Виктор Михин

ИРАК: ВРЕМЕНА - НОВЫЕ, ПРОБЛЕМЫ - СТАРЫЕ

Несмотря на прорыв после года национального кризиса, когда было выбрано и назначено все высшее руководство Ирака — парламент, президент, премьер-министр, создано правительство — политическая стабильность в стране далеко не гарантирована в этом году. И в немалой степени вину за это несут Соединенные Штаты, 20-ю годовщину вторжения которых истерзанный Ирак «отметит» через два месяца. В ходе американской агрессии и последующего господства была не только разрушена экономика, инфраструктура, погибло до полумиллиона иракцев, но и уничтожена вся государственная структура, что на долгие годы повергло страну в политический хаос.

В течение почти двух десятилетий, отметило иракское новостное агентство Shafaq news, страну сотрясал затяжной политический кризис, и она пострадала от мятежа, который разорвал ее на части. Он также был омрачен дисфункцией правительства и повсеместной коррупцией, в то время как его экономика, основанная на нефти, серьезно пострадала от беспрецедентной бесхозяйственности, что привело к серьезным финансовым потерям для населения. И все это является, заключает Shafaq news, позорным наследием вторжения и агрессии США, которые оставили страну в жесточайшем кризисе и упадке.

Хотя хрупкая политическая система по-прежнему остается главной движущей силой, проблема безопасности страны остается силой, определяющей будущее Ирака, поскольку события на местах еще больше усложняют ситуацию. В ближайшие месяцы Ираку придется столкнуться с непредсказуемостью, связанной с последствиями национального конфликта для шаткой политики страны, благосостояния ее населения и отношений с соседними странами.

В ближайшем будущем все внимание будет приковано к новому правительству премьер-министра Мохаммеда Шиа Аль-Судани и к тому, сможет ли оно справиться с многочисленными кризисами и последующим общественным недовольством. Как и семь премьер-министров, которые были у власти за последние двадцать лет, Аль-Судани торжественно обещал реформировать экономику, бороться с коррупцией, улучшать ухудшающиеся государственные услуги и бороться с бедностью и безработицей. В своем обращении к парламенту после его одобрения он также пообещал внести поправки в закон о выборах в течение трех месяцев и провести досрочные парламентские выборы в течение года.

27 ноября, чтобы продемонстрировать свои усилия по борьбе с коррупцией, Ас-Судани выступил по местному телевидению, искусно расположившись в центре внимания среди груды иракских банкнот, в то время как он объявил о возвращении около $126 миллионов после кражи $2,5 миллиардов из государственной казны. Однако многие иракцы по-прежнему скептически относятся к антикоррупционным мерам Аль-Судани и к тому сомневаются, будут ли они эффективными для прекращения практики, которой способствовали некоторые из высших институтов правительства и правящие элиты страны.

Коррупция продолжает наносить ущерб Ираку, препятствуя установлению принципов демократии, развитию и способности вывести людей из нищеты. Страна занимает самое низкое место в международном индексе восприятия коррупции, находясь в нижней части списка из 180 стран, опрошенных на предмет предполагаемого уровня коррупции в государственном секторе. И это в условиях богатейших запасов нефти, доходы от которых в прошлом году превысили $115 млрд, что на 52%, или в 1.5 раза, больше показателя 2021 года — $75,65 млрд.

Сбой в работе государственных служб остается признаком дисфункции правительства в Ираке, несмотря на то, что в государственном секторе работают миллионы людей и на него приходится около 40% годового бюджета. Два десятилетия бесхозяйственности и повальной коррупции привели к тому, что здравоохранение, образование и муниципальный сектор пришли в упадок на фоне серьезного кризиса с водоснабжением и электричеством. Последствия плохой экономической политики и коррупции для работников были серьезными как в государственном, так и в частном секторах, многие иракцы остались безработными, уязвимыми перед бедностью и с трудом оплачивают продукты питания и другие предметы первой необходимости.

