Виктор Михин

ЛИВАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Когда Мишель Аун покинул пост президента Ливана в октябре прошлого года, многие политики предположили, что найти преемника будет относительно легко, не в последнюю очередь потому, что ни одна из основных политических партий не была заинтересована в блокировании выборов нового президента. Однако четыре месяца спустя компромиссного решения так и не было найдено, и многие задаются вопросом: когда и будет ли достигнуто соглашение в ближайшее время?

Контуры более широкой договоренности уже наметились, но на данный момент, похоже, любые соглашения зашли в тупик. Они предполагают консенсус между региональными и международными державами и местными политическими деятелями. Становится все более очевидным, что, учитывая тяжелый экономический кризис в Ливане и региональную роль «Хезболлы», новый президент должен будет выполнить ряд условий. Он должен быть приемлем для региональных государств, таких как Саудовская Аравия и Иран, и должен пользоваться доверием США и Франции.

Иран и «Хезболла», в свою очередь, ищут президента, который не будет угрожать статусу этой партии в Ливане, и в то же время любой новый глава государства должен быть в состоянии показать региональным и международным игрокам, что он не подорвет их ожидания. Для Саудовской Аравии и Западных государств это означает президента, который сохранит хорошие отношения с арабскими партнерами Ливана, а также осуществит сильно отложенную экономическую реформу.

Некоторое время тому назад пять стран – США, Франция, Саудовская Аравия, Катар и Египет – провели встречу в Париже, чтобы наметить профиль кандидата, которого они искали. Они снова подчеркнули необходимость «согласованного президента», который проводил бы реформы, не имея связей с коррумпированными покровительственными сетями и олигархами в стране. Однако, что означает «дорожная карта», предложенная пятеркой, в практическом плане?

Первое: это означает, что Саудовская Аравия не будет вкладывать свои средства в ливанскую экономику до тех пор, пока «Хезболла» действует в Йемене. Премьер-министр Ливана Наджиб Микати подтвердил это в интервью телеканалу “Аль-Джадид ТВ», когда он рассказал о том, что сказал ему наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман: «Есть партия в Ливане, которая планирует заговор против Саудовской Аравии в Йемене … Если Ливану будет оказана какая-либо помощь, наследный принц сказал, что он боится, что эта партия может извлечь выгоду”.

Если Саудовская Аравия будет медлить в Ливане, это затормозит других арабских лидеров, не в последнюю очередь эмира Катара шейха Тамим ибн Хамад Аль Тани, который сыграл важную роль в попытках найти приемлемое решение. При этом следует учитывать, что катарский эмир может говорить со всеми сторонами и выступать в качестве посредника. После того, как несколько недель назад он занял более активную позицию на президентских выборах, что подтвердили арабские дипломаты, затем он, по сообщениям арабских СМИ, отступил. Произошло это после телефонного разговора с ним наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Салмана Аль Сауда.

Интересно, однако, что «Хезболла» и ее союзники заявили о готовности взаимодействовать со странами Персидского залива. В статье, опубликованной в ноябре прошлого года, они запустили пробный шар через аффилированное с ними средство массовой информации, газету «Аль-Ахбар». В нем редактор Ибрагим Амин предложил услугу за услугу, в соответствии с которой «Хезболла» и ее союзники выберут президента, а Саудовская Аравия и ее местные союзники выберут премьер-министра. Г-н Амин даже назвал имена: Сулейман Франджи на посту президента и Наваф Салам, бывший посол Ливана в ООН, на посту премьер-министра.

