Константин Пензев

ДВОЕ И БОЛИВАР, ИЛИ КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ ЕСТ

Положим, что ресурсы планеты Земля конечны, их добыча на соседних планетах является делом далекого, даже очень далекого будущего, а население планеты растет совершенно несуразными темпами. Т.е. перед нами проблема, которой задавался еще небезызвестный английский патер Томас Мальтус. Здесь, кстати, следовало бы задуматься над вопросом "Что может быть хорошего из Британии?". Однако факт остается фактом, патер Томас первым в столь глобальном масштабе осознал, что людей много, а ресурсов мало, и это в то время, когда население Земли едва ли составляло 1 млрд. чел. Возможно, что на рубеже XVIII-XIX вв. мальтузианство, по сути, представляло собой параноидальный бред, возможно, именно таковым оно является и сегодня, но то, что оно прочно засело в мозгах англо-саксонского истеблишмента по обе стороны Атлантики, является фактом несомненным.

Сейчас посмотрим на некоторые цифры.

Население США в 2005 г. составило 294,4 млн. чел. Население Европейского Союза (Европа-25) на тот же момент - 459,5 млн. чел. или 7,18% от общемирового значения. Население США, Японии и <других более развитых стран> - 7,48%, других стран Совета Европы, куда входит и Россия - 5,39%. Безусловно, Россия не принадлежит к "золотому миллиарду", впрочем, погрешность, привносимая ею, невелика. Итого - 20,05%. При этом население одного только Китая составляет 20,34%, Индии - 16,75%, всех остальных стран - 42,86% (1).

"Все остальные страны" в большинстве своем являются объектами грабежа и эксплуатации Запада. В колониальную эпоху подобными объектами были также Индия и Китай. Не стану утверждать, что Индия сегодня окончательно освободилась от западной эксплуатации, но Китай, похоже, весьма близок к этому освобождению. Более того, экономика Поднебесной позволяет ей претендовать на лидирующее место в мире.

Таким образом, перед взором западного человека ныне предстает следующая картина будущего. Состоит она в том, что жить в комфортабельных городских апартаментах, ездить в автомобилях с кондиционерами и ежедневно кушать мясо будет не только он, но еще и китаец. Я бы сказал так: пугающе много китайцев.

Готово ли человечество к удвоению "золотого миллиарда", вот в чем вопрос, и этот вопрос приводит правящий слой западного мира в состояние легкого замешательства, если не сказать - помешательства. Ибо удвоение "золотого миллиарда" за счет граждан Китая не означает удвоения ресурсов, а наоборот - удвоение их потребления.

Впрочем, не станем торопиться и начнем по порядку.

Отношения КНР и США, военно-политического лидера Запада, сегодня хороши как никогда. Это действительно так. К примеру, в ноябре 2009 г. президент Обама посетил Пекин с официальным визитом и предложил китайскому руководству что-то вроде совместного управления человечеством. Последнее, как известно, страдает от всякого хаоса и требует наведения порядка. Во время визита вновь были озвучены тезисы о взаимосвязанности экономик двух стран, о необходимости объединения усилий в борьбе с очередным кризисом, который устроили США, а также была выдвинута идея о формировании "большой двойки" (G2) - американо-китайского стратегического партнёрства по решению ряда глобальных и международных проблем. Несколько ранее, в январе 2009 г., Г.Киссинджер в лондонской "Индепендент" заявил, что глобальный мировой порядок в будущем будет зависеть от характера взаимодействия США с Китаем и предложил новому поколению американских политиков строить отношения с КНР на основе чувства общей судьбы, так, как строилось межатлантическое взаимодействие после Второй мировой войны.

Безусловно, многое в китайско-американских отношениях остается, что называется, "за кадром", тем не менее, никто из президентов США не предлагал СССР или той же Российской Федерации после 1991 г. совместно управлять миром и создать G2. Китайским же коммунистам это было предложено. Причем, все эти предложения Вашингтон делает несмотря на ущемление в Китае прав человека и прочие ущемления, на основании которых США считают себя вправе оккупировать любую страну.

