Сергей Лузянин

КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ

Роль Китая в неформальной структуре БРИКС, или новая попытка создания "неамериканской" модели мира

Только что родившаяся неформальная структура БРИКС фактически демонстрирует модель многополюсного неамериканского мира. За каждым участником "свой" регион на четырех континентах, своя экономическая модель, своя стратегия развития.

Китай и Россия, создав в 2000-е годы неформальную структуру Россия - - Индия - Китай (РИК), а затем расширив ее за счет бразильского (БРИК) и южно-африканского (БРИКС) компонентов, фактически презентовали международной общественности мини-модель многополюсного, неамериканского мира. Для такой модели пять государств (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) наиболее "репрезентативны". За каждым государством "свой" регион, своя экономическая модель, своя стратегия развития.

"Срез" мира

Модель, на первый взгляд, выглядит искусственной и противоречивой. Но, собственно, таким и является наш мир разорванный на куски из нищих и богатых стран, дающих и просящих, производящих технологии и поставляющих только сырье. Получается, что БРИКС это "срез" нашего мира.

Среди российских, западных и китайских ученых существуют различные, противоположные оценки проекта БРИКС. Говорят, например, что БРИКС китайский проект и выгоден только ему, хотя Пекин это тщательно скрывает.

Другие эксперты видят в БРИКС проект "развивающегося мира", направленный исключительно против США. Он уже начал "антиамериканскую революцию" принятием решения (Бразильский саммит 2010 г.) о расчетах в национальных валютах. Вторым этапом будет обрушение американского доллара и создание мировых (региональных) валют.

Создание БРИКС означает формирование новой мировой архитектуры, отражающей реалии постбиполярного мира, утверждают некоторые эксперты. И в этом есть резон. Абсолютная несхожесть входящих в БРИКС стран по культурно-религиозным, общественно-политическим, экономическим характеристикам объективно делает эту структуру перспективной в плане формирования новых региональных и глобальных моделей будущего международного общения.

Упомянем и такую радикальную точку зрения: БРИКС - мертворожденная организация, некая "политическая тусовка", которая ничего не решает и ни на что не влияет. В отличие, скажем, от проекта РИК - Россия, Индия, Китай.

РИК: ключевая роль "российско-китайской связки"

Треугольник "Россия - Индия - Китай" сконцентрирован на Центральной Азии и отчасти на Афганистане. ШОС, куда входят все три государства (Индия как наблюдатель), является неким инструментом безопасности Китая на данном направлении.

Китайский фактор

РИК для Китая, кроме экономической, транспортной и энергетической составляющих, важен с точки зрения поддержания безопасности на его западных границах как против "трех сил зла" (терроризм, экстремизм, сепаратизм), так и американского присутствия в Афганистане и Кыргызстане (база в Манасе).

Кроме того, РИК важен как ограничитель традиционных китайско-индийских противоречий и территориальных споров с Индией. Россия в рамках РИК сумела вывести давний (с начала 1950-х годов) спор двух азиатских гигантов на уровень трехстороннего обсуждения, сняв напряженность между Пекином и Дели. Можно говорить, что российско-китайская связка в политическом плане являлась и остается ключевой в проекте.

Видимые интересы Китая очевидны - это возможность развивать неамериканскую модель мира, усиливая свои позиции, инициировать новые валютно-финансовые конструкции, направленные против всесилия доллара, поддерживать и продвигать часть бывшего "третьего мира" традиционного союзника Китая. Все это для КНР укладывается в рамки ее новой глобальной роли, повышения международной "ответственности" за судьбы мира.

БРИКС - "китайский проект"?

Китайские эксперты считают, что РИК выполнил свою задачу. Сейчас актуален более масштабный и перспективный проект БРИКС. Но это не совсем так. Оба проекта могут развиваться параллельно, каждый из которых должен выполнять свои "специальные" функции и задачи.

В отличие от проекта РИК, здесь нет евразийской составляющей. Акцент делается на достаточно расплывчатых общемировых задачах: а) формирование "более справедливого миропорядка"; б) регулирование мировых финансовых рынков и плавный (поэтапный) выход из сложившегося долларового режима; г) реформирование МВФ и других институтов в интересах "новых развивающихся стран"; д) решение проблем энергетической безопасности и климатических изменений; е) обеспечение продовольственной безопасности и др.

В БРИКС Китай объективно выдвигается в качестве основного игрока. Пекин, развивая отношения с ЮАР и Бразилией, усиливает свое присутствие в Африке и Латинской Америке.

С другой стороны, нельзя переоценивать потенциал БРИКС и роль китайского фактора в нем. Для проекта в целом, и для Китая в частности, остаются два сильных ограничителя. Первый - "внешний" ограничитель в лице США, которые объективно сдерживают китайскую политику на расширение повестки дня БРИКС и его институализацию. Существуют взаимные китайско-американские финансово-экономические обязательства. США - реальный партнер Китая, рисковать которым ради неких виртуальных выгод в Пекине не хотят.

Второй - "внутренний" ограничитель в лице Индии.

Что выгодно России?

Проект БРИКС менее выгоден России, чем вариант РИК, который более четко ориентирован на региональные (евразийские) интересы РФ. Уже состоялись 9 официальных трехсторонних встреч руководителей МИД, создан диалоговый механизм, проведено два форума высших руководителей РИК, а также сотни встреч и практических переговоров министерств и ведомств. Формат реально приобрел практические очертания.

БРИКС же отводит России второстепенные, вспомогательные позиции в силу объективных экономических условий. Он вычеркивает из общей повестки проблематику Центральной Азии, ШОС, "энергетического клуба" Евразии, транспортные проекты и другие важные для России вопросы.

В России должны учитывать гипотетическую возможность превращения БРИКС в "китайский проект", в котором бы китайский компонент полностью доминировал и превратился бы в один из инструментов создания "китайского мира". Однако на Россию работают: а) невключенность БРИКС в систему западных институтов (НАТО, ЕС и др.); б) совпадение интересов пяти государств по ключевым вопросам мирового развития.

Поэтому у России есть серьезный шанс участвовать в создании новой модели мира как на региональном (через РИК, ШОС), так и на глобальном (БРИКС) уровне.

Сергей Лузянин - эксперт МГИМО

По информации - Новое Восточное Обозрение, РГРК "Голос России"

25.02.2011