Александр Сваранц

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИЗРАИЛЯ И ИРАНА ПРИНИМАЕТ НОВЫЕ КОНТУРЫ

Израиль традиционно отличается активной дипломатией (особенно на Ближнем Востоке и в прилегающих к нему регионах). Тель-Авив по вполне понятным причинам локализации внешних угроз, исходящих от консолидации исламского мира (включая как суннитской, так и шиитской частей), пытается найти партнеров в среде прозападных стран Арабского Востока, де-факто курдской автономии в Ираке, натовской Турции и новообразованных мусульманских стран постсоветского пространства. При этом данная дипломатия Израиля исходит не только из соображений геополитики, но и не в малой степени из прагматичных экономических интересов (особенно поиска новых богатых энергетических районов для импорта нефти и газа).

Учитывая напряженный характер отношений между Израилем и Ираном, а также отсутствие географического соседства между ними, Тель-Авив, с одной стороны, пытается точечными военными ударами (преимущественно силами боевой пилотируемой авиации и беспилотных средств) и в рамках специальных диверсионных операций локализовать острова проиранских прокси-сил вблизи своих границ (в частности, в той же Сирии, Ливане и Ираке), а с другой – осуществляет активную деятельность с целью приобретения вблизи границ ИРИ плацдармов для размещения своих сил и средств при проведении локальных операций по уничтожению отдельных военных объектов на территории Ирана.

В Израиле многие политики и эксперты полагают, что нынешний режим муллократии Ирана преследует стратегическую цель уничтожить еврейское государство на Ближнем Востоке с необоснованными обвинениями в адрес сионизма. В этой связи Тель-Авив видит своей стратегической задачей нейтрализовать возможность создания Тегераном оружия массового поражения. Вместе с тем, в среде израильских компетентных экспертов с опытом государственной деятельности в национальных спецслужбах (например, тот же бывший руководитель «НАТИВ» Яков Кедми) присутствует мнение, что современный Иран уже приблизился к этапу создания ядерного оружия и относится к так называемым «пороговым странам».

Именно поэтому США, как считает Я. Кедми, не станут проводить военную операцию против Ирана и развязывать широкомасштабную войну на Ближнем Востоке, чего периодически добивается правительство Бениамина Нетаньяху. Причина подобной позиции Вашингтона кроется в том, что американцы не исключают саму возможность применения Тегераном ядерного оружия против сил коалиции и Израиля. В ситуации же продолжительной войны с использованием конвенционального оружия Иран способен выстоять и нанести непоправимый удар как самому Израилю, так и его партнерам из числа географического окружения ИРИ. Израилю же будет сложно перебрасывать личный состав и боевую технику на территорию Ирана по объективным причинам географии и логистики.

Об усложнении возможности проведения молниеносной военной операции против ИРИ свидетельствует и дипломатический успех Китая по началу процесса восстановления отношений между Ираном и Саудовской Аравией. Данный факт в региональной повестке «обнулил» надежды Израиля на антииранскую благосклонность богатейших арабских монархий Персидского залива.

Между тем, правительство Б. Нетаньяху продолжает политику обострения отношений с Тегераном, нежели поиска возможностей взаимовыгодных компромиссов с участием ключевых внешних игроков (в том числе, миротворческой дипломатии России). И в этой связи Тель-Авив возлагает некие надежды на Баку и географическое соседство Азербайджана с Ираном.

Как известно (в том числе, согласно публичным заявлениям израильских и азербайджанских политиков, дипломатов и экспертов), Израиль внес немалый вклад в строительство и модернизацию вооруженных сил Азербайджанской Республики (АР), является одним из основных поставщиков на миллиарды долларов современного вооружения и боевой техники в Азербайджан (включая боевых и разведывательных беспилотников, средств артиллерии и связи, стрелкового вооружения и боеприпасов). В немалой степени подобное военное сотрудничество позволило Азербайджану провести успешную военную реформу, создать современную армию и одержать успех в военной кампании в Нагорном Карабахе осенью 2020 г.

Естественно, Азербайджан щедро заплатил Израилю за вооружение не только долларами, но и поставками своей качественной нефти. Израильские компании довольно успешно присутствуют в энергетическом и финансовом бизнесе Азербайджана, становятся лидерами по внедрению инновационных технологий в экономику прикаспийской республики (включая в сельское хозяйство, военную промышленность, объекты логистики и транспорта, информационные коммуникации, образование и науку).

Можно с уверенностью сказать, что положительный опыт развития израильско-азербайджанского партнерства за последние двадцать лет является свидетельством показательного примера конструктивных отношений иудейского и шиитского государств, мультикультурализма и прагматизма. И тот факт, что Азербайджан оказался в числе немногих стран исламского мира, кто открыл посольство в Тель-Авиве, говорит о большом потенциале и возможностях развития взаимовыгодных связей с Израилем.