Что же китайская сторона? Как она реагирует на политические заигрывания Вашингтона? Китайское руководство, сдержанное по своей природе, не спешит с проявлением бурных чувств по отношению к своему североамериканскому партнеру, но, тем не менее, не находит нужным скрывать, что американо-китайские отношения достаточно хороши, хотя могли бы быть и лучше. Так, во время визита председателя Ху Цзиньтао в Вашингтон, в 2011 г., китайский лидер заявил, что в отношениях Китая и США наблюдается "плавный и последовательный рост". Похоже, что это не пустые слова.

Как утверждает бывший министр финансов США Генри Полсон в мемуарах "On The Brink", Россия в 2008 г. убеждала Китай совместно сбросить облигации американских ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac, чтобы подтолкнуть правительство США к их национализации. Последняя стала бы гарантией возврата вложенных средств. Дело в том, что агентства Fannie Mae и Freddie Mac контролируют более половины рынка ипотечных услуг в США, который оценивается в 12 трлн. долл. Резкое падение цен на жилье привело к убыткам агентств на сумму в 150 млрд. долл. Тяжелое положение Fannie Mae и Freddie Mac привело к решению администрации США о национализации данных корпораций, поскольку их банкротство могло вызвать острый кризис, если не крах финансовой системы США. Поддержка агентств обошлась американской администрации в 400 млрд. долл., из которых 85 млрд. ушли на прямое финансирование их деятельности.

По словам Генри Полсона, он узнал о предложении России, находясь в Пекине на летней Олимпиаде. Китай тогда отказался участвовать в сбросе, что же касается России, то, по данным Bloomberg, в сентябре 2008 г. РФ продала бумаги агентств на 65,6 млрд. долл. Это совпало по времени с национализацией Fannie Mae и Freddie Mac. Что бы произошло, если бы КНР присоединилась к продаже? Сложно сказать. Во всяком случае, причиной общемирового кризиса 2008-2011 гг. называется ипотечный кризис в Соединенных Штатах, который, в свою очередь, привел к краху 5 крупнейших американских инвестиционных банков, сокращению на четверть автомобильных продаж в США, всплеску безработицы и т.д. Кроме того, если к началу кризиса, в 2007 г., госдолг США составлял 8,95 трлн. долл., то к настоящему времени, в 2011 г., он превысил 14 трлн.

Ныне повсеместно принято утверждать, что экономики США и КНР тесно связаны друг с другом. Это действительно так, хотя здесь существуют и некоторые значимые нюансы.

В 2008 г. Китай экспортировал в США товаров на сумму 337,7 млрд. долл., а импортировал на 69,7 млрд. Экспорт Китая в США в 2008 г. составил 6% ВВП, экспорт США в КНР около 0.5% ВВП США. Ясно, что при экономическом обвале в США КНР потеряет огромный рынок сбыта. Для США же китайский импорт выгоден чрезвычайно. Американцы потребляют продукцию КНР, расплачиваясь за товары резаной бумагой, а то и просто цифрами на банковских счетах. Впрочем, тем самым США разоряют собственного производителя, что не есть хорошо в общей перспективе, ибо единомоментно восстановить работу целых отраслей промышленности, в случае некоторых проблем, не так уж и просто. Но, похоже, что руководство Соединенных Штатов не склонно забивать себе голову тревожными мыслями подобного рода.

Что получает КНР взамен своего экспорта в США? Он получает американскую валюту, в товарном отношении - практически ничего. Кроме того, КНР скупает американские казначейские облигации, поддерживая тем самым на плаву государственную организацию США. Казалось бы, для КНР торговля с Соединенными Штатами является убытком в чистом виде. Однако все не так просто. Доллар США является мировой валютой, и на эту валюту КНР скупает ресурсы, а также акции ресурсных и производственных корпораций по всему миру. Когда КНР скупит все требуемые и доступные для продажи ресурсы, США с их долларом перестанут быть ей необходимыми. Или тогда, когда долларовый печатный станок, включенный сегодня на полную мощность, не превратит валюту Соединенных Штатов в бумагу для оклейки клозетов.

