Сергей Лавров

ИНТЕРВЬЮ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ С. ЛАВРОВА КИТАЙСКОМУ ИНФОРМАЦИОННОМУ АГЕНТСТВУ "СИНЬХУА"

Вопрос: Механизм сотрудничества в рамках БРИКС становится все более зрелым, постепенно расширяется его влияние. Как Вы оцениваете пути развития данного механизма? Какова концепция российской стороны относительно развития БРИКС в будущем?

С.Лавров: За прошедший после саммита БРИК в Бразилиа год наше объединение качественно изменилось. Укрепились его международный авторитет и влияние. Значительно усилился диалог по актуальным проблемам международной повестки дня в связи с одновременным участием всех партнеров в Совете Безопасности ООН. Объединение расширилось, приняв в свои ряды ведущее африканское государство - ЮАР. Таким образом, БРИКС приобрел действительно глобальный масштаб. Действуя вместе в "Группе двадцати", мы добились за последний год ощутимого прогресса в реформировании международной финансово-экономической архитектуры, прежде всего - в реформе Всемирного банка и в начале реформирования Международного валютного фонда.

Наиболее перспективными путями дальнейшего развития БРИКС являются, на наш взгляд, следующие.

Во-первых, дальнейшее продвижение взаимодействия в сфере международных экономических отношений. Оно призвано ускорить преодоление последствий глобального кризиса, помочь созданию более демократической и справедливой финансово-экономической системы.

Во-вторых, следует наращивать взаимодействие стран БРИКС в международно-политической сфере. Оно уже становится все более важным фактором укрепления всеобщей безопасности. Участники объединения исходят из принципиального подхода о том, что международное сообщество должно опираться на политические и дипломатические, а не на военно-силовые методы решения конфликтов. Мы убеждены в необходимости укрепления тенденции к формированию полицентричного, более справедливого и демократического мироустройства, опирающегося на методы сетевой дипломатии.

Участники БРИКС активно сотрудничают в рамках ООН, прежде всего в Совете Безопасности. Яркие примеры такого взаимодействия - общая позиция, занятая нашими государствами в СБ ООН при рассмотрении ситуации в Ливии, Кот д'Ивуаре и Судане; соавторство резолюций Генассамблеи ООН по вопросам предотвращения размещения в космосе оружия любого вида, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов; совпадающие подходы к рассмотрению многих вопросов повестки дня Совета по правам человека ООН, ЭКОСОС.

Считаем, что следует подумать о развитии внешних связей БРИКС с ведущими развивающимися странами (Индонезией, Египтом, Мексикой и т.д.) и международными организациями, такими как ООН, ШОС, АСЕАН, ЕврАзЭС. Было бы полезно, например, приглашать на отдельные встречи экспертов и отраслевых министров государств БРИКС представителей третьих стран в качестве наблюдателей.

Наконец, формат БРИКС дает государствам-участникам уникальные возможности экономического и научно-технического сотрудничества на основе взаимодополняющего характера наших экономик. Вместе они располагают огромной ресурсной базой, самыми большими в мире трудовыми резервами, большими внутренними рынками (общая численность населения стран БРИКС - без малого 3 млрд. чел.). Все страны БРИКС нацелены на решение проблем модернизации экономики и общества на путях развития высокотехнологичных отраслей промышленности, качественного улучшения уровня жизни населения.

Вопрос: В настоящее время сохраняется неопределенность относительно перспектив восстановления мировой экономики. Многим странам это несет вызовы возможных продовольственных кризисов, инфляции, "перегрева" экономики и т.д. В каких областях, по Вашему мнению, страны БРИКС должны укреплять практическое сотрудничество, чтобы содействовать восстановлению мировой экономики и стабилизировать экономический рост?

С.Лавров: Прежде всего, взаимодействие в рамках "двадцатки". Сейчас и на перспективу "Группа двадцати" - основной инструмент перестройки международных финансово-экономических отношений.

Страны БРИКС в последнее десятилетие являются "локомотивом" экономического развития мира. В 2010 г. около четверти мирового ВВП (по паритету покупательной способности валют) приходилось на долю стран БРИКС. Около 50% прироста мирового ВВП, в т.ч. в сложный посткризисный период, обеспечивают именно наши государства. Особо отмечу впечатляющие успехи китайских друзей - ваша экономика в прошлом году стала второй в мире по абсолютным размерам ВВП.

Благодаря усилиям участников объединения на саммитах "Группы двадцати" в Торонто (июнь 2010 г.) и в Сеуле (ноябрь 2010 г.) удалось добиться существенного прогресса в реализации решений о реформе международных финансовых организаций. В итоге доля стран с формирующимися рынками и развивающихся стран во Всемирном банке выросла с 43,97% до 47,19% от общего количества голосов, а в МВФ - с 39,5% до 42,29%. Четыре страны БРИКС - КНР, Россия, Бразилия, Индия - вошли в десятку крупнейших акционеров МВФ. Теперь необходимо, действуя так же сплоченно, довести до конца реформу Фонда, добившись к 2014 г. реализации целей, которые мы вместе поставили перед собой в 2008 г.

