Сергей Лузянин

КИТАЙ - КОЛОНИЗАТОР ИЛИ ПАРТНЕР?

О геополитике Китая в Африке и Латинской Америке

В лице Китая народы Африки и Латинской Америки получили нового колонизатора, который грабит и эксплуатирует бедные страны, - таков лейтмотив многих публикаций в западной прессе. Причем, как они пишут, "лик китайского неоколониализма более кровожаден и опасен, чем классические, западные персонажи колониального прошлого".

Китайские политологи и журналисты, наоборот, подчеркивают социальный характер политики КНР, отмечая, что кроме извлечения прибыли, природных ресурсов и углеводородов, китайские компании способствуют развитию афро-азиатских стран, создают рабочие места и инфраструктуру, неся социальную нагрузку.

Можно ли, действительно, сегодня говорить о формировании китайского неоколониализма?

Давать и получать

Несомненно, китайские компании преследуют коммерческие цели. Их политика органично встроена в общую китайскую стратегию расширения "жизненного ресурсного пространства", прежде всего за счет укрепления позиций КНР в зоне развивающегося мира - Африки и Латинской Америки. Объем торговли Китая со странами Африки за 2010 г. составил более $130 млрд., а со странами Латинской Америки - более $128 млрд. Объем прямых китайских инвестиций в Африке оценивается в $47,5 млрд., соответственно в страны Латинской Америки - $39,8. Кроме нефти и газа, в "списке сырьевых запросов" Китая в отношении Африки значатся медь, золото, алмазы, хром, марганец, уран, бокситы, редкоземельные элементы и многое другое.

КНР действует на обоих континентах избирательно, учитывая ресурсные и геоэкономические возможности той или иной страны. Так, с Венесуэлой заключено долговременное соглашение о поставках нефти и газа. По этому документу китайские компании также получили право на разработку нефтяных месторождений сроком на 20 лет. Аналогичный контракт на разработку нефтяного месторождения был заключен с Перу. В Африке основное внимание Пекин уделяет своим поставщикам "черного золота" - Анголе, Судану, Нигерии, а также Алжиру и Габону. Судану Китай списал все долги, предоставил льготные кредиты, гуманитарную помощь, значительно смягчив международные санкции (проблема Дарфура препятствием не оказалась).

Вместе с тем, нельзя говорить, что это выгодно только КНР, активно продвигающей "свой" вариант неоколониализма. В китайском руководстве сформулирована и реализуется на практике стратегия поддержки и развития отсталых стран, предоставления им экономических шансов и создания мотивации для начальной модернизации. В рамках этой политики Китай предоставляет развивающимся государствам Африки и Латинской Америки льготные кредиты для реализации собственных хозяйственных проектов, развития национальных экономик.

Инструмент для диалога

С 2000 г. Китай создает специальные институты - Форумы. В 2000 г. был организован Форум "Китай-Африка", в 2004 г. - "Китайско-арабский Форум", в 2005 г. - "Китай - Латинская Америка". Подобная институализация связана не только с коммерческими интересами китайского бизнеса. Так, в 2006 г., на открытии третьего саммита Форума "Китай-Африка" в Пекине китайское руководство объявило об увеличении помощи ряду африканских стран, сокращении либо полном списании африканских долгов Китаю, увеличении числа специалистов, подготавливаемых для стран Африки, учреждении китайско-африканского фонда развития (для стимуляции китайских инвестиций) с уставным фондом в $5 млрд. и др. На саммите председатель КНР Ху Цзиньтао огласил намерение Китая предоставить странам Африки $5 млрд. льготных кредитов, создать в Африке пять свободных экономических зон, построить 160 объектов гуманитарного назначения, списать долги 33 странам континента, расширить со 190 до 440 наименований список необлагаемых импортной пошлиной африканских товаров.

Надо отметить, что большая часть планов китайского руководителя, озвученных в 2005 г., в настоящее время выполнена. Кроме этого, реализованы крупные инфраструктурные проекты в Кении, Судане, Анголе, Мозамбике, Габоне и других странах тропической Африки. Схожие проекты развиваются и в странах Латинской Америки. Независимые эксперты подтверждают факты создания на обоих континентах большого количества рабочих мест для населения.

Арабский бунт и Китай

Определенное смятение в годами отработанную китайскую политику в Африке и Латинской Америке внесли "арабские революции" в Ливии, Египте, Тунисе, Йемене. С одной стороны, они произошли неожиданно для Пекина, нарушив большие инвестиционные, военно-технические, торговые и энергетические планы. Несомненно, что эти события уже скорректировали планы Пекина в сторону большей сдержанности и осмотрительности при заключении крупных инвестиционных сделок с засидевшимися у власти правителями.

Это, правда, не означает, что КНР "уйдет" или сократит здесь свое присутствие. Но череда "арабских революций", видимо, подтолкнет Китай к более тщательному анализу внутреннего состояния нынешних и потенциальных партнеров, различных рисков при подписании крупных контрактов. С другой стороны, арабские события невольно заставили Пекин формально (КНР, как известно, воздержалась при голосовании в СБ ООН резолюции №1793) присоединиться к "протесту" против полковника Каддафи. И хотя китайские официальные представители разъяснили, что Китай не применил право вето "с учетом озабоченностей и позиции арабских стран и Африканского союза", подобный шаг всё же бросил небольшую тень на образ Китая в Африке как защитника революционеров и борцов против американского империализма, к коим всегда причислял себя ливийский лидер.

"Свои" и "чужие" в Африке. Является ли Китай притягательным образом для стран "третьего мира"?

Афро-азиатский мир, называемый в биполярную эпоху "третьим миром", сегодня фактически разорван на отдельные "куски". Одна, более продвинутая его часть в лице КНР, Бразилии, Южной Африки, Индии, отдельных стран АСЕАН успешно извлекла выгоды из экономической глобализации и разделения труда, уйдя далеко вперед от остальных развивающихся государств. Эта группа уже не является объектом колониальной экспансии, а сама пытается противостоять "стареющим" лидерам. Другая часть - отсталая периферия, охватывающая десятки стран Тропической Африки и Латинской Америки, быстро катится вниз. Уровень жизни, качество здравоохранения, образования, другие жизненные показатели здесь существуют чисто теоретически. Эта группа значительно отстает не только от классического "золотого миллиарда" (Севера), но и от своих более успешных братьев по Югу.

Другими словами, в бывшем "третьем мире" идет стремительная поляризация на полюса, группы, анклавы и союзы. Очевидно, что одним из самых успешных в этой зоне на сегодняшний день остается Китай. Он стал не только экономическим, но и неким идеологическим "полюсом успеха" для большинства афро-азиатских государств.

Если бы Китай вообще не проводил никакой экономической, гуманитарной и инвестиционной политики в Африке и Латинской Америке, все равно, в морально-политическом (имиджевом) плане он выигрывал бы здесь негласное соревнование с США и старой Европой самим фактом своего успешного развития. Запад в глазах черной Африки (равно как и Латинской Америки) всегда был и остается чужим и враждебным. Китай же, по духу, истории, общности антиимпериалистических ценностей, от которых он никогда не отказывался, подчеркивая это и сегодня, был и остается своим.

Чего больше в китайских проектах - чистой прибыли, экспансии или социальной и гуманитарной помощи - подсчитать невозможно. Одно очевидно - у Запада здесь появился конкурент. Как говорят: всерьез и надолго.

По информации - Новое Восточное Обозрение

30.03.2011