По данным Министерства планирования, в то время как уровень безработицы в Ираке составляет 14,19% от рабочей силы, уровень бедности в стране составляет 24,8%. Эти тенденции свидетельствуют о том, что правительство Аль-Судани может и, скорее всего, столкнется с проблемами, которые будут иметь негативные последствия для дальнейших социальных волнений. Особенно безработица распространена среди молодежи, которая составляет большинство населения. Много молодых иракцев выезжают на заработки либо в богатые страны Персидского залива, либо в Европу, особенно на север континента — в Швецию и Норвегию, законодательство которых весьма лояльно относится к курдскому населению.

Одной из ключевых проблем, с которыми сталкивается Ирак сегодня, является изменение климата, подвергшее страну таким бедствиям, как опустынивание, острая нехватка воды. Вод Тигра, Евфрата и ряда других более мелких рек уже недостаточно для нужд сельского хозяйства и обслуживания городов. Несмотря на все разговоры о том, что проблема в значительной степени является результатом глобального потепления, плохое управление и неадекватные решения в этой области также в значительной степени ответственны за обострение кризиса, который угрожает стабильности страны уже в ближайшем будущем.

Спустя примерно пять лет после объявления победы над так называемым «халифатом» ДАИШ (террористическое формирование запрещено на территории РФ) страна все еще борется с этой террористической организацией, проблемами возвращения и реинтеграции, имевших в прошлом связь с этой группой, в их родные города. Хотя террористы больше не контролируют иракскую территорию, они продолжают представлять угрозу безопасности путем похищения людей, нападений и взрывов, особенно в пустынных районах на окраинах крупных городов страны, населенных суннитами. В настоящее время бывшие члены ДАИШ и их семьи находятся в лагере беженцев Аль-Холь в районе Сирии под контролем поддерживаемых США курдских группировок. Иракское правительство опасается, что такие репатрианты смогут создать «инкубаторы», где они смогут перегруппироваться и вернуться, чтобы дестабилизировать страну.

Решающее значение в этом году будет иметь то, решит ли шиитский священнослужитель Муктада Ас-Садр и его движение садристов принять участие в парламентских выборах, которые Аль-Судани пообещал провести в течение года. Ас-Садр приостановил свое участие в политике в ответ на тупиковую ситуацию с формированием правительства после того, как его группа получила наибольшее количество мест в парламенте по результатам прошлогоднего опроса. Если садристы останутся в стороне от выборов, это решение, возможно, станет самым большим порохом в иракской политике, который когда-либо был. Ирак может стать свидетелем выборов нового законодательного органа, который полностью изменит структуру его политической системы. Однако, если садристы все же решат принять участие в выборах, это может стать еще одной возможностью для Ас-Садра попытаться получить большинство мест, необходимых ему для формирования правящей коалиции, которая могла бы ослабить проиранский лагерь в стране.

Еще одной потенциальной горячей точкой, которой следует остерегаться в 2023 году, станет ухудшение отношений между двумя основными политическими партиями Иракского Курдистана — Демократической партией Курдистана (ДПК) и Патриотическим союзом Курдистана (ПСК). Ожесточенная борьба за власть продолжается между двумя соперниками уже несколько месяцев, и растут опасения, что они движутся к новому витку насилия, считает курдское информационное агентство Rudaw, которое характеризовало их отношения на протяжении десятилетий, как «отношения зависти и соперничества».

Во внешней политике правительству Аль-Судани по-прежнему придется балансировать между сохранением суверенитета Ирака, амбициями его соседей и интересами его международных партнеров по различным вопросам. Иран расширяет свое влияние в Ираке из-за того, что шиитский Альянс «Координационная структура», состоящая из поддерживаемых иранцами групп, пользуется большим политическим влиянием после того, как ей удалось привести к власти нынешнее правительство. С тех пор, как Аль-Судани пришел к власти в октябре, лидеры Альянса играют ключевую роль в управлении национальной политикой, а ее проиранские группировки восстановили своих членов на ключевых постах в правительстве и в органах безопасности. С тем, чтобы повысить свои шансы на следующих выборах, Альянс планирует, сообщает газета Sky News, ввести новый закон о выборах, который призван увеличить количество его мест в следующем парламенте.

