С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Максим Хрусталёв

НЕФТЬ ИРАКА ПОДЕЛИЛИ ПРЕЖДЕ, ЧЕМ СВЕРГЛИ САДДАМА

Когда в марте 2003 г. США, Великобритания и их союзники начали вторжение в Ирак, мало кто верил их заявлениям, что вовсе не борьба за контроль над иракской нефтью является главной причиной начавшейся войны. Хотя пропагандистская машина как англосаксонских СМИ, так и прикормленных ими подголосков в разных странах не жалели усилий, утверждая, что их более всего беспокоит оружие массового уничтожения, предположительно имеющееся у Ирака, и агрессивный характер Саддама Хусейна. А сама "иракская нефть значительно менее важна для США чем, например, нефть Мексики или Канады", утверждал Макс Бут, старший научный сотрудник Совета по внешней политике.

Другой небезызвестный пропагандист американской политики - Николай Злобин, именующий себя "директором российских и азиатских программ Центра оборонной информации", тогда же рассказывал, что если бы англосаксам нужна была нефть, они не стали бы тратить деньги на войну, а просто купили бы ее у Хусейна. "Восстановление нефтяной индустрии Ирака хотя бы до уровня 1990 г. потребует не менее 3 лет и еще $5 млрд., но при этом увеличит мировое производство нефти лишь на 4%. Наивно думать, что это повлечет за собой стабилизацию цен на нефть, тем более что ничто не помешает странам-членам ОПЕК сократить на этот объем свое производство. Ирак никогда не будет в состоянии гарантировать США низкие цены на нефть", - разглагольствовал Злобин.

Другие пропагандисты напоминали, что обходились же США и Великобритания с 1990 г. без иракской нефти: их надежно обеспечивали Саудовская Аравия и другие арабские монархии Персидского залива. Внешне это звучало логично. Но, как гласит древняя поговорка британских пиратов и американских гангстеров, "у кого два миллиона, тот вдвое богаче того, у кого просто миллион". И поэтому к дележке шкуры назначенного к убийству медведя (точнее, верблюда, с учетом природно-климатических реалий) приступили загодя.

Года полтора назад "Коммерсантъ-Власть", ссылаясь на западные источники, рассказывал, что планы относительно будущего иракской нефти в США стали разрабатывать еще до инаугурации Джорджа Буша и вице-президента Дика Чейни. С участием иракских эмигрантов и представителей американских энергетических компаний Белый дом поначалу стал развивать идею, что после оккупации Ирака нефтяная промышленность должна перейти под контроль единого государственного предприятия, которое заключало бы контракты преимущественно с американскими корпорациями на основе соглашений о разделе продукции (СРП). В соответствии с этим планом, американцы получали возможность контролировать весь процесс добычи и транспортировки нефти, а также немалую часть доходов от этого. При этом Ирак должен был сохранять членство в ОПЕК и добывать нефть в соответствии с квотами организации - на уровне 3,5-4 млн. баррелей в день. Это помогало бы удерживать высокие цены на нефть - в интересах ОПЕК и добывающих компаний.

Однако этот сценарий в конечном итоге не выдержал конкуренции с планом №2 - т.н. планом неоконсерваторов, который также появился еще до войны. В сентябре 2002 г. Ариэль Коэн из института Heritage Foundation опубликовал статью "Дорога к экономическому процветанию для Ирака после свержения Саддама Хусейна". Коэн выдвинул идею приватизировать всю нефтяную промышленность Ирака, поделив ее между дюжиной компаний, - разумеется, американских и, возможно, британских.

Эта идея нашла поддержку на очень высоком уровне. Ее дальнейшей разработкой занимались члены администрации Джорджа Буша и представители консервативных исследовательских институтов, а через некоторое время позиция неоконсерваторов стала официальной позицией американского правительства. Специальная комиссия, в которую входили представители Госдепартамента, министерств обороны и финансов Соединенных Штатов, опубликовала в феврале 2003 г. (т.е. за месяц до начала войны) проект устройства оккупированного Ирака под названием "Переход иракской экономики от восстановления к стабильному развитию". На 73-й странице в нем отмечается необходимость "приватизации иракских нефтяных и смежных с ними предприятий". Правда, война так повернулась, что до приватизации нефтяных месторождений дело не дошло, но это произошло вовсе не по причине отсутствия таковых намерений.

Свою долю в нефтяном пироге поспешили застолбить и британские союзники. InoPressa приводит публикацию английской газеты The Independent, которая обнародовала документы, свидетельствующие, как кабинет Тони Блэра задолго до вторжения обсуждал с крупнейшими нефтяными компаниями планы по дележке иракской нефти.

