Сергей Лузянин

КОГДА ВЗОРВЕТСЯ КИТАЙ?

Станет ли Китай супердержавой?

Стремительно растущая экономическая и военная мощь Китая в ближайшем будущем превратит его в супердержаву, которая начнет диктовать миру свои условия. Необходимо безотлагательно предпринять действия по сдерживанию Китая. Это - лейтмотив множества алармистских публикаций западных, прежде всего американских экспертов и некоторых политиков.

Китаю никогда не стать супердержавой ХХI в. Страну взорвут нарастающие внутренние противоречия. Уже сегодня надо думать над тем, как пережить грядущий распад самой многонаселенной страны мира. Тревожные оценки такого рода гораздо менее заметны, но они есть, и от них не следует просто отмахиваться.

Убедительные аргументы есть у сторонников каждой из этих точек зрения.

Что может взорвать китайское общество?

Внутренние конфликты присущи практически всем государствам, независимо от их размера и влияния в мире. У каждого свой "набор". Причем, чем больше государство, тем сложнее набор противоречий. Китай в этом смысле не является исключением.

Краткая предыстория

В 2003-2004 гг. известный экономист Ху Аньгань и ряд других китайских экспертов выделили 3 крупных блока проблем: 1. Глобальные и институциональные вызовы. К ним отнесли угрозы полной экономической либерализации в связи со вступлением в ВТО; опасность западной политической либерализации; демографические проблемы и безработицу; поляризацию общества и социальную нестабильность; бедность части населения; национальные проблемы. 2. Отраслевые (секторальные) вызовы: противоречия между частным (капиталистическим) и государственным (социалистическим) секторами экономики; проблемы сельского хозяйства; дефляция и "перегрев" многих отраслей; дефицит нефтегазовых ресурсов; неравномерность развития провинций. 3. Внешние вызовы - тайваньский фактор, северокорейский ядерный вопрос, японо-китайские проблемы и пр.

К этому списку необходимо еще добавить движение "Фалуньгун", выросшее в начале 2000-х гг. Появление секты и реакция властей отражают определенный кризис ценностей в китайском обществе. Движение, основанное на традиционной оздоровительной практике "цигун", поначалу не вызывало беспокойства. Однако рост числа сторонников "Фалуньгун" был стремительным, мистические искания для многих стали бегством от несправедливости общественной жизни и свидетельством разочарования в официальной идеологии. По сути, "Фалуньгун" стал превращаться в общенациональную структуру, причем неподконтрольную партии. Это привело к противостоянию адептов "Фалуньгун" и властей, которое продолжается до сих пор.

Что сегодня? "Новые"-"старые" вызовы

За семь лет в КНР изменилось многое, в т.ч. и проблемы. Часть из них - адаптация к режиму ВТО, движение "Фалуньгун", "перегрев" экономики и некоторые другие отошли на второй план. Китай успешно пережил мировой финансовый кризис. Однако 2011 г. на первое место выдвинул три проблемы, которые и раньше фигурировали в "черном списке", но не являлись ключевыми.

Социальный вызов

На фоне растущего расслоения на бедных и богатых, недовольство населения вызывают случаи насильственного выселения жителей из старых домов для строительства современных объектов. Увеличивается число маргинальных групп из бывших крестьян, лишившихся земли, которые сезонно мигрируют из деревни в город и обратно в поисках работы. В Китае происходит стремительное старение населения - "нарастание волны серебряных волос", при этом сокращается численность трудоспособных молодых китайцев (от 20 до 40 лет). Количество нетрудоспособного населения в течение 10 лет будет увеличиваться на 8-9 млн. ежегодно. Число же китайцев старше 60 лет сегодня составляет 170 млн. чел. (12,6% населения). Отсюда увеличение нагрузки на пенсионную систему, которая охватывает в Китае около 30% пожилого городского населения. В КНР действует система обязательного пенсионного страхования, куда входит примерно 45% городского трудоспособного населения. Т.е. большое количество стариков (особенно в деревне) остается на содержании своих детей. Искусственное ограничение рождаемости (политика "одна семья - один ребенок") привело к тому, что сегодня молодая семейная пара (два человека) вынуждена полностью или частично содержать четырех пожилых родителей, а иногда еще бабушек и дедушек. Это резко усиливает давление на молодых китайцев, которым и так приходится пробиваться в жизни в условиях жесточайшей конкуренции. Все это расширяет базу социального недовольства.

Китайское руководство пытается реагировать на социальные вызовы. Председатель Ху Цзиньтао отмечал, что "погоня за рекордами (прирост ВВП и др.) в Китае закончилась и теперь главная цель реформ - это простой человек, повышение качества его жизни".

