С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Жанна Игошина

"АРАБСКАЯ ВЕСНА" НЕОЛИБЕРАЛЬНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Пока Муаммар Каддафи продолжает свою борьбу, Башар Аль-Асад пытается взять под контроль ситуацию, Абдалла Салех залечивает раны в Саудовской Аравии, а западные страны приветствуют "демократическое обновление" Ближнего Востока, начинают оправдываться самые мрачные опасения арабских политологов относительно усиления неоимпериалистических амбиций отдельных акторов, для которых "арабская весна" зажгла "зеленый свет" на улице имени Неолиберальной глобализации.

Несмотря на то, что для многих исследователей феномен "глобализации" является темой для нескончаемых дискуссий, для идеологов американской геополитики, таких как Генри Киссинджер или Збигнев Бжезинский, глобализация является ни чем иным как инструментом закономерного процесса распространения гегемонии единственной сверхдержавы на остальной мир.

Не питают особых иллюзий в отношении глобализационных процессов и большинство арабских политологов, которые начали бить тревогу на страницах ведущих арабских газет и журналов еще с середины 1990-х гг.

Первым шагом в изучении феномена глобализации и возможности адаптации к ней арабских стран стало стойкое нежелание арабских политологов использовать заграничный термин "глобализация", которое вылилось в создание сразу нескольких арабских вариантов определения процесса глобализации. Вначале в ходу был термин "каукабийя", предложенный египтянином Фуадом Мурси, который был близок по своему смыслу к "космополитизму" и французской "мондиализации". Наряду с термином "каукабийя", использовались и другие, но окончательным вариантом, который широко используется в арабских интеллектуальных кругах на сегодняшний день, является термин "ауляма", от арабского слова "алям", что в переводе означает "мир". Впервые этот термин употребил известный египетский политолог и экономист Самир Амин.

Арабскими учеными было предложено несколько категорий арабского видения процессов глобализации в зависимости от меры их восприятия или отторжения. Так, консерваторы выступают за отторжение глобализации, интеграционисты - они же мусульманские модернисты - пытаются адаптировать процессы глобализации с исламскими ценностями, в то время как глобализаторы-либералы готовы принять глобализацию безоглядно. Интересна и классификация египетского мыслителя Ясина Аль-Саида, который разделил интеллектуальные тенденции арабской политической мысли на три группы: отказ от процессов глобализации ("рафд"), принятие оных ("кубуль") и критику ("накд"). Сторонники первой группы, по мнению Аль-Саида, выступают против хода истории, полностью отторгая глобализацию. Те, кто относят себя ко второй группе, воспринимают глобализацию в качестве языка новой эпохи, при этом игнорируя её негативные аспекты. Критики пытаются понять правила глобализации, но не готовы признать её неизбежность.

Похожую точку зрения в классификации основных тенденций восприятия процессов глобализации на Арабском Востоке разделяет еще один египетский исследователь Магир Аль-Шариф, который акцентирует внимание на традиционном подходе отторжения глобализации с последующей самоизоляцией ради защиты арабской идентичности и возрождения культурного наследия. Второй подход предусматривает укрепление идей глобализации и изменение отношения к знаниям, природным ресурсам и власти. Аль-Шариф выделяет еще два подхода, согласно которым глобализация воспринимается негативно. Однако при этом сторонники первого из них выступают за цивилизационное примирение и диалог цивилизаций ради лучшего будущего всего человечества, а сторонники последнего подхода рассматривают глобализацию как форму культурного вторжения, которая не может быть воспринята.

Наибольший интерес представляет классификация, предложенная египетским антропологом Мухаммадом Хафизом Диябом и египетским писателем Махмудом Амином Аль-Алимом, которые в качестве отправной точки предложили использовать идеологический показатель. По мнению основоположников идеологического подхода, такая классификация позволяет отобразить полный спектр существующих в арабском мире мнений относительно глобализации.

Демократические надежды Запада относительно будущего арабских стран после "арабской весны" готовы разделить арабские либералы, которые выступают в поддержку глобализации, мотивируя свою позицию позитивными возможностями, которые несет в себе глобализация - свержение авторитарных режимов, политическую стабильность, распространение информационных технологий. Арабские либералы, являясь хроническими критиками исламистов, не устают призывать арабские страны успеть на поезд глобализации, пока не стало слишком поздно.

Не говорят окончательное "нет" глобализации по неолиберальному сценарию и националисты, хотя они и осуждают процессы глобализации в их современном виде. Внимание националистов направлено на возможное негативное влияние глобализации на арабское общество. Их волнует в первую очередь участь арабской культуры и национального государства в условиях процессов глобализации.

"Империей хаоса", которая усиливает и создает новые формы поляризации между центром и периферией, называют глобализацию последователи "марксистской" идеологии. Отношение арабских "левых" к процессам глобализации сводится к следующим тезисам: глобализация тождественна империализму и доминированию Запада над странами третьего мира; глобализация является наивысшим уровнем неокапитализма, который возглавляют западные индустриальные и транснациональные корпорации; глобализация представляет собой триумф европейской и американской гегемонии над развивающимися странами, неся в себя угрозу независимости, территориальной целостности и культурной самобытности арабского мира.

Исламисты, опираясь на критику капитализма и материализма, видят в глобализации саботаж исламской идентичности. Опасность культурного империализма обостряется вследствие монополии коммуникативных технологий в одностороннем информационном русле - с Севера на Юг, а не наоборот. Процессы глобализации воспринимаются как прямая угроза исламу, как кульминация устремлений Запада покорить мусульманский мир, которые уходят корнями во времена крестоносцев и колонизации.

Так или иначе, несмотря на всю критику и скептицизм, в работах арабских политологов прослеживается понимание того, что Арабский Восток не может остаться в стороне процессов глобализации, которые в свете последних событий стали ускоряться.

Глобализация стала новым источником вызовов, на которые лидерам арабских государств необходимо найти ответы. Впрочем, сбалансированная позиция Хосни Мубарака, который, наряду с вызовами глобализации, проблемами бедности, отмечал наличие позитивных сторон глобализации - прогрессивные информационные технологии, рост капитала, не спасла его от народного гнева и тех же передовых информационных технологий. Лидер ливийской революции, в одном из выступлений перед студентами Хартумского университета в Судане, приравнял глобализацию к экспансии и оккупации, которая, в одних случаях, использует войска и флот, а, в других, политические, экономические и культурные инструменты. Полковник Каддафи уверен, что главной целью глобализации является открытие мировых рынков для американских товаров и услуг, поэтому арабы непременно станут жертвами процессов глобализации. Схожую обеспокоенность высказывал и президент Сирии Башар Аль-Асад в интервью журналу "Аль-Васат", назвав наиболее чистой формой глобализации военную, когда одна могущественная держава атакует более слабую. Военная глобализация в свою очередь приводит к политической глобализации, когда политические решения диктуются другим государствам. Ну а самой страшной, по мнению Аль-Асада, является культурная глобализация, перед лицом которой арабские страны должны включиться в процесс культурной самозащиты.

Судя по динамике развития событий в арабских странах, поезд глобализации уверенно набирает скорость в неолиберальном направлении, цепляя в качестве дополнительных вагонов все большее количество арабских стран, а "арабская весна", похоже, может затянуться надолго.

Игошина Жанна, старший научный сотрудник Одесского филиала Института стратегических исследований, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

По информации - Новое Восточное Обозрение

18.06.2011