Виктор Михин

ИРАН - ЛИВАН: ЕСТЬ ЛИ ИЗМЕНЕНИЯ В МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Во время официального визита в Ливан 13 января министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан заявил, что ливанские политики могут заполнить многомесячный вакуум в президентстве Ливана путем диалога и без иностранного вмешательства. Он отрицал, что его страна вмешивается в ливанские дела, но заявил на пресс-конференции, что Иран продолжит оставаться «верным другом» Ливана во время нынешнего экономического кризиса в стране. Он также подтвердил готовность Тегерана сотрудничать в обеспечении Ливана топливом и восстановлении его полуразрушенных электростанций.

Во время этапов своего зарубежного турне, которое также включало Сирию, Амир Абдоллахиан встретился с исполняющим обязанности премьер-министра Ливана Наджибом Микати, спикером парламента Набихом Берри и министром иностранных дел Абдаллой Бу Хабибом, а также с генеральным секретарем ливанской шиитской группировки «Хизбалла» Хасаном Насраллой. Иранский министр заявил, что Тегеран желает помочь восстановить спокойствие в регионе и что он открыт для любого сближения, особенно с Саудовской Аравией. Он четко подтвердил мнение своего правительства, что оно ни каким-либо образом не вмешивалось в президентские выборы в Ливане. Тон его комментариев резко контрастировал с воинственным тоном заявлений, сделанных несколько лет назад на пике влияния Ирана в четырех соседних арабских столицах.

Иранская политика в отношении Ливана часто подвергается резкой критике, и Тегеран обычно обвиняют в целом ряде проблем: от препятствования формированию новых правительств до нанесения ущерба расследованию взрывов в Бейрутском порту в августе 2020 года и срыва выборов нового президента после окончания срока полномочий бывшего президента Мишеля Ауна в октябре прошлого года. Основная причина, по которой ливанский парламент не смог избрать нового президента, заключается в том, что “Хизбалла” и ее союзники настаивают на предварительной проверке любого потенциального кандидата, чтобы убедиться, что он не выступает против «оси сопротивления». Как известно, под этим подразумевается неофициальный антизападный и антиизраильский альянс между «Хизбаллой», Ираном, сирийским правительством и Палестиной.

С сентября прошлого года ливанский парламент провел десять сессий, чтобы проголосовать за нового президента, но безуспешно. Либо депутаты «Хизбаллы» и ее союзников бросают пустые бюллетени и затем уходят, либо они не появляются, препятствуя необходимому кворуму в 86 из 122 законодателей. Противники иранского влияния предложили сделать голосование открытым до избрания нового президента или разрешить избрание нового президента большинством в 65 голосов, если невозможно получить минимальный консенсус в пользу кандидата в первом туре, как это предусмотрено в Конституции Ливана.

Во время своего визита в Бейрут Амир Абдоллахиан затронул и экономические вопросы. В частности, он заявил, что его страна готова помочь Ливану отремонтировать две электростанции, одну в Бейруте, а другую на юге страны, чтобы обеспечить республике стабильную систему электроснабжения. Но предложения сотрудничества в области энергетики часто вызывают широкие споры из-за опасений, что Ливан может пострадать от санкций США, введенных против Ирана из-за его ядерной программы, если он примет иранскую помощь.

Ливанская техническая группа ранее посетила Иран для изучения энергетического сотрудничества, но когда Вашингтон отказался дать зеленый свет этому, ливанцы не предприняли никаких дальнейших действий. Находясь в тисках тяжелого экономического кризиса, Ливан обращается за международным финансированием к Международному валютному фонду (МВФ) и другим западным агентствам. Маловероятно, что он рискнет такой отчаянно необходимой помощью, ведя переговоры об энергетической сделке с Ираном, что может привести к обвинению в том, что Иран якобы использует это сотрудничество как лазейку для обхода санкций США.

Во время своей пресс-конференции Амир Абдоллахиан также прокомментировал наметившиеся связи между иранскими и саудовскими сотрудниками службы безопасности после встречи на высшем уровне Совещания «Багдад 2» в Иордании в декабре прошлого года. Он выразил надежду, что контакты могут быть продолжены на политическом уровне, что приведет к возможному восстановлению полноценных отношений с Эр-Риядом и открытию консульств Саудовской Аравии и Ирана в Мешхеде и Джидде, соответственно, для содействия религиозному туризму. Тон, который иранец использовал, был удивительно позитивным и доброжелательным, поскольку Тегеран недавно обвинил Эр-Рияд в разжигании протестов, вспыхнувших в Иране в сентябре прошлого года.