В апреле 2023 г., как отмечает посол Израиля в Азербайджане Джордж Дик, в Баку с участием главы МИД Э. Коэна состоится совместное заседание межправительственной комиссии. На этом заседании Коэн планирует предложить министру экономики Азербайджана Микаилу Джаббарову целый пакет активного партнерства в области инноваций, современных технологий, сельского хозяйства, туризма и инвестиций объемом в 200 млн долл. США.

Соответственно, открытие посольства Азербайджана в Израиле 29 марта с.г. с участием высокой делегации из Баку во главе с министром иностранных дел АР Джейхуном Байрамовым лишь подтвердил особый характер межгосударственных отношений. Не случайно глава азербайджанской делегации Дж. Байрамов в эти дни удостоился высокого внимания со стороны правительства Израиля и был принят главами МИД (Эли Коэном), министерства обороны (Йованом Галантом) и непосредственно самим премьер-министром (Бениамином Нетаньяху).

Все бы ничего, но в выступлении министра иностранных дел Израиля Эли Коэна по случаю визита его азербайджанского коллеги Джейхуна Байрамова почему-то иранская тема была представлена как общая региональная угроза, против чего необходимы совместные действия. В частности, Коэн заявил: «Азербайджан и Израиль разделяют угрозу Ирана. Иран угрожает нашему региону, создает нестабильность на Ближнем Востоке, поддерживая террор, финансируя его. Мы должны действовать совместно против Ирана. Мы не должны позволить Ирану расширять свои ядерные возможности».

Во-первых, с каких пор для Израиля Ближний Восток и Южный Кавказ стали одним регионом? Во-вторых, где и когда Иран угрожал применением ядерного оружия странам Южного Кавказа и Азербайджану, в частности? В-третьих, зачем Азербайджану втягиваться в ирано-израильское противостояние (тем более, успех Баку в последней карабахской войне признан Тегераном, а Иран может стать весьма успешным экономическим партнером Азербайджана и России для транзита товаров по маршруту «Север – Юг»)? Наконец, в-четвертых, зачем неядерному Азербайджану дополнительный конфликт с увлекающимся ядерным проектом соседом?

Возможно, именно поэтому Израиль столь усердно помогал Азербайджану одержать успех над Арменией в конфликте за Нагорный Карабах, чтобы приобрести тот самый плацдарм на подконтрольных Баку территориях вдоль линии р. Аракс на северной границе с Ираном. Многие эксперты до сих пор не особо понимают – в чем же была для Азербайджана экономическая целесообразность строительства в короткие сроки сети аэродромов в географически близких Физулинском, Джебраильском, Губатлинском и Зангеланском районах в Карабахе? Для Тегерана, например, эти объекты воспринимаются как некая угроза расширения логистической инфраструктуры для базирования сил боевой авиации и беспилотников Израиля в ситуации конфликта с ИРИ. Естественно, власти Баку отрицают подобную перспективу, хотя Тель-Авив (согласно мнению того же Эли Коэна) наоборот предлагает объединить возможности двух стран (включая военные) против Тегерана.

Какой-либо зависимости Баку от Тель-Авива вряд ли имеет место быть. Именно поэтому президент И. Алиев публично отмечал в ответ на подозрения Ирана, что Азербайджан придерживается политики неприсоединения и независимости, поэтому не собирается предоставлять свою территорию для конфликта какому-либо государству.

Вместе с тем, в тот же день 29 марта с.г. в Москве состоялись ответственные переговоры между главами МИД России Сергеем Лавровым и Ирана Хосейном Абдоллахияном. Российская сторона считает, что разногласия («трения») между Баку и Тегераном «имеют временный характер и будут как можно скорее преодолены». Москва рассчитывает на сохранение мира в регионе и продвижение трехстороннего сотрудничества с участием России, Азербайджана и Ирана в рамках проекта международного транспортного коридора «Север – Юг». Россия выражает готовность активно содействовать в урегулировании накопившихся проблем между своими южными партнерами (Азербайджаном и Ираном).

Конфликт Израиля и англосаксонской коалиции с Ираном, да еще и с вовлечением Азербайджана никак не соответствует интересам России. К тому же, Азербайджан и Иран являются важными региональными партнерами России, с которыми имеются соответствующие соглашения и сохраняются общие интересы. Москва пытается проводить конструктивную дипломатию на Кавказе и Ближнем Востоке, искать совместно с партнерами развязки противоречий и конфликтов, а не дополнять сохраняющееся противостояние новыми контурами. А иначе, как себя вести России в случае военного конфликта третьих стран с Азербайджаном, если между Москвой и Баку подписан ряд соглашений в военной области? Соответственно, и Иран остается давним региональным партнером России, а особенности современной геополитики и западные санкции сближают обе эти страны как в сфере экономического, так и военно-технического сотрудничества. Таким образом, в отличие от воинственной региональной дипломатии Запада мы видим конструктивный подход МИД РФ.

Александр СВАРАНЦ, доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

06.04.2023