Игорь Томберг

ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГОСОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С КИТАЕМ

Игорь Томберг - ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, профессор МГИМО МИД РФ.

Завершился первый зарубежный визит президента России Дмитрия Медведева в Казахстан и Китай. Лейтмотивом переговоров было стратегическое партнерство, хотя конкретное содержание переговорной повестки дня в Астане и Пекине сильно различалось. В Казахстане главными экономическими темами стали координация действий по расширению единого экономического пространства и сотрудничество в сфере добычи и транспортировки нефти и газа. А в Пекине, вопреки ожиданиям, преобладали вопросы взаимодействия по международным проблемам, хотя ряд крупных экономических соглашений и украсили экономическую часть визита.

Накануне поездки в Азию президент РФ дал интервью китайским СМИ, в котором обозначил российские подходы к важнейшим направлениям торгово-экономического сотрудничества с Поднебесной. В интервью он отметил, что сегодня задача не только в том, чтобы наращивать общие объемы товарооборота, но и в том, чтобы его оптимизировать, то есть сделать так, чтобы структура товарооборота отражала текущее состояние российской и китайской экономик и была полезна для развития обоих государств. При этом Д. Медведев выразил уверенность, что ХХI век в плане сотрудничества между Россией и Китаем станет веком высокотехнологичной кооперации: кооперации в космической сфере, в сфере высоких технологий, нанотехнологий, судостроения, автомобилестроения.

Пока же более 40% российского экспорта в Китай проходит по разделу "минеральное топливо, нефть и нефтепродукты". Ещё 20% - древесина, большая часть которой по-прежнему вывозится необработанной. На первом месте в российском экспорте остаются поставки энергоресурсов. На минеральное топливо, нефть и нефтепродукты пришлось в 2007 г. 47,5% всего российского вывоза. В то же время в китайском импорте нефти доля России составила 8,9%, снизившись по сравнению с 2006 годом.

Несмотря на резкий рост цен на ту же нефть, сальдо российского торгового баланса отрицательное: Китай продаёт России больше, чем покупает в России сам. Разница - $8 млрд. при $40 млрд. оборота в 2007 году. Например, наша страна явно сталкивается с экспансией китайской автомобильной продукции на российском рынке. Это даже ставит под угрозу планы возрождения российского автомобилестроения с помощью сборочных производств иностранных автомобильных гигантов, которые открыли в России в недавнее время свои заводы.

Возникает явное противоречие между стремлением России добиться более сбалансированной структуры торговли и явным желанием китайской стороны всячески расширить закупки российского энергосырья. Не случайно российский президент сделал акцент на повышении степени переработки российского энергетического экспорта в КНР, на расширении взаимодействия в сфере "downstream". "Сотрудничество не ограничивается только перспективами создания соответствующей трубы, соответствующего ответвления - есть и ряд проектов на территории России, где мы очень продуктивно сотрудничаем с нашими китайскими партнёрами. Рассчитываем также на то, что у нас будет создан ряд новых производств, направленных на переработку продуктов из нефти. Это дополнительные деньги, дополнительная стоимость, взаимовыгодные проекты. Я имею в виду и перспективу создания нефтеперерабатывающих заводов, и открытие сети бензоколонок, в том числе на территории Китайской Народной Республики. Все эти проекты сейчас находятся в зоне повышенного внимания и обсуждаются российской и китайской сторонами", - обрисовал перспективы Д. Медведев.

Правда, и в Пекине, и в Москве уже традиционно не устают отмечать, что именно энергетическое сотрудничество является фундаментом современных двусторонних связей. В своем интервью глава РФ особо отметил значимость энергетического фактора. В 2001 г. общий объем поставок энергоносителей из России в Китай составлял $0,5 млрд., в 2007 г. он превысил $6,7 млрд. "Налицо беспрецедентный, огромный рост. Мы и дальше будем развивать эти связи", - подчеркнул российский президент.

Касаясь нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) и соответствующего ответвления в сторону Китайской Народной Республики, Д. Медведев сообщил, что здесь есть базовые договоренности, проходит завершающая часть переговоров между компанией Роснефть и компанией CNPC по этому вопросу.

Были также упомянуты два проекта в газовой сфере: поставка газа из восточных нефтяных провинций РФ и газопровод "Алтай" - из западносибирских газовых провинций. "Оба этих проекта мы рассматриваем как весьма интересные и весьма перспективные. В настоящий момент согласовываются технологические детали. Кроме того, идут переговоры о согласовании окончательной формулы цены, по которой российский газ будет поставляться китайским потребителям", - сказал президент РФ.

