Роман Томберг

КИТАЙ ПРОТИВ GOOGLE: "КИБЕРВОЙНА" ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Приход весны не принес потепления в резко охладившиеся за зиму китайско-американские отношения. Судя по риторике обеих сторон, "замять" конфликт (пойти на уступки, принести извинения) ни одна из них не готова. Инициатором очередного витка двусторонней напряженности стал Барак Обама. Президент США во время выступления на ежегодной конференции Ex-im Bank 11 марта наступил на больную мозоль КНР, в очередной раз призвав Пекин ревальвировать юань во благо глобальной экономики. Ответ из Поднебесной пришел незамедлительно. Заместитель председателя Народного банка Китая Су Нин доходчиво напомнила "отдельным странам" о причинах мирового экономического кризиса и посоветовала не политизировать вопрос китайской национальной валюты. А 14 марта в своей речи, посвященной закрытию ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил, что КНР не будет поддаваться внешнему давлению и укреплять юань.

Впрочем, второй лидер КНР решил высказаться не только на тему валютного аспекта китайско-американских отношений. "Встреча главы Белого дома Барака Обамы с Далай-ламой и решение о поставках оружия на Тайвань представляют угрозу суверенитету и территориальной целостности КНР. Эти два обстоятельства серьезно подорвали отношения между нашими странами", - цитирует Вэнь Цзябао агентство "Синьхуа".

Как оказалось, "обмен любезностями" на высшем уровне стал лишь прелюдией. Настоящий скандал между Пекином и Вашингтоном разразился в сфере Интернета неделю спустя. Конфликт компании Google с властями КНР, спущенный на тормоза в конце января, получил своё продолжение. Стоит напомнить, что в декабре 2009 года, по утверждению американской компании, произошла массированная целевая хакерская атака из КНР на почтовый сервис gmail.com, поддерживаемый Google. Программы-шпионы пытались взломать почтовые ящики, принадлежащие китайским диссидентам и правозащитникам, проживающим как в самом Китае, так и за его пределами. В ответ на эту акцию Google устами своего официального представителя Питера Бэррона заявил о готовности отказаться от режима самоцензуры при обработке поисковых запросов.

Корпорацию поддержала Хиллари Клинтон. Госсекретарь США потребовала от китайского МИДа объяснений. Важно отметить, что это было наиболее суровое высказывание госпожи Клинтон в адрес Китая с момента назначения на нынешнюю должность, хотя и ранее поводов для критики при желании (особенно по теме защиты "прав человека") можно было найти предостаточно. Впрочем, реакция Китая была предсказуема. Пекин сообщил, что осуждает любые интернет-атаки, но оставляет за собой право принимать определенные меры для контроля интернет-пространства в соответствии с международным нормами. После этого страсти улеглись. Представители Google начали переговорный процесс с китайскими чиновниками о продолжении работы компании в КНР.

Придти к компромиссному решению стороны, похоже, так и не смогли. 23 марта старший вице-президент, главный юрист Google Дэвид Драммонд сообщил о том, что от угроз, прозвучавших два месяца назад, компания перешла к реальным действиям. Поисковая система Google прекратила цензурировать результаты запросов, осуществляемых его порталом Google.cn, и стал переадресовывать китайских пользователей на страницы своего портала в Гонконге, которые не подвергаются цензуре - Google.com.hk. По словам Драммонда, Китай "кристально ясно дал понять в ходе наших дискуссий, что самоцензура - это юридическое требование, которое обсуждению не подлежит".

Такое решение корпорации явно стала неожиданностью для Пекина. "Перестав фильтровать результаты своей поисковой службы, Google нарушил письменное обещание, сделанное при выходе на китайский рынок... Это в корне ошибочно. Мы решительно против политизации коммерческих вопросов и выражаем наше недовольство и возмущение необоснованными действиями Google", - цитирует агентство "Синьхуа" слова представителя китайского Государственного совета по информации. На данный момент власти КНР воздерживаются от резких заявлений на международном уровне. "Я не думаю, что это (решение Google) повлияет на китайско-американские дипломатические отношения, только если кто-нибудь не захочет политизировать данную ситуацию", - цитирует агентство AFP слова официального представителя МИД КНР Цинь Гана.

В то же время Google продолжает вести переговоры с китайским властями, содержание которых остается секретом для общественности. Хотя поисковая система остановила работу, корпорация рассчитывает продолжить оказывать другие услуги пользователям материкового Китая, например предоставление пользователям географических карт или музыки.

Важно отметить, что Интернет в КНР - это чрезвычайно важный, но в то же время уязвимый сегмент информационного обеспечения. По официальным данным, в первой половине 2009 года в стране было зарегистрировано 338 млн. пользователей Интернета. И это, учитывая 1,3-миллиардное население, далеко не предел, поскольку около 95% городов и поселков имеют высокоскоростной доступ к сети, а жители 92,5% китайских деревень могут подключиться к Интернету через телефонную линию. Поскольку глобальная сеть дает уникальную возможность доступа к бесплатной обширной, но далеко не всегда достоверной информации, а также позволяет экстремистским, сепаратистским и диссидентским организациям распространять свои идеи, профильные ведомства КНР вынуждены фильтровать потоки материалов (электронная система фильтрации получила аллегорическое название "Великая китайская огненная стена") и поощрять режим самоцензуры. Введение жесткой цензуры - попытка властей оградить огромную армию китайских интернет-пользователей от антигосударственной информации.