Хотя у Саудовской Аравии не было причин реагировать на газетную статью, послание было ясным. После многих лет попыток заблокировать сильное влияние стран Персидского залива в Ливане, «Хезболла» предложила компромисс. Если и были сомнения, то в начале февраля в Бейруте состоялась встреча представителя спикера Ливана Набиха Берри, который также является лидером движения «Амаль», и посла Саудовской Аравии Валида Бухари. Представитель г-на Берри, как сообщается, заявил, что “Хезболла” и «Амаль» стремятся к «нормализации отношений с Саудовской Аравией». В интервью, опубликованном 23 февраля, Наим Кассем, заместитель генерального секретаря “Хезболлы”, также подтвердил, что президентом, которого искала партия, был тот, кто, среди прочего, мог «наладить отношения с арабскими странами». Изменение позиции «Хезболлы» может быть связано с осознанием руководства партии того, что ситуация в Ливане настолько тяжелая, что страна не может продвигаться вперед без определенной арабской поддержки. Тем не менее, совершенно ясно, что Эр-Рияд не пересмотрит свою позицию по Ливану, пока Иран и «Хезболла» не уступят свои позиции в Йемене.

Это говорит о том, что выборы президента пока останутся заблокированными. К тому же местные аспекты, препятствующие проведению выборов, не менее сложны. «Хезболла» хотела бы видеть Франджи избранным, но пока он сталкивается с серьезными препятствиями. Примечательно, что две основные христианские партии, Свободное патриотическое движение (FPM) и Ливанские силы, выступают против него, что не дает ему возможности удачно баллотироваться на пост президента. FPM до недавнего времени был союзником «Хезболлы», в то время как Ливанские силы близки к Эр-Рияду.

Без поддержки христиан Франджи (который также является христианином-маронитом, как и все президенты) не имел бы общественной легитимности, что затруднило бы его президентство. «Хезболла» и «Амаль» хотели бы заручиться голосами, необходимыми в парламенте, чтобы привести его к власти, но маловероятно, что они смогут это сделать. Более того, FPM и «Хезболла» неофициально объявили недействительным соглашение, которое связывало их, подписанное в 2006 году, поскольку лидер FPM Джебран Бассил ожидал, что партия поддержит его кандидатуру.

Ситуация в Ливане тем временем весьма неустойчива. Напряженность очень высока, и единственным средством, которое предотвращает полный крах, является армия. Но командующий армией занимается сбором средств, чтобы накормить своих солдат. В прошлом году Катар пожертвовал 60 миллионов долларов, чтобы предотвратить распад вооруженных сил, сценарий, который определенно приведет к хаосу. Но что дальше? Когда эти деньги иссякнут, кто, если вообще кто-нибудь, станет следующим донором для выплаты жалованья армии? Ситуация неустойчива. Ливану нужно надлежащее государство с функционирующими институтами.

Другой сложной проблемой остается ослабление контроля над оружием в стране. Армия нередко обнаруживает в домах простых ливанцев целые склады оружия. Общеизвестно, что «Хезболла» вооружена, но это не единственное вооруженное образование в стране, и враждебность по отношению к ней растет. Различные группировки обвиняют «Хезболлу» в нынешней плачевной ситуации. Например, обменный курс вырос с 1500 ливанских фунтов стерлингов к доллару США до 80 000 в последний момент.

Ливан может либо провести реформы и создать государство с функционирующими институтами, либо столкнуться с хаосом. Однако хаос в Ливане, который приведет к внутренним разногласиям и может привести к гражданской войне, будет очень дестабилизирующим для региона. Это также может дестабилизировать ситуацию в ЕС. Люди уже рискуют своими жизнями и нелегально покидают страну в надежде попасть в Европу. Нестабильность в Ливане даже не в интересах Израиля. Хотя некоторые эксперты утверждают, что лучший способ избавиться от «Хезболлы» — это позволить стране рухнуть с ног на голову, Израилю не нужна еще одна Газа на его северной границе.

Единственный выход из тупика для местных и региональных участников заключается в достижении соглашения, учитывающего все их предпочтения. Вполне возможно, что в конечном итоге может быть выработана комплексная сделка. Но пока, даже если переговоры ведутся за кулисами, положительный результат остается недостижимым, если одна из сторон не пойдет на серьезную уступку. Однако сегодня ни одна из сторон не хочет уступать, и это значит, что политический кризис в Ливане продолжится, никто не знает, когда и чем он закончится…

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

23.03.2023