Политическая реформа

В более широком плане она известна как проблема соотношения социализма и капитализма в КНР. Чего больше в китайском обществе - первого или второго, и не станет ли Китай полностью капиталистическим? Подобные дискуссии в КНР стали возможны в условиях развивающегося плюрализма и гласности. Полем острого столкновения мнений стал китайский Интернет. В блогах и на форумах широко цитируют речь премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао, с которой он выступил в конце 2010 г. в г. Шэньчжэне по случаю 30-летия создания экономической зоны. Глава правительства в этом выступлении подчеркнул острую необходимость "реформирования политической системы КНР". Это означает, что китайское руководство не отмахивается от этого вопроса, а, наоборот, предлагает свою методологию решения: развитие реформы Всекитайского собрания народных представителей (альтернативные выборы, усиление состязательности, расширение полномочий), демократизация КПК, углубление гласности и открытости. Проблема в том, устроит ли это растущий средний класс, который по мере удовлетворения базовых потребностей будет требовать все больших свобод. Многие эксперты отмечают, что в китайском обществе растет разрыв между завышенными ожиданиями лучшей жизни и сравнительно медленными темпами её улучшения. Это касается не только экономики, но и политики. Постепенность политической реформы устраивала всех, пока Китай наращивал экономическую мощь, поскольку обеспечение пищей, одеждой и крышей над головой были на первом месте. Но сохранится ли такой общественный консенсус в будущем - большой вопрос.

Взорвет ли Китай национализм?

Успешные реформы вдохнули в китайскую нацию колоссальную энергетику. Она чувствуется везде - в глухих районах и огромных мегаполисах, среди ученых, артистов, политиков и простых граждан. Если сжато сформулировать настроения в обществе, можно выразить их так: "Запад 200 лет нас унижал, но за 30 лет реформ мы поднялись с колен и доказали миру, на что мы способны. Мы сделаем еще больше, в десятки раз больше, чем сегодня, и Китай обязательно станет великим государством".

В КНР сложилось экспертное направление, которое с разных идеологических позиций (антизападных, прозападных) обосновывает будущую роль Китая в мире и то, "чем Китай недоволен сегодня".

В России и на Западе некоторые эксперты считают, что китайское руководство иногда поддерживает и даже негласно формирует эти настроения, ссылаясь на неофициальный характер подобных публикаций. Во многом это делается для "внешнего потребителя" - чтобы ответить на американское сдерживание Китая или японские территориальные претензии. Но национализм - фактор, который может расшатать стабильность, если он выйдет из-под контроля. В любом случае, проблема есть и для нового руководства, после 2012 г. она явно обострится. Ключевым в плане безопасности для самого Китая, видимо, станет политический контроль над подобными настроениями. Как заметил бывший посол КНР в России Ли Фэньлинь, "Национализм - это плохо, а патриотизм - хорошо. Нельзя смешивать эти понятия. Патриотизм усиливает Китай, а национализм его убивает".

Продолжают обостряться экологические и ресурсные угрозы. Первые связаны с истощением почв, нехваткой и загрязнением воды, атмосферы, наступлением пустынь и др. Вторая - с проблемой нехватки ресурсов, прежде всего энергетических - нефти, газа и др. Представим, что произойдет, если вдруг из-за проблем с энергоресурсами остановится "мировая фабрика". Без средств к существованию останется население целых городов, в основном на юге. Рост социального недовольства, многомиллионная армия безработных нанесут сильнейший удар по тому, чем в Китае дорожат больше всего, - по стабильности.

Резюме. Насколько реальны угрозы?

Теоретически системный кризис в КНР может случиться только в том случае, если несколько главных вызовов и угроз сойдутся "в одно время и в одном месте". Однако внутренние проблемы и угрозы в Китае носят разновременный и разнонаправленный характер. Часть угроз купирована. Что-то осталось в прошлом, что-то проявится в будущем. На нейтрализацию же отдельных проблем китайского ресурса достаточно, но реальная угроза обострения обстановки есть. Недаром число "массовых инцидентов" - пикетов, демонстраций, забастовок - в Китае ежегодно исчисляется тысячами. Китайские власти жестко отреагировали на призывы в Интернете к "жасминовой революции" по аналогии с недавними событиями в Северной Африке. Это свидетельствует о том, что к возможности в одно мгновение расшатать ситуацию, организовать массовые выступления, в т.ч. с помощью Интернета, в Пекине относятся куда как серьезно. Тем более что основа для социального недовольства в Китае существует. Отсюда - декларированная на сессии ВСНП корректировка политического курса и планируемые многомиллиардные вливания в социальную сферу. Удастся ли таким образом купировать протестные настроения и не допустить, чтобы отдельные социальные протесты на местах не переросли во "всеобщий хаос"? Ведь возможный социальный взрыв и вполне вероятный в этом случае сценарий распада Китая - самый опасный как для самих китайцев, так и окружающего мира. Если в 1990-е гг. мир "переварил" распад СССР, то гипотетический коллапс Китая без серьезных последствий "переварить" вряд ли удастся.

По информации - Новое Восточное Обозрение

29.03.2011