая другая страна построила за всю свою историю. Каскад новых плотин предполагалось построить на реке Ну, в среднем и верхнем течениях Янцзы и на ее притоках, а также в верхнем течении Меконга. Но геологические и сейсмические риски становятся ключевым фактором в принятии окончательных решений на строительство. Как показал опыт эксплуатации плотины "Три ущелья", неустойчивый уровень воды на реке привел к дестабилизации сотен километров откосов, дал толчок к многочисленным оползням. Необходимость держать под контролем эрозию в зоне строительства новых плотин потребует, по мнению экспертов, дополнительных капиталовложений в 10 млрд. долл., а также дополнительного переселения 300 тыс. чел. (5).

Большинство к настоящему времени рассматриваемых проектов ГЭС предусматривается строить в гористом районе на северо-западе страны, в сейсмически активной зоне. Китайские специалисты уже подтвердили угрозу здесь частых мощных землетрясений и масштабных оползней, серьезный риск геологических катастроф.

В Китае в последнее время усиливается осознание необходимости эффективного международного сотрудничества в целях обеспечения безопасности своей энергетики. В ходе трехстороннего саммита Китая, Японии и Республики Корея, который проходил в конце мая в Японии с посещением района аварийной АЭС Фукусима, были обсуждены проблемы ядерной безопасности в регионе, намечены пути сотрудничества в сфере обеспечения безопасности ядерной энергетики трех стран. При этом ни для кого из участников встречи не осталось секретом, что каждой стране в основном самой придется решать свои в этой области проблемы. Наглядный опыт Японии об этом свидетельствовал.

Таким образом, перед Китаем (и не только) стоит сложная задача, как решать проблемы интенсивно развивающейся экономики, требующей колоссального притока энергии, в условиях нарастающего риска природно-техногенных бедствий. Есть основания предполагать, что в определенном смысле ситуация может стать сдерживающим фактором успешного социально-экономического развития страны.

Семин Анатолий Васильевич, кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник ИДВ РАН, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

По информации - Новое Восточное Обозрение

20.06.2011