Повсеместно принято утверждать, что экономический обвал в США приведет к экономическому обвалу в КНР. В короткой перспективе это утверждение похоже на правду. Однако КНР имеет огромный внутренний рынок и, потеряв североамериканский сегмент своего экспорта, она достаточно быстро сможет переориентировать избыточный товарный поток на внутреннее потребление. Данная перспектива периодически обсуждается в китайской прессе. В 2010 г. на долю Китая пришлось 19,8% мирового производства, совокупной стоимостью 1,995 трлн. долл. (2). В 2009 г. объем китайского экспорта составил 1,2 трлн. долл. и должен был составить 1,5 трлн. в 2010 г. (3). Таким образом, жители Поднебесной потребляют только треть того, что они производят. Они, может быть, потребили бы и больше, но кто же им в настоящих условиях даст это сделать?

Увы, при том, что КНР в данное время является крупнейшим производителем товарной продукции, уровень жизни среднего китайца продолжает оставаться весьма и весьма невысоким. В рейтинге развития человеческого потенциала ООН, КНР находится только лишь на 92-м месте, Россия - на 71-м, а места с 1-го по 20-е занимают европейские государства, кроме того, Канада - 4-е, Япония - 10-е, США - 13-е, Новая Зеландия - 20-е, т.е. все тот же Запад с примкнувшей к нему Японией (4).

Здесь любопытно следующее, а именно структура экономики тех же США. Доля сельского хозяйства и рыболовства в ВВП США в 2007 г. составила 1,22%, доля добычи полезных ископаемых - 1,99%, доля обрабатывающей промышленности - 11,71%, строительства - 4,42%, транспорта и складского хозяйства - 2,95% и при всем этом доля одного только сектора финансов, страхования и риэлторских услуг составила 20,36% ВВП (5).

Что касается КНР, то здесь наблюдается совершенно иная картина. Доля сельского хозяйства и рыболовства в ВВП КНР в 2007 г. составила 11,1%, доля добычи полезных ископаемых - 5,2%, доля обрабатывающей промышленности - 34%, строительства - 5,5%, транспорта и складского хозяйства - 5,8%, доля сектора финансов и риэлторских услуг - 10% ВВП (6).

В качестве примера. В августе 2006 г. министерство горнодобывающей промышленности Афганистана, контролируемого тогда и по настоящий момент армией США, пригласило международных инвесторов подавать заявки на разработку крупнейшего в мире неразрабатываемого Айнакского медного месторождения. Претендентами были: австралийский консорциум Bahar, индийская корпорация Hindalco Industries, канадская Hunter Dickinson, казахская компания "Казахмыс" (зарегистрирована в Великобритании), две китайские компании - Zijin Mining и China Metallurgical Group Corporation (MCC), американская Phelps Dodge, а также две российские организации "Тяжпромэкспорт" и "Союзметаллресурс".

Конкурс выиграл китайский консорциум МСС.

Если бы ресурсная политика КНР была опасна для США, то каким бы образом китайский консорциум получил бы контракт на подобную разработку? С другой стороны, военный контроль над вышеуказанным месторождением пока остается в руках американцев, и это обстоятельство является важным нюансом для понимания политики Соединенных Штатов в отношении КНР. Эта политика зиждется на военном превосходстве США, причем не просто военном, а военно-морском. О том, как это происходит, мы поговорим в одной из следующих статей.

Константин Александрович Пензев - писатель-историк, обозреватель Интернет журнала "Новое Восточное Обозрение".

1 http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0223/barom01.php

2 http://www.chinanews.ru/news/economy/1307-15032011.html

3 http://www.chinanews.ru/news/economy/ eksport-kitaya-v-2010-godu-mozhet-d...

4 http://gtmarket.ru/news/state/2009/10/06/2192

5 Калабеков И.Г. <Российские реформы в цифрах и фактах> М., 2007 / http://kaivg.narod.ru/

6 Калабеков И.Г. <Российские реформы в цифрах и фактах> М., 2007 / http://kaivg.narod.ru/

По информации - Новое Восточное Обозрение

08.06.2011