Александр Собко

ТАЙВАНЬ: ДРЕЙФ В СТОРОНУ МАТЕРИКА

Идейные наследники Чан Кайши не исключают возможности воссоединения "двух Китаев"

На прошедших в минувшую субботу тайванских парламентских выборах победила партия Гоминьдан (или Националистическая партия Китая), получив 72% (81 из 113) мест в новом парламенте. Правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП) досталось лишь 27 мест. Сообщая об этом, новостные агентства скромно называют Гоминьдан оппозиционной партией, однако следует помнить, что таковой партия стала лишь в 2000 году, будучи до этого ведущей политической силой на Тайване в течение 50 лет.

Напомним, что после поражения в гражданской войне с Мао Цзедуном, Чан Кайши и его партия Гоминьдан "закрепились" на Тайване. Хотя США оказывали Тайваню всяческую поддержку (в частности и потому, что в идеологическом плане "капиталистический" Тайвань должен был стать альтернативой "коммунистическому" Китаю), авторитарное однопартийное правление Чан Кайши никоим образом нельзя было назвать демократическим. Лишь в 90-е годы началась "демократизация" Тайваня, был осуществлен переход к прямым выборам президента, "гоминьдановское" Национальное собрание было заменено Законодательным юанем - местным парламентом.

Вскоре, ДПП стала перехватывать инициативу у Гоминьдана. В 2000 году был избран президент от ДПП Чэнь Шуйбянь, который был переизбран в 2004. Успех ДПП во многом объяснялся критикой Гоминьдана с обвинениями в коррупции. Однако после того как оказалось, что даже лидер ДПП и президент Тайваня Шуйбянь не может похвастаться кристальной честностью (в 2006 году коррупционный скандал с его участием чуть не привел к импичменту), этот фактор едва ли стал определяющим при народном волеизъявлении.

Есть все основания предполагать, что на этот раз ключевым моментом при выборе для жителей острова стала позиция партии в отношениях с материковым Китаем. Как известно, ДПП является сторонником объявления независимости острова, в то время как Гоминьдан придерживается сложившегося ныне статус-кво, когда Тайвань де-юре является частью Китая, но де-факто независим.

В практическом плане различие партийных позиций выражается, в частности, в том, что ДПП предлагает сократить тайванские инвестиции в Китай и ограничиться чартерными рейсами с материком (после 1949 года первый самолет из Китая в Тайвань прилетел в 2003 году). Гоминьдан же, упрекая ДПП в том, что охлаждение экономических связей с Китаем оказало негативное влияние на экономику острова, выступает за регулярные рейсы и отмену ограничений при инвестировании. Такая позиция обусловлена и тем, что Национальная партия во многом представляет интересы тайваньского бизнеса, который уже давно вкладывает в Китай многомиллиардные инвестиции.

В марте, во время президентских выборов, каждая партия предложит избирателям по своему вопросу на референдуме о вступлении в ООН. Однако существенно, что если Гоминьдан формулирует вопрос о возвращении в ООН под именем "Китайская республика", то ДПП - под именем "Тайвань".

Показательно, что на усиливающие независимость Тайваня инициативы ДПП США реагируют крайне недовольно. В декабре Кондолиза Райс заявила, что Соединенные Штаты против предложенного тайваньскими властями "референдума по вступлению в ООН под именем Тайвань" и считают его проявлением "провокационной политики". Хотя официально США разорвали дипломатические отношения с Тайбэем в 1979 году, долгие годы степень влияния США на жизнь острова была высока. Однако сейчас США, по-видимому, уже не собираются удерживать остров в зоне своих интересов, считая более приоритетными стабильные отношения с Китаем. А ведь еще несколько лет назад Тайвань ожидал, что США окажет ему даже военную поддержку в случае высадки на остров китайских войск.

Убедительная победа Гоминьдан позволяет предположить, что на предстоящих в марте президентских выборах также выиграет кандидат от этой партии Ма Инцзю. Тогда основанная Чан Кайши партия вновь получит в стране все рычаги управления и, возможно, начнет затяжной торг с Пекином о формах и условиях воссоединения "двух Китаев", стремясь извлечь максимальные выгоды для тайваньского бизнеса.

А для КНР сам факт победы Гоминьдана на парламентских выборах может рассматриваться в качестве крупного достижения пекинской дипломатии и пропаганды. На протяжении последних восьми лет проводимая ДПП политика "тайванизации" была одним из самых серьезных вызовов материковому Китаю. Дальнейшее пребывание ДПП у власти ставило бы под сомнение статус КНР как глобального лидера. Претензии на новую мировую роль выглядели бы смешно на фоне неспособности Пекина объединить собственную страну. Теперь же можно константировать, что КНР с этим вызывом справилась, и, по крайней мере, экономическое поглощение "островного Китая" становится теперь лишь вопросом времени.

По информации RPMonitor

17.01.2008