Анатолий Сёмин

КИТАЙ: БЫСТРОЕ РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

В КНР негосударственный сектор экономики, включающий мелкие и средние частные предприятия, демонстрирует высокие темпы выхода из экономического кризиса. При том, что стимулирующий финансовый пакет мер был предоставлен правительством главным образом государственным предприятиям. Статистика, вообще, свидетельствует об успешном развитии этого частного сектора китайской экономики.

1. Так, на госсектор в год (1978 г.), когда только начинались китайские экономические реформы, приходилось 78% валового внутреннего продукта (ВВП), на негосударственный сектор - 22%. К 2008 г. уже наблюдалась обратная картина: негосударственные предприятия производили 72% ВВП, а государственные - 28%. Вклад частного сектора в ВВП стабильно увеличивался с 50% в 2005 г. до двух третей к настоящему времени.

2. Негосударственные предприятия стали к настоящему времени основным работодателем. Доля занятых на них увеличилась с 40% в 1978 г. до 84% в 2008 г., соответственно, доля на госпредприятиях сократилась до 16%. Негосударственный сектор в 2007 г. дал 80% налоговых поступлений в государственный бюджет КНР.

3. Высоким темпам и значительным масштабам развития частного сектора, по оценке аналитиков, способствовало принятие в стране важных законодательных решений. В частности, существенное значение имело внесение в конституцию дополнений, определяющих экономический и политический статус негосударственного сектора, а также введение нового подоходного налога на корпорации и принятие мер по реализации положений закона о собственности.

4. 500 самых крупных частных предприятий в Китае в 2009 г. произвели продукцию на общую сумму 4,74 трлн. юаней, что на 15% более 2008 г. и превосходит средние темпы роста государственных предприятий. Вместе с тем, общая прибыль всех предприятий частного сектора была меньше, чем суммарная прибыль лишь двух компаний, принадлежащих государству - "China Mobil" и "Petro China". "Достижения" этих гигантов госсектора получают негативную оценку в китайском обществе, руководство предприятий обвиняется в монополизме и коррупции.

5. Согласно опубликованному Плану среднесрочных и долгосрочных мероприятий по развитию в стране народных талантов (2010-2020 гг.), негосударственные экономические структуры и общественные организации могут принять равное участие в проведении в жизнь правительственной политики, решая задачи по выявлению, отбору, обучению талантливых молодых людей.

6. Часть исследователей прогнозировала с конца 2009 г. активизацию правительственного курса под девизом: "государство ведет наступление, частный сектор отступает", считалось, что этот курс, в частности, примет форму тотального выкупа частных предприятий в области тяжелой индустрии.

7. В целях укрепления уверенности частного сектора в успешном восстановлении национальной экономики после кризиса и наличии хороших перспектив для развития, в мае 2010 г. Госсовет КНР опубликовал обновленную версию документа "Подходы, касающиеся поощрения и привлечения инвестиций на пути к здоровому развитию экономики" (2005) под названием "Новые Негосударственные - 36".

8. "Новые Негосударственные - 36" впервые со всей определенностью, как считают специалисты, "стимулируют и ориентируют инвестирование в базисную инфраструктуру, снижают барьеры для частных инвесторов в энергетику нового поколения с предоставлением эффективной и "транспарентной" помощи в форме финансовых и коммунальных услуг"[1].

Таким образом, со всей очевидностью курс правительства КНР на всестороннее развитие частого сектора будет продолжен, при том, что по-прежнему не предусматриваются поспешные меры по приватизации не вполне нерентабельных госпредприятий.

Семин Анатолий Васильевич, кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник ИДВ РАН, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение"

Источники:

[1] EAI Background Brief. № 66. 10.03.2011

По информации - Новое Восточное Обозрение

28.03.2011