С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Людмила Руденко

МАРОККО: ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Вслед за событиями в Тунисе и Египте в Марокко в начале текущего года также произошли демонстрации с требованием политических и экономических реформ. Важно при этом отметить, что протестные акции в королевстве отличались от других арабских стран отсутствием призывов к уходу от власти короля Мохаммеда VI. Звучали лишь предложения об установлении "парламентской монархии".

Серьезную угрозу экономической и политической стабильности Марокко, как и многим другим арабским странам, представляет высокий уровень безработицы, который наблюдается в королевстве в течение достаточно длительного времени. Так, по официальным данным, она выросла в 2010 г. до 10% экономически активного населения. Наиболее острой эта проблема является для жителей городов и выпускников вузов.

Ключевая отрасль экономики Марокко - сельское хозяйство, доля которого в общем объеме ВВП, по разным оценкам, достигает 15-17%. В нем занята примерно половина населения королевства. Увеличение сельскохозяйственного производства в 2009 г. на 26% по сравнению с 2008 г., обусловленное главным образом благоприятными погодными условиями, позволило компенсировать спад в ряде других отраслей народного хозяйства, связанный с глобальным экономическим кризисом.

В 2010 г. производство аграрной продукции в Марокко увеличилось лишь на 0,5% , что было связано с неблагоприятными погодно-климатическими условиями. Это привело к замедлению темпов экономического роста до 4,1%, согласно оценке "Economic Intelligence Unit", против 5,2% в 2009 г. В этой связи важно подчеркнуть, что, несмотря на постепенную диверсификацию экономики, природные факторы продолжают оказывать чрезмерно большое влияние на динамику развития всего национального хозяйства Марокко.

Кроме того, заметное влияние на состояние экономики королевства оказал глобальный кризис, и особенно спад производства в Западной Европе, что привело к обострению проблемы нехватки ликвидных средств. В 2009-2010 гг. снизились поступления из практически всех главных источников СКВ: экспорт традиционных товаров; оказание услуг в сфере международного туризма; прямые иностранные инвестиции; денежные переводы марокканцев, работающих за рубежом. Повышенная уязвимость экономики страны сохраняется и в настоящее время, в первую очередь из-за вялого роста ВВП в странах ЕС и жестких мер, принятых государствами, являющимися крупными торгово-экономическими партнерами королевства - Францией, Германией, Испанией и др.

С целью ослабления дефицита ликвидных средств и диверсификации источников финансирования Марокко в октябре 2010 г. осуществило эмиссию государственных облигаций на 1 млрд. евро. Наряду с этим, для компенсации спада валютных поступлений в страну правительство в течение трех последних лет стимулировало внутренний спрос посредством увеличения расходов на строительство и поддержку жилищно-коммунального хозяйства, снижения налогов и повышения заработной платы занятых в госсекторе. Руководство королевства, согласно заявлениям его представителей, намерено продолжать такую политику и в ближайшие годы.

Перспективы экономического развития Марокко определены в плане "Plan d'Emergence", разработанном правительством в 2006 г. В соответствии с этим планом, страна взяла курс на развитие индустриальной базы и повышение конкурентоспособности как в традиционных отраслях промышленности (химической, текстильной, пищевой), так и в новых для страны областях (автомобилестроении, производстве электротоваров и комплектующих для авиационной техники, сборе и утилизации отходов, телекоммуникаций и информационных технологий).

Для достижения поставленных целей государство осуществляет активную инвестиционную деятельность. Так, в 2010 г. государственные инвестиции составили 14,3 млрд. евро (на 20% больше, чем в 2009 г.), 45% из них было выделено на образование, 10% - на здравоохранение и еще 10% - на строительство социального жилья.

Сокращение притока в страну прямых иностранных инвестиций компенсируется увеличением числа государственных инвестиционных проектов. Например, государственная компания "ОСР" начинает реализацию программы на сумму 6,3 млрд. евро с целью удвоить добычу фосфатов к 2020 г. и повысить квоту его обработки до 80%. Важно отметить, что Марокко удовлетворяет 30% мирового спроса на это ценное сырье, необходимое для производства фосфорных удобрений. По мнению ряда экспертов, растущий экспорт фосфоритов из этой страны может повысить его роль в качестве крупного источника СКВ для королевства.

Перспективной отраслью хозяйства Марокко является автомобилестроение. Правительство оказывает поддержку предприятиям этой отрасли посредством предоставления налоговых льгот, устранения бюрократических барьеров, а также путем создания выгодных условий для строительства заводов на территории страны иностранным компаниям. Например, в королевстве успешно идет строительство завода фирмы "Renault", производительность которого после ввода в эксплуатацию в 2012 г. составит 170 тыс. автомобилей в год (30 машин в час), а в 2014 г. - 400 тыс.

Не меньшее внимание уделяется сфере коммуникаций и информационных технологий. Важнейшей целью национальной стратегии является увеличение доступности Интернета и рост удельного веса его пользователей в общей численности населения Марокко (с 1 из 10 чел. в 2008 г. до 1 из 3 - в 2013 г.). Для решения этой задачи реализуется проект стоимостью 464 млн. евро, охватывающий компьютеризацию предприятий и учебных заведений.

В соответствии с "Plan d'Emergence", приоритетными направлениями в энергетике страны являются увеличение общего объема производимой электроэнергии (за период с 2009 по 2015 гг. он должен возрасти в два раза - до 5292 МВт) и развитие альтернативных источников энергии (на них к 2015 г., как ожидается, будет приходиться 18% общего объема производимой в стране энергии, а к 2020 г. - 42%). Так, недалеко от г. Танжер построена самая большая ветроферма в Африке (140 МВт), инвестиции в которую составили 250 млн. евро. Общий объем затрат на национальную программу развития альтернативных источников энергии предусмотрен в сумме 3 млрд. евро.

Значительное число крупных проектов, осуществляемых в области инфраструктуры Марокко, вызвало оживление в строительной отрасли страны. В частности, об этом свидетельствует рост производства цемента в королевстве. В ближайшее время в результате реализации амбициозного строительного проекта в Марокко должен появиться самый крупный порт на Средиземном море. Наиболее крупными проектами в сфере дорожного строительства являются сооружение автомагистралей Касабланка-Танжер, Рабат-Касабланка, а также отрезков магистралей Фес-Оуджа (316 км), Марракеш-Агадир (233 км).

Программой экономического развития королевства предусматривается создание в стране к 2015 г. 550 тыс. новых рабочих мест. Последние политические события в арабских странах, в т.ч. и в Марокко, вызывают необходимость усилить борьбу с безработицей (особенно среди молодежи), которая является, пожалуй, самой острой социальной проблемой страны. В целом создание условий для устойчивого хозяйственного развития и повышения благосостояния широких слоев населения требует от правящего режима проведения серьезных политических и социально-экономических преобразований.

Руденко Людмила Николаевна, научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат экономических наук, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

По информации - Новое Восточное Обозрение

10.04.2011