Вокруг Китая слишком много острых политических и социальных тем, плюрализм мнений по которым совершенно не приветствуется официальным Пекином: события на площади Тяньаньмэнь 1989 года, ситуация вокруг Тайваня, Тибета, Синьцзяна, деятельность "Фалуньгун", права человека и другие. Именно по этой причине в Китае закрыт доступ на такие известные ресурсы как Wikipedia, Youtube и Livejournal, а сайты большинства западных СМИ подвергаются цензуре. Если вспомнить масштабные волнения в Тибете 2008 года и Синьцзяне 2009 года, опасения властей КНР отнюдь не беспочвенны.

Разумеется, в глазах западных компаний активное регулирование государством степени доступности информации для пользователей выглядит как минимум ограничением свободы их действиях на китайском рынке, а как максимум - нарушением прав человека. Тем не менее такие условия работы не помешали той же корпорации Google начать свой бизнес в КНР в январе 2006 года. Ради перспективного рынка компания закрыла глаза на специфику местных "свобод". Впрочем, сверхприбылей в КНР Google не получил. Выручка интернет-гиганта в Китае за первое полугодие 2009 года составила примерно 74 млн. долларов, а общая выручка за тот же период, согласно отчету компании, около 11 млрд. долларов. Однако, по мнению экспертов, 2010 год мог бы принести корпорации от 300 до 600 млн. долларов.

Выход на китайский рынок, впрочем, не оправдал надежд не только Google. Несколько ранее жестокое разочарование постигло и другие американские корпорации, например Yahoo и E-bay. Однако громко жаловаться на неприемлемые условия работы они не стали, смирившись со своей второстепенной ролью в Китае. Похоже, что иностранный интернет-бизнес не справляется с конкуренцией в лице местных компаний во главе с Baidu. Возможно, причины громкого ухода Google из КНР лежат в сугубо экономической плоскости, а не в политической, как это хочет продемонстрировать компания. Сам же китайский интернет-гигант отреагировал на уход главного антагониста подчеркнуто скромно. "Уход Google с рынка материкового Китая не приведет к ослаблению конкуренции в китаеязычном сегменте Интернета", - сообщили представители Baidu в интервью Международному радио Китая. По данным Analysys International, во втором полугодии 2009 года доля использования поисковой системы Baidu в два раза превышала Google - 61,6% против 29,1%.

Стоит упомянуть ещё два сюжета, которые косвенно могут быть связаны с "кибервойной" против Google. Во-первых, интересно, как сложится судьба американских корпораций Boeing и United Technologies. В январе Пекин пригрозил запретить работу компаний в стране (обе имеют значительный бизнес в гражданском секторе КНР) после того, как стало известно, что они участвуют в готовящейся сделке по поставке вооружения на Тайвань на сумму $6,4 млрд. Во-вторых, в эти дни заканчивается суд над австралийцем и тремя китайскими гражданами - служащими австралийско-британской корпорации Rio Tinto. Сперва их обвинили в шпионаже, но потом переквалифицировали дело на нарушение государственной тайны и взяточничество. Арест сотрудников горнодобывающей компании в западной прессе связывают с сорвавшейся сделкой по приобретению части активов Rio Tinto китайской Chinalco. Не будет ничего удивительного, если Google вскоре начнет предпринимать меры по защите своих 700 с лишним работников в Китае от возможного судебного преследования.

Как выяснилось в среду, Google, по всей видимости, покинет китайский рынок отнюдь не в гордом одиночестве. Go Daddy и Network Solutions, две крупные американские компании, занимающиеся продажами интернет-адресов сайтам, заявили, что остановили регистрацию новых доменных имен в Китае. Поводом тому стало требование китайских властей предоставить конфиденциальную информацию о целом ряде их клиентов. Ещё один удар по позициям Пекина готовит корпорация Dell, которая рассматривает возможность переместить свой 25-миллиардный бизнес из Китая в Индию по причине более благоприятной инвестиционной среды и более высоких гарантий со стороны законодательства. Об этом заявил премьер-министр Индии Манмохан Сингх после встречи с руководством Dell. Важно отметить, что скандал вокруг Google не только увеличил трещину в китайско-американских отношениях, но и усилил негатив в оценках делового климата в стране, серьезно напугав иностранный бизнес, работающий в КНР, казалось бы, только пришедший в себя после истории с Rio Tinto. Зарубежные компании потеряли уверенность в сохранности своих активов в Китае. Как и в реальной жизни, потери в "кибервойне" несут обе стороны.

23 марта появилась информация о том, что КНР впервые согласилась обсуждать разработанные США санкции против Ирана. По данным AP, предлагаемые ограничения коснутся банковского и страхового секторов экономики Исламской Республики, а также судоходства. Связано ли это решение китайской дипломатии с ситуацией вокруг Google и обозначает ли оно, что Китай готов пойти на уступки США? Ответы на оба вопроса, скорее всего, будут отрицательными. То, что представители КНР в ООН выразили готовность рассмотреть проект санкций, вовсе не означает, что китайская сторона впоследствии не наложит на него вето. Можно предположить, что очередной этап китайско-американского противостояния в 2010 году будет происходить вокруг Ирана, и вполне вероятно, что на этот раз противоречия сильнейших держав современности будут значительно острее, чем прежде.

_______________________

Роман Томберг - аспирант Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН, эксперт Фонда стратегической культуры.

По информации - Фонд стратегической культуры

25.03.2010