Важный вклад в стабилизацию и прогресс мировой экономики мы можем внести через развитие сотрудничества между нашими странами.

Россия предлагает партнерам совместно решать масштабные задачи по развитию энергетики, авиастроения, мирного использования космоса, заняться повышением качества систем здравоохранения через взаимодействие в сфере телемедицины и фармацевтики, реализовать целый ряд высокотехнологичных проектов - от производства наноматериалов и биотоплива второго поколения до разработки новых методов ведения сельского хозяйства с учетом глобальных изменений климата. Отдельная и важная тема - развитие сотрудничества в сфере сельского хозяйства, особенно с учетом фактора изменения климата.

По всем этим темам мы внесли в рамках БРИКС соответствующие предложения.

Вопрос: Международный финансовый кризис ускорил изменения в структуре мировой экономики и процесс реформирования международной финансовой системы. Какую роль, по Вашему мнению, может сыграть механизм БРИКС в содействии установлению нового справедливого и сбалансированного международного политического и экономического порядка? Какой, по мнению российской стороны, должна быть международная система в будущем?

С.Лавров: Вы справедливо отмечаете растущую роль БРИКС в мировой экономике и финансах. Показателем этого стал, в частности, ход переговоров о реформировании МВФ. На заключительном этапе они велись между финансовой "семеркой" и нашими странами. Думаю, БРИКС может сыграть активную, творческую роль в выработке в "двадцатке" долгосрочной программы посткризисного развития мира, нацеленной на постепенное устранение глобальных дисбалансов в экономике. Ясно, что такая программа должна основываться не на навязывании односторонних и тем более политизированных критериев и количественных показателей, а на учете специфики конкретных стран и регионов.

С учетом важной роли, которую каждая из наших стран играет в экономике обширных регионов, мы могли бы содействовать формированию сети взаимодействующих региональных интеграционных объединений на четырех континентах мира. Это тоже стало бы вкладом в создание новой, более сбалансированной системы международных экономических отношений, отражающей формирующийся полицентричный характер современного мира.

Но главным вкладом наших государств в создание более стабильного и демократического миропорядка должно стать всемерное укрепление экономического потенциала наших собственных стран, успешное решение социальных проблем, обеспечение процветания наших народов. Именно убеждающая сила примера поможет странам БРИКС внести весомый вклад, в т.ч. интеллектуальный, в формирование нового облика мира XXI века.

Вопрос: Как Вы оцениваете нынешнее состояние торгово-экономических отношений между Россией и Китаем? В каких сферах Россия и Китай смогут расширить двустороннее сотрудничество? Какое значение имеет укрепление торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем для эффективного взаимодействия в рамках БРИКС?

С.Лавров: Общую ситуацию в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве в целом оцениваем положительно. Прошедший год был отмечен его существенным продвижением. Российско-китайский товарооборот превысил рекордный докризисный уровень 2008 г. и приблизился к 60 млрд. долл. Китай вышел на первое место среди торговых партнеров России.

Достигнут заметный прогресс практически во всех сегментах двустороннего энергетического сотрудничества. Завершено строительство нефтепровода в Китай, по которому с начала этого года пошла российская нефть. На финишную прямую вышли переговоры по организации масштабных трубопроводных поставок российского природного газа.

Началась реализация такого важного для наших отношений документа, как Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока КНР.

Как представляется, сейчас необходимо сосредоточить внимание на качественном наращивании торгово-экономического сотрудничества в целях придания ему стратегического характера.

Большое значение в этой связи придаем воплощению в жизнь планов, намеченных в энергетической области. Следует также значительно "подтянуть" инвестиционное сотрудничество и производственную кооперацию, масштабы которых пока не соответствуют ни возможностям, ни потребностям наших стран. Речь могла бы идти о таких направлениях, как лесопереработка, алюминиевая промышленность, энергетическое и сельскохозяйственное машиностроение, гражданское самолетостроение, аграрно-промышленный сектор, швейная промышленность. Есть все основания полагать, что совместные проекты в этих областях по своей значимости могут в перспективе выйти за рамки двусторонних отношений.

В целях модернизации экономики России мы вкладываем значительные средства в инновационную инфраструктуру - технопарки, индустриальные и технико-внедренческие зоны. Естественно, мы хотели бы, чтобы их резидентами становились китайские компании, накопившие в последние годы солидный опыт в области прикладных технологий и их коммерциализации.

Что касается последней части Вашего вопроса, то наше отраслевое взаимодействие с Китаем все больше строится на системной и плановой основе. Создан разветвленный механизм межправительственной координации, включающий три комиссии на уровне вице-премьеров и в общей сложности порядка 20 профильных подкомиссий, возглавляемых руководителями в ранге министра или заместителя министра.

В рамках БРИКС, думается, этот опыт может быть успешно использован. На наш взгляд, необходимо скорее запускать уже учрежденные механизмы взаимодействия (в частности, рабочую группу по сельскому хозяйству) и договориться о создании ряда новых, которые нам представляются перспективными. Это могли бы быть группы по энергетике, научно-техническому и инновационному сотрудничеству, фармацевтике, расчетам в национальных валютах.

По информации - Новое Восточное Обозрение

15.04.2011