По итогам визита Д. Медведевым и Ху Цзиньтао была подписана Совместная декларация РФ и КНР по основным международным вопросам, в которой отмечатся, что Россия и Китай продолжат развивать сотрудничество в нефтегазовой сфере и электроэнергетике, в том числе в рамках крупных двусторонних проектов.

В духе этой декларации российский президент особо отметил роль ШОС в развитии энергетического сотрудничества в регионе. "В рамках работы в ШОС мы можем договориться о новых направлениях сотрудничества, в том числе и по энергетической проблематике", - сказал президент. "Мы с вами понимаем, что энергетика занимает важную часть в нашем диалоге. Это очень серьезное глобальное направление. Имею ввиду и торговлю энергоносителями, и последующую их переработку", - пояснил он.

Упоминание ШОС в данном контексте можно расценивать и как жест в сторону соседей по СНГ (прежде всего, Украины), слишком увлекшихся созданием антироссийских, по сути, транзитных и тому подобных "пространств". Без реалистического осознания соотношения сил на постсоветском и евразийском энергетическом пространстве вряд ли возможно обеспечить собственную энергобезопасность и извлечь реальную пользу от международного сотрудничества в данной сфере, в том числе от взаимодействия с Энергетическим клубом ШОС.

Идея повышения технологического уровня российско-китайской кооперации в энергетической сфере нашла отражение в итоговых документах визита Д. Медведева в КНР. Российский "Техснабэкспорт" и Китайская компания индустрии атомной энергии подписали соглашение, согласно которому в КНР будет построена четвертая очередь завода по обогащению урана. Кроме этого, в соответствии с соглашением, Россия, начиная с 2010 г. в течение десяти лет будет поставлять в КНР низкообогащенный уран. Стоимость этого контракта оценивается более чем в $1 млрд. Хотя ряд экспертов отмечают, что России было бы выгоднее поставлять в Китай не технологии, а уже готовый продукт, тем не менее этот контракт расширяет спектр сотрудничества в атомной энергетике. Не случайно обсуждались вопросы участия Росатома в строительстве второй очереди Тяньваньской АЭС, перспективы российского участия в масштабной программе строительства 20-ти АЭС в Китае.

Что касается сферы поставок углеводородов, то, очевидно, продвижение данного вопроса не входило в повестку дня первого зарубежного визита президента Д. Медведева. Во всяком случае, в составе делегации не было представителей Газпрома и Транснефти. И, судя по тому, что президент Роснефти С. Богданчиков присутствовал в Пекине, ближе всего стороны к договоренности о поставках нефти. Возможно, Роснефти и китайской CNPC удалось в ходе встречи 22 мая обозначить приемлемый ценовой уровень. Тогда и вопрос строительства ответвления ВСТО на китайский Дацин также сдвинется с мертвой точки.

Перспективы газовых контрактов остаются пока призрачными. Стремящийся к сомообеспечению в топливной сфере Китай по газу пока справляется, учитывая низкий уровень потребления природного газа и достаточно крупные собственные месторождения. Кроме того, перспективы получать газ из Центральной Азии добавляют неуступчивости китайским переговорщикам. Хотя ценовые противоречия Пекина с Ашхабадом, Астаной и Ташкентом также далеки от разрешения, особенно на фоне согласия Газпрома покупать среднеазиатский газ по европейской цене. Да и строительство регазификационных терминалов в китайских портах, с одной стороны, указывает на повышенный интерес китайцев к СПГ, но с другой - демонстрирует перспективу сближения позиций по цене трубопроводного газа, поскольку сжиженный газ пока значительно дороже.

Таким образом, нынешний визит в Китай президента Д. Медведева вряд ли ставил целью сдвинуть решение накопившихся проблем с мертвой точки. Да и в свете нового разграничения компетенций в Москве эти проблемы, скорее, относятся к сфере ответственности правительства. Тем более что, по данным СМИ, осенью в Китай собирается премьер В. Путин. Пока же стороны решили ограничиться декларативным (зафиксированным в тексте Совместной декларации) обозначением проблем и перспектив взаимодействия в сфере энергетики.

По информации "Фонд стратегической культуры"

26.05.2008