Виктор Михин

БАХРЕЙН: ЧТО ПОКАЗАЛИ ПОСЛЕДНИЕ ВЫБОРЫ

Фальшивые парламентские выборы в Бахрейне (небольшое королевство в Персидском заливе) подверглись во многих странах решительному осуждению, поскольку всем оппозиционным партиям было официально запрещено в них участвовать. Те, кто мог бы принять участие в выборах и составить конкуренцию правящему режиму, вместо этого были приговорены к смертной казни, сексуальному насилию, избиениям, лишению сна и к другим жестоким обращениям. Но поскольку в Манаме (столица Бахрейна) находится штаб-квартира Пятого флота ВМС США, голосование было встречено не только молчанием Вашингтона и его приспешников, но и их одобрением «свободных выборов».

Следует напомнить, что Бахрейн — конституционная монархия, где король Хамад Аль Халифа, глава племени, которое правит нацией, действует как глава государства, а парламент имеет очень ограниченные законодательные полномочия. Перед выборами власти исключили десятки тысяч граждан из “утвержденных списков избирателей”, многие были заключены под стражу. Активисты и борцы за права человека утверждают, что цифра «лишенных голоса» намного выше.

Вооруженные силы Бахрейна, поддерживаемые США, использовали чрезвычайно широкий спектр полномочий, чтобы подавить демократическое восстание, начавшееся в 2011 году, известное как «Жемчужная революция». Правящая королевская семья Бахрейна, состоящая из мусульман-суннитов Аль Халифа, подверглась критике за нарушение прав человека групп, включая диссидентов, деятелей политической оппозиции и большинство мусульман-щиитов. До сегодняшнего дня политические партии, их политики, активисты, правозащитные организации и протестующие находятся среди тех, кто продолжает сталкиваться не только с жесткими репрессиями, но и с широкой волной дискриминации в самых различных областях.

Парламентские выборы в Королевстве 12 ноября прошли в обстановке, которую правозащитные организации назвали “политическими репрессиями” после десятилетия, в течение которого власти применяли пытки для получения признаний от протестующих, в основном содержащихся в одиночных камерах, заключали в тюрьму ученых из шиитской секты ислама, лишали гражданства активистов, ущемляли права человека. Одновременно официальные власти прибегали к ограничению прав всего гражданского общества, запрету политических оппозиционных партий, закрытию независимых СМИ.

Дело дошло до того, что в октябре этого года Манама вышла из Совета по правам человека. Это вызвало повсеместное резкое осуждение критиков, заявивших о получении королевством больше свободы для расправы с гражданскими лицами. В данном случае Белый дом предпочел «держать» фиктивные выборы как можно дальше от своих публичных заявлений, и мало где можно было прочитать о бахрейнских событиях, не говоря уже о том, чтобы разобраться на деле, что же происходит на этих островах. С другой стороны, хладнокровное убийство полицейских и поджог общественной собственности в Иране под предлогом “мирных протестов” занимали очень важное место в повестке дня президента США Джо Байдена и западных «сторонников» Америки.

Правозащитные организации утверждают, что власти даже активизировали свою кампанию по ликвидации политической оппозиции, запретив политические партии, которые легально существовали до народного восстания 2011 года. Монархия также заключала в тюрьму и подвергала пыткам видных лидеров оппозиции. Один популярный активист — Набиль Раджаб, был приговорен к пяти годам только за пост в социальных сетях, в котором критиковались бомбардировки Йемена под руководством Саудовской Аравии и при поддержке США.

Сегодня в Королевстве нет ни одного не заключенного в тюрьму лидера политической оппозиции или независимых СМИ, которым разрешено публично критиковать правящую монархию. “За последние 11 лет власти Бахрейна подавляли все формы инакомыслия и права на свободу выражения мнений, мирных собраний и ассоциаций”, — сказала Амна Геллали, заместитель регионального директора Amnesty International по Западной Азии и Северной Африке. Узники совести, в том числе лидеры протестов 2011 года и Али Салман — глава крупной оппозиционной партии «Аль-Вефак», которая входила в число распущенных властями ведущих политических партий, в настоящее время томятся в тюрьме.

Высший религиозный авторитет Бахрейна и видный ученый аятолла шейх Иса Кассим призвал граждан бойкотировать парламентские выборы, заявив, что любое участие в них равносильно предательству крови многих демонстрантов, застреленных на улицах Бахрейна просто за то, что они стремились к свободе и справедливости. В прямом эфире аятолла добавил свое мнение к растущему списку голосов, призывающих к бойкоту, сказав, что “ответственность бахрейнцев заключается в бойкоте выборов, а участие в них является предательством”. Он отметил, что парламент Бахрейна действует в пользу правителя и его семьи, в ущерб народу Бахрейна, шиитов и суннитов. Резиденция высшего священнослужителя в Бахрейне в свое время подверглась смертоносному военному рейду, который вынудил священнослужителя жить в изгнании. “Как можно укрепить демократию в Бахрейне, в то время, как выборы изначально были направлены на ее уничтожение? Это выборы, двери которых закрыты для тех, кто стремится к демократии”, — отметил он.

Представители национального исламского общество «Аль-Вефак», ныне распущенного, заявляют, что оппозиционные группы, демонстрируя прямое неприятие диктатуры и репрессий со стороны правящего клана племени Аль Халифа, единогласно согласились бойкотировать выборы. В интервью заместитель генерального секретаря “Аль-Вефак» шейх Хусейн аль-Дайхи сказал: «В свете все более удушающей атмосферы, диктатуры правящей династии Аль Халифа, полного игнорирования общественных требований и нарушения права людей решать свою судьбу, базирующиеся за рубежом бахрейнские оппозиционные группы, также как общественные и политические активисты в стране, приняли решение не голосовать на этих выборах». В заявлении «Аль-Вефак» бойкот выборов 12 ноября назван национальным долгом, подчеркивая, что те, кто правит королевством, имеют абсолютный контроль над избирательным процессом и стремятся установить слабый законодательный орган, главной задачей которого было бы обелить образ коррумпированной династии Аль Халифа, скрыть коррупцию и грубые нарушения элементарных прав человека.

По данным правозащитных организаций, правящая монархия сохраняет свой давний запрет на оппозиционные партии, которые участвовали в выборах до 2011 года. Правительство запретило «Аль-Вефак» — возглавляемую шиитами партию, которая раньше получала наибольшее количество мест в истории нынешней парламентской системы Бахрейна, «Амаль» — шиитскую оппозиционную партию, которая конкурировала с «Аль-Вефак», и «Ва’д» — несектантскую оппозиционную партию. Эти три партии выступают против конституции 2002 года, которую правящая семья приняла в одностороннем порядке, но оппозиционеры стремились изменить ее, участвуя в избирательном процессе в попытке добиться справедливости для простого человека и для нации в целом. Запрет партий, которые мирным путем пытались изменить систему управления законными средствами, такими как участие в выборах, является вопиющим нарушением права на свободу собраний и выражения своего мнения.

Дальнейшие поправки, принятые в 2018 году, называются «Законами о гражданской и политической изоляции». Именно они законодательно позволили правящей монархии запретить членам оппозиционных партий, любому представителю, ушедшему в отставку из парламента в прошлом, и любому, кто имеет в своем послужном списке тюремный срок более шести месяцев, занимать руководящие посты в любых организациях гражданского общества, не говоря уже о правительстве. Известно, что большинство протестующих составляют именно шииты, которые хотят добиться хотя бы нормального отношения к ним со стороны представителей правящего режима семьи Аль Халифа, которые являются пришлыми суннитами с территории Саудовской Аравии.