Что касается сирийского вопроса, то Амир Абдоллахиан еще раз подтвердил, что его правительство поддерживает сближение между Дамаском и Анкарой при посредничестве России. Восстановление отношений между Сирией и Турцией “полностью изменит” политическую ситуацию в Сирии, сказал он, добавив, что лучшим способом разрешения сирийского кризиса было бы привлечение Дамаска к поддерживаемому Россией Астанинскому процессу, предоставив ему место за столом переговоров вместе с Москвой, Тегераном и Анкарой. Однако этот «новый путь», способствующий сближению между Анкарой и Дамаском, не включает Тегеран, за исключением, возможно, как наблюдателя и активного союзника мирного разрешения сирийского конфликта, развязанного в свое время Западом и рядом государств Персидского залива. Также следует напомнить, что Иран не принимал участия во встрече министров обороны России, Сирии и Турции в Москве в декабре, и то же самое будет происходить на предстоящей встрече министров иностранных дел трех стран.

Маловероятно, что визит Амира Абдоллахиана в Бейрут был частью инициативы, направленной на то, чтобы помочь Ливану выйти из нынешнего политического тупика. Иран сам находится в эпицентре кризиса из-за антиправительственных протестов, охвативших страну после смерти в заключении Махсы Амини, молодой женщины, арестованной в Иране за нарушение дресс-кода в сентябре прошлого года. Общественное возмущение в Иране дополнительно подогревается экономическим кризисом, усугубляемым ростом цен на энергоносители. Вопреки предыдущим ожиданиям возобновления регионального и международного внимания к трудностям Ливана, похоже, что лицемерное осуждение Западом подавления Тегераном демонстрантов в Иране приостановило какие-либо действия. В декабре президент США Джо Байден заявил, что не будет возобновлять переговоры с Ираном в связи с иранской ядерной программой, и многие европейские столицы отозвали своих послов из Ирана в знак протеста против казни некоторых иранских демонстрантов. Правда, тот факт, что в ходе демонстраций было убито несколько полицейских и было ранено десятки других, так называемая демократическая пресса Запада почему-то умалчивает и в упор не видит.

Создается впечатление, что, поскольку горизонты для иранского руководства в дальнейшем урегулировании сирийского конфликта несколько туманны, то оно решило проконсультироваться со своими ближайшими союзниками в Бейруте и Дамаске, и использовать Бейрут в качестве платформы для передачи примирительных посланий по всему региону и направления зондажей в Эр-Рияд. Если Иран сможет способствовать налаживанию контактов, которые приведут к региональному примирению и процессу установления мира, то это даст Тегерану некоторую передышку перед лицом колоссального давления со стороны США и Европы. В то время, как до недавнего времени Иран с нетерпением ожидал ослабления западных санкций против него, вскоре он может столкнуться с очередным рядом санкций в связи с внутренними событиями.

Вопрос теперь в том, отреагирует ли Эр-Рияд на явные иранские сигналы. Если он решит ответить взаимностью, несмотря на давление Европы и США, дальнейшие шаги по сближению Саудовской Аравии и Ирана могут привести к прорыву в ливанском политическом кризисе, что приведет к избранию нового президента, формированию нового правительства и предоставлению пакета помощи Саудовской Аравии, вероятно, в обмен на сокращение иранского влияния в Ливане. Однако политическая воля в пользу примирения в регионе в противовес тенденции к непримиримости, как правило, зависит от того, какие ветры дуют на международном уровне. То же самое относится и к президентским выборам в Ливане, которые часто привлекают значительное внимание в западных столицах, особенно в Вашингтоне и Париже. В результате избирательный процесс в Ливане редко носит исключительно внутренний или даже региональный характер, а международное наблюдение за выборами часто является решающим фактором в этом процессе.

Во всяком случае, визит Амира Абдоллахиана в Бейрут может стать предварительным шагом на пути к региональному процессу нормализации и оказать положительное влияние на всю внутреннюю ситуацию в Ливане. С другой стороны, если он не получит «позитивного ответа» и из него ничего не выйдет, то визит иранского министра станет просто еще одним дипломатическим шагом, который ничего не изменит в охваченном глубоким кризисом Ливане.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

30.01.2023