В результате серьезного сдвига в отношениях Багдада с региональным правительством Курдистана на севере страны Тегерану также удалось убедить обе стороны согласиться на развертывание подразделений иракской армии вдоль границы между Ираном и федеральным регионом Ирака. Они призваны охранять границу, которая, по утверждению Исламской Республики, использовалась оппозиционными группами, чтобы спровоцировать проблемы между двумя государствами.

Другой внешнеполитической проблемой, стоящей перед Аль-Судани, является растущая военная агрессия Турции на севере Ирака, которая нарушает его суверенитет и усиливает его нестабильность. В течение нескольких месяцев турецкие военные наносят авиаудары и осуществляют наземные вторжения в регион, утверждая, что преследуют турецких курдских боевиков, которые, по их словам, используют иракскую территорию для совершения нападений на Турцию. Однако следует заметить, что турецкая агрессия является частью экспансионистской политики Анкары в Ираке и региональных амбиций, которые сформировались после вторжения США в Ирак в 2003 году. В результате американской агрессии был нарушен баланс сил в этом регионе, что позволило Анкаре действовать по своему усмотрению, несмотря на официальные протесты Багдада. В то время как ее присутствие в северном Ираке направлено на усмирение курдов, Турция также нацелена на суннитские мусульманские политические группы и иракское туркуманское меньшинство, чтобы восстановить их против центрального шиитского правительства в Багдаде.

Отношения Ирака с другими соседями и международными партнерами будут по-прежнему зависеть от его стабильности и от того, будут ли соблюдены стратегические интересы всех сторон. С этой целью мир будет продолжать внимательно следить за этим новым этапом в региональных отношениях Ирака. При прежнем правительстве Мустафы аль-Кадими Ирак уже заключил различные соглашения с некоторыми региональными и зарубежными странами. Аль-Судани еще не выразил своего намерения поддерживать значимые связи с этими странами, чтобы сбалансировать растущее влияние Ирана в Ираке и поднять международный престиж Багдада.

Одной из ключевых тенденций, на которую следует обратить внимание в наступающем году, будут иракско-американские отношения. Поддерживаемые Ираном политические партии Ирака, которые сейчас контролируют правительство и хотят, чтобы Тегеран стал опорой в Ираке, не очень заинтересованы в развитии связей с Вашингтоном. Это вызвало не только волну беспокойства, но и негодования в Соединенных Штатах, которые, похоже, были раздражены тем, что Ирак потерпел неудачу в своих попытках сблизить правительство Аль-Судани с США и их союзниками, продолжая ориентироваться на напряженность между США и Ираном, разыгрывающуюся на иракской земле. Вашингтон прибегает к новой тактике, ставя под сомнение деятельность иранских доверенных лиц в иракском правительстве и используя политику кнута и пряника в отношении Аль-Судани для продвижения новой динамики, влияющей на американо-иракские отношения. В то время как США предлагают правительству Аль-Судани партнерство в борьбе с коррупцией, преодолении климатического кризиса и оказании помощи в экономических реформах, они также внесли в черный список министров иракского правительства и чиновников, связанных с проиранскими боевиками.

В сегодняшние неспокойные времена Ирак продолжает сталкиваться со старыми и новыми вызовами. Однако, учитывая его траекторию развития с момента агрессии США в 2003 году, представляется вероятным, что эта и без того уставшая нация останется в порочном круге нестабильности и кризиса. И пока Вашингтон будет проводить свою эгоистичную политику защиты только своих интересов в ущерб Ираку, навряд ли иракцы сумеют коренным образом переломить негативно сложившуюся для них ситуацию.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

13.01.2023