Виктор Михин

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ В РУСЛЕ ПОЛИТИКИ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА

Саудовская Аравия при наследном принце Мухаммед ибн Салман Аль Сауде, который из-за престарелого возраста своего отца-короля фактически является лидером Королевства, придерживается смелого подхода к внешней политике, как на региональном, так и на глобальном уровнях. Соглашение между Саудовской Аравией и Ираном, подписанное при посредничестве Китая, ослабило давнюю напряженность в отношениях между двумя странами. Этот шаг, несомненно, подтверждает прогнозы о прекращении нестабильности, умело срежиссированной Западом во главе с США и охватившей регион в последние годы. Соглашение явилось очередным шагом, которому предшествовали аналогичные договоренности саудовцев о примирении с Катаром и Турцией. В свою очередь, последние действия Эр-Рияда, по общему мнению арабских СМИ, бросили «камень в тихие воды» региональных кризисов, широко открыв дверь для дипломатии, чтобы использовать возможности для перехода от напряженности к спокойствию. Можно сказать, что план многополярного мира, предложенный Россией и ее президентом В. Путиным, активно претворяется в жизнь в Ближневосточном регионе.

Директор ЦРУ Уильям Бернс ничего не смог предложить по этому поводу, кроме как выразить разочарование в отношении соглашения о восстановлении связей с Ираном, которое было достигнуто при посредничестве Китая в марте. Бернс грустно констатировал саудовским чиновникам, что Соединенные Штаты были застигнуты врасплох после того, как Королевство согласилось на соглашение о нормализации отношений с Ираном. Таким образом, директор ЦРУ только подтвердил, что наследный принц в духе создания нового многополярного мира четко продемонстрировал, что он и Королевство ныне заботятся прежде всего о своих собственных интересах, а не обслуживают бывших заокеанских покровителей.

В этом контексте министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан и его саудовский коллега Фейсал бин Фархан аль-Сауд уже провели переговоры в Пекине и опубликовали совместное заявление, в котором они согласились восстановить дипломатические отношения. В нем также говорилось, что две страны договорились работать над активизацией генерального соглашения о сотрудничестве в области экономики, торговли, инвестиций, технологий, науки, культуры, спорта и молодежи, подписанного еще в 1998 году, а также соглашения о сотрудничестве в области безопасности, подписанного в 2001 году. Соглашение также оказало влияние на другие вопросы: Эр-Рияд начал переговоры с Сирией о возобновлении консульских услуг в обмен на уступки, которые служат интересам Королевства. За этими последовательными шагами могли бы последовать другие, чтобы разрешить сложные кризисы, беспокоящие регион, в беспроигрышной ситуации для обеих стран.

Появились сообщения о том, что Саудовская Аравия планирует пригласить президента Сирии Башара аль-Асада на саммит Лиги арабских государств, который Эр-Рияд проведет в следующем месяце. По данным Reuters, министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал бен Фархан Аль Сауд отправится в Дамаск в ближайшие недели, чтобы передать Асаду официальное приглашение принять участие в саммите, запланированном на 19 мая. Вполне естественно, нынешние шаги не могли бы произойти без воли и решимости наследного принца принять новаторскую политику, направленную на подлинные позитивные изменения в регионе.

Королевство приняло новое видение, чтобы обуздать споры и переориентировать региональный компас в пользу развития и сотрудничества, а не хаоса, искусственно созданного Западными странами. Видение Королевства уже вступает в конфликт с интересами Западных держав. Эр-Рияд продвигается вперед с более региональной внешней политикой, которая является более сбалансированной и независимой от Западных держав. Достаточно сказать, что скрежет зубов на Западе вызвало последнее решение ОПЕК+, в котором Королевство играет не последнюю роль, о дополнительном сокращении добычи нефти на 1,1 млн. баррелей в сутки.

Этот блестящий план, лежащий в основе интересов Саудовской Аравии, был сформулирован лидером королевства Мухаммед ибн Салман Аль Саудом в «Видении 2030», в котором утверждается, что устойчивое процветание саудовского народа является основной движущей силой внешней политики страны, а также процветания и стабильности региона. Министр иностранных дел принц Фейсал бин Фархан объяснил это, сказав: “Внешняя политика Саудовской Аравии не может быть понята независимо от значительных изменений, происходящих внутри Королевства на всех уровнях. В последние годы Королевство добилось прогресса на всех уровнях. Королевство представило региону модель экономической, социальной и культурной модернизации в то время, когда регион страдает от споров, хаоса и кризисов. Саудовская Аравия идеальная модель нации, независимой от Востока и Запада. Ее политика основана на диверсификации партнерских отношений и наведении мостов со всем миром без ограничений или диктата”.

Этот подход продемонстрировал готовность Королевства смело двигаться по пути ослабления напряженности, чтобы проложить путь к новой эре, основанной на создании многополярного мира, четко обоснованного и предложенного Россией. Одним из плодов этой весьма разумной политики является процветающая экономика Саудовской Аравии, которая стала самой быстрорастущей экономикой в мире. Впервые валовой внутренний продукт страны достиг триллиона долларов, а к 2030 году Королевство стремится войти в число 15 крупнейших экономик мира. Саудовцы стремятся сделать свою модель примером для подражания другим, чтобы добиться качественных региональных преобразований, свободных от вмешательств и соперничества, которые только разжигают споры.

Эта модель соответствует перспективному видению региона, разработанному наследным принцем Мухаммед ибн Салман Аль Саудом. Это, безусловно, означает радикальный позитивный сдвиг, переход от кризисов и турбулентности, в прошлом постоянно создаваемых колониальными странами Запада, к стабильности, модернизации и процветанию.

Таким образом, Саудовская Аравия поддерживает два параллельных пути. Первый направлен на укрепление стабильности и ослабление напряженности. Это проявилось в восстановлении дипломатических отношений с Ираном и приглашении иранского президента посетить Саудовскую Аравию. Впоследствии страна подготовилась открыть новую главу в отношениях с сирийским режимом, проложив путь для возвращения Сирии в ее арабскую сферу, а Королевство выступит «ключевыми воротами». Эти шаги дополняют посредничество и другие традиционные роли, которые Саудовская Аравия играет в регионе, такие как посреднические усилия под руководством Эр-Рияда, которые вскоре позволят Судану выйти из политического кризиса, не говоря уже о других усилиях по разрядке кризисов и содействию миру.

Второе — это внедрение инициатив по содействию региональному процветанию. Видение Саудовской Аравии не ограничивается разрешением кризисов, оно также выводит регион на позитивную траекторию. Например, ее инициатива «Зеленый Ближний Восток» направлена не только на борьбу с изменением климата, его основная цель — подготовить регион к постнефтяной эпохе. Это динамичное, перспективное видение, которое сделает регион будущим поставщиком возобновляемых источников энергии в мир, как это уже происходит с нефтью.

Нет сомнений в том, что все стороны ожидают инициативы Саудовской Аравии и ее динамичной внешней политики, чтобы подтолкнуть регион к стабильности. Это включает в себя прекращение войны в Йемене, восстановление стабильности в Ираке, продвижение политического процесса в Ливане, урегулирование разногласий между сторонами кризиса в Судане и прекращение опосредованных войн — в дополнение к устранению других угроз региональной безопасности и стабильности.

Видение Саудовской Аравии, отмечает Arab News, было принято с позиции силы и путь, выбранный Королевством, является путем выживания для охваченных кризисом стран региона, позволяя им преодолевать вызовы и кризисы, играть определенную роль в будущем.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

13.04.2023