"Протоколы серии встреч между министрами и высокопоставленными представителями нефтяной отрасли противоречат публичным отрицаниям личной заинтересованности, которые делались как нефтяными компаниями, так и западными правительствами того времени", - отмечает автор статьи Пол Бигнелл. И напоминает, как в марте 2003 г. (до того, как Великобритания включилась в войну) Shell опровергла сообщения о том, что вела переговоры с представителями Даунинг-стрит о войне в Ираке, как "абсолютно неверные". А BP, соответственно, отрицала какую-либо стратегическую заинтересованность в Ираке. Сам же премьер-министр Тони Блэр, естественно, также назвал "теорию нефтяного заговора" "полнейшим абсурдом".

"Но документы за октябрь и ноябрь предыдущего года рисуют иную картину", - утверждает The Independent. Свыше 1000 документов оказалось в распоряжении исследователя Грега Маттита на основании закона о свободе информации. В них говорится, что между государственными чиновниками, BP и Shell в конце 2002 г. было проведено не менее пяти встреч.

После одной из встреч, состоявшейся в октябре 2002 г., бывший директор Отдела британского МИД по Ближнему Востоку Эдвард Чаплин отметил: "Shell и BP не могут позволить себе не получить долю во имя своего будущего... Мы намерены отхватить большой кусок для британских компаний в послесаддамовском Ираке".

В документах говорится, что бывший госминистр торговли и промышленности Великобритании баронесса Саймонс согласилась лоббировать в администрации Джорджа Буша в пользу BP, потому что нефтяной гигант боялся, что его оттеснят от соглашений, которые Вашингтон мог заключить после оккупации Ирака с нефтяными компаниями других стран.

По данным газеты, МИД Великобритании вновь пригласил представителей ВР для участия в обсуждении ситуации в Ираке "после смены режима". "ВР страстно стремится попасть туда и проявляет беспокойство по поводу того, как бы политические сделки не лишили ее этой возможности", - цитирует газета протокол той беседы. А ведь, как настаивал представитель компании, "Ирак является более важным, чем что-либо, что мы видели за многие последние годы".

Британцы старались не зря: 20-летние контракты, подписанные после вторжения, были крупнейшими в истории нефтяной промышленности и коснулись половины иракских резервов - 60 млрд. баррелей нефти, говорится в статье.

Правда, по данным "Коммерсантъ-Власть", хотя 30 июня 2008 г. иракское правительство заявило о том, что собирается заключить с компаниями Shell, BP, ExxonMobil, Chevron и Total контракты сроком на 1-2 года, не проводя при этом никаких тендеров (что позволило бы западным компаниям обосноваться в Ираке), 11 сентября оно было вынуждено это решение отменить. Затянувшаяся война и нежелание иракских властей во всем повиноваться Вашингтону сделали невозможным точное выполнение какого бы то ни было плана.

Иракские власти предложили западным компаниям вложить средства в восстановление разрушенной нефтяной инфраструктуры и начать добывать нефть по установленной квоте, отдавая все деньги в иракский бюджет, а с того, что удастся добыть сверх квоты, получать фиксированную прибыль. Желающих потратить менее $1 на то, чтобы добыть баррель нефти из-под земли, а получить за его продажу намного больше, нашлось немало. Однако в результате был заключен только контракт на разработку самого крупного месторождения Румайла на юге Ирака: оно содержит 17 млрд. баррелей нефти, почти 15% запасов всей страны.

Месторождение согласился обслуживать консорциум из британской BP и китайской China National Petroleum. Выяснилось, однако, что условия иракских властей - далеко не такие выгодные, как предполагали нефтяники: с каждого барреля, добытого сверх квоты, BP и China National Petroleum будут получать всего лишь $2, а после уплаты налогов эта сумма снизится до $0,95. Другим участникам аукциона такие условия показались не очень привлекательными, и они отозвали свои предложения. Американская корпорация ConocoPhillips, например, намеревалась получать $26,7 за баррель при разработке месторождения Бай-Хассан, а иракское правительство было согласно только на $4. В итоге аукцион был отложен на неопределенный срок.

Нефтяные запасы Ирака продолжают разжигать воображение многих западных компаний. По прогнозам Международного агентства по энергетике, через 20 лет Ирак будет выкачивать в 2-3 раза больше, чем 2,5 млн. баррелей в день, которые он производит сейчас. Правительство Ирака планирует, что привлечение зарубежных инвесторов повысит иракскую нефтедобывающую способность до 12 млн. баррелей в день к 2017 г. и поставит Ирак на один уровень с Саудовской Аравией. Однако, как подчеркивает министр нефти Ирака аш-Шахристани, страна намерена привлекать инвесторов исключительно на своих условиях, одинаковых для всех, и никаких привилегий ни американцам, ни англичанам (впрочем, как и русским, французам и китайцам) ожидать не приходится.

По информации - Новое Восточное Обозрение

25.04.2011