Геннадий Симаков

ИЗРАИЛЬСКИЙ КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Когда пейсы встают дыбом…

Все-таки Израиль – земля не только Обетованная, но и самая непредсказуемая на сегодняшний день. Мне вот, стороннему наблюдателю, до сих пор непонятно, чего хотят бунтующие толпы? Демократии? Автократии? Деспотии? Или просто желают нагреть руки на пламени догорающего государства, потому как давно известно: капитал можно заработать на создании империи, но гораздо быстрее и больше – на ее разрушении.

Итак, краеугольный камень преткновения – судебная реформа. Это такой ужас, что пейсы встают дыбом. Израильский суд – вершина демократической демократии. Он может всё. В стране, где нет Конституции, есть Суд. Обычно развитие демократии связывают как раз с Конституцией, Основным законом, обозначающим права и свободы личности. Но в Израиле по-другому.

Суд борется за права личности, причем совершенно тиранскими и деспотичными методами – просто берет и отменяет. Берет и назначает. Указывает, рекомендует, а если что – то и запрещает.

И никто ему, представляете, не указ. Он может отменять законы правительства и Кнессета, чем вовсю и пользуется. Вот взяли и отменил запрет МВД на въезд украинцам в страну, при всей странности этого поступка (короткая память вредна; народу, который помнит о Холокосте, негоже забывать и про жовто-блакитные погромы, вошедшие в классику), да и закон, позволяющий держать под стражей беженцев, тоже взял и отменил.

Отменил налог на третью квартиру – в самом деле, зачем обирать нищих владельцев, у них и так концы с концами, простите, не сходятся.

Но будем справедливы, этот суд далеко не ко всем строг и не очень сильно-то и свирепствует. Вот есть у него любимая прослойка, реклама которой в нашей стране запрещена. Им просто приволье – скидки на жилье и автотранспорт, на бассейн и записи в метриках. Ну, как это сегодня модно. Папа – Абрам, мама – Евно. И у них все-все-все на свете привилегии, так же как у украинских беженцев и владельцев трех квартир. (Сдается мне, что имена этих владельцев мы годами слышали из каждого утюга. Они нам пели песни и вели в светлое либеральное будущее. Ну как им не помочь).

Так вот, Нетаньяху всего-то захотел слегка ограничить всемогущий Суд в его всемогуществе – тут-то всё и началось. Народ, оскорбленный в лучших чувствах, сам толком не понимая, в каких, ринулся на улицы заниматься любимым делом всех бастующих – жечь покрышки и под шумок грабить магазины. Под соусом защиты демократии.

Честно говоря, я не очень понимаю, почему диктат одного государственного органа над всеми другими называется демократией, но это я не понимаю. Протестующие в такие тонкости вникать не должны, им все ясно и понятно.

Заодно подсуетились ультраправые ортодоксы, желающие запретить вообще всё, от мессианства до принятия из других стран евреев в третьем колене; профсоюзы, почуявшие возможность укрепить свое влияние; многочисленные НКО, которые должны в конце концов показать, на что потрачены хозяйские деньги; рвущиеся к власти оппозиционные партии, которые тоже хотят получить большинство в кнессете и диктовать уже свои условия. В том числе и суду, всевластие которого является характерной чертой демократии, оказывается.

Хотя на самом деле демократию в ее современном виде можно показать героями из нашей басни, которые тянут каждый в свою сторону, притом что воз и ныне там.

Потому что интересны страны всегда должны ставиться выше интересов отдельных групп людей, озабоченных лишь собственным благосостоянием.

Источник: Фонд стратегической культуры

28.03.2023