Валерий Куликов

БУДЕТ ЛИ ПРИМИРЕНИЕ МЕЖДУ ИРАНОМ И САУДОВСКОЙ АРАВИЕЙ?

Взаимоотношения Ирана и Саудовской Аравии сегодня находятся в центре внимания не только непосредственных соседей этих государств. Так как от развития их отношений зависит стабильность Ближнего Востока, ситуация в таких странах явного их соперничества, как Йемен, Бахрейн, Сирия, Ирак, Ливан.

По просачивающимся в СМИ отдельным сведениям, заинтересованность к тому, чтобы восстановить дипломатические отношения с Саудовской Аравией в последнее время проявляет руководство Ирана. Эр-Рияд, со своей строны, явные ответные шаги навстречу Тегерану старается не афишировать. Однако необходимо констатировать, что полному бойкоту между двумя странами положен конец. О своей готовности содействовать в поиске примирения и возможности восстановления дипломатических отношений между двумя странами уже заявили многие державы, особенно в Персидском заливе.

Отношения между Ираном и Саудовской Аравией стали переживать перманентный кризис, особенно со времен иранской революции и свержения шаха в 1979 году. Выходя за традиционные линии раздела шииты/сунниты, соперничество двух стран уже давно перешагнуло религиозную сферу, затрагивая политику и экономику. Тем не менее, хотя Иран и Саудовская Аравия являются антагонистами, вполне очевидно, что они не настроены доводить конфликт до военной фазы.

Однако в мире есть определенные силы, стремящиеся разжечь противоречия и даже вооруженный конфликт между этими странами. Прежде всего, это Израиль и США, которые откровенно заинтересованы в ослаблении Тегерана. В последнее время активно стремился выстроить единый фронт против политики Саудовской Аравии Вашингтон из-за стремления к внешнеполитической автономии этого некогда ближайшего союзника США на Ближнем Востоке. С особой неприязнью в Белом доме было воспринято в этом плане проявление готовности Эр-Риядом присоединиться к БРИКС, а также вслед за решением вместе с другими странами ОПЕК+ сократить добычу нефти, чтобы поддержать уровень мировых цен. Обвиняя руководство королевства, что подобными действиями оно якобы помогает России финансировать спецоперацию на Украине, американский президент Джо Байден даже пригрозил саудитам «последствиями», в связи с чем в Вашингтоне в последнее время усиленно решали, как отреагировать на «такое поведение Эр-Рияда». Поэтому, в случае обострения отношений между Тегераном и Эр-Риядом Вашингтон явно рассчитывает на последующее сближение Саудовской Аравии с США и использовать любой такой конфликт для заключения новых многомиллиардных сделок на продажу королевству значительного количества американского оружия.

Однако, хотя в риторике иранских и саудовских представителей подчас можно услышать откровенно воинственные и враждебные высказывания, тем не менее, в обеих странах предпочитают следовать восточной мудрости, что находящиеся здесь американцы завтра могут оказаться за десятки тысяч миль, а Аллах повелел жить всем мусульманам в дружбе. Поэтому, даже появление 1 ноября в Иране над куполом мечети Джамкаран красного знамени возмездия, что можно было бы интерпретировать как объявление войны, скорее всего является провокацией внешних сил (в частности, возможно Израиля), попытавшихся использовать в этих целях радикальный шиитский г. Кум, где расположена эта мечеть, для обострения двусторонних отношений.

Поэтому не удивительно, что представители Тегерана и Эр-Рияда, явно пытаясь уйти от вмешательства в их взаимоотношения «внешних игроков», в последние месяцы участвовали в ряде тайных встреч, в ходе которых обсуждались вопросы региональной безопасности. В частности затрагивалась война в Йемене между хуситами и поддерживаемой Саудовской Аравией военной коалицией.

В начале ноября, на заключительном заседании Бахрейнского форума диалога «Восток и Запад для человеческого сосуществования», в присутствии главы Римско-католической церкви Франциска шейхи «Аль-Азхара» призвали провести внутриисламский диалог для устранения причин разделения и межконфессионального конфликта. Они подчеркнули необходимость суннитам и шиитам отказаться от элементов, провоцирующих эскалацию и напряженность, которые стали следствием эпохи раскола и агрессии против исламского мира.

Для России, поддерживающей прекрасные отношения с Ираном и Саудовской Аравией, любой конфликт в ближневосточном регионе крайне невыгоден. Поэтому Москва уже неоднократно заявляла о своей готовности к тому, чтобы играть определенную посредническую роль, выступить в качестве переговорной площадки между Тегераном и Эр-Риядом и дополнить уже предпринимавшиеся обеими странами шаги по сближению.

Напомним, что в последнее время оба соседа прилагали усилия для возобновления дипломатических отношений и провели целую серию переговоров, которые в основном проходили в Ираке. При этом Иран и Саудовская Аравия, как крупные производители нефти, демонстрировали свою заинтересованность в налаживании двусторонних связей в том числе и в целях обеспечения безопасности торговли нефтью, которая имеет важное значение для экономики обеих стран. Такая схожесть позиций сторон в последние годы не удивительна и объясняется их растущими финансовыми трудностями и максимизацией текущих доходов на нефтяном рынке, в противовес политике Вашингтона по поддержанию цен на достаточно низком уровне, чтобы отпугнуть потребителей нефти от обращения к альтернативным источникам энергии.

В течение осени представители Ирана и Саудовской Аравии вели переговоры при посредничестве Багдада, пытаясь восстановить отношения. Последние несколько раундов переговоров ослабили напряженность, и министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян даже в одном из своих интервью указал, что переговоры переходят от вопросов безопасности к политическому уровню. 19 декабря глава МИД Исламской Республики заявил о готовности Тегерана укреплять доверие и сотрудничать со своими соседями в Персидском заливе во всех областях, чтобы помочь избавиться от «идеи, что безопасность будет обеспечиваться из-за рубежа», явно намекая на американское присутствие.

21 декабря министры иностранных дел Ирана и Саудовской Аравии Хосейн Амир Абдоллахиян и Фейсал бен Фархан Аль Сауд в Аммане провели встречу на полях второй Багдадской конференции по сотрудничеству и партнерству. Глава иранского внешнеполитического ведомства отметил, что саудовский министр заверил его в готовности Эр-Рияда продолжать диалог с Тегераном и подчеркнул, что переговоры с Саудовской Аравией продолжатся по прежнему пути официальной дипломатии в целях открытия посольства двух стран и возврата к нормальным отношениям.

Заключение соглашения между Тегераном и Эр-Риядом безусловно пойдёт на благо Ближнего Востока, поскольку снизит вероятность конфликта между двумя ключевыми странами региона.

Кроме того, такое соглашение приведет к созданию новой архитектуры региона, в которой присутствие США становится всё менее необходимым. Однако последнее обстоятельство, безусловно, в силу его явного неприятия Вашингтоном, не исключает возможность проведения попыток со стороны США и Израиля по недопущению достижения указанного соглашения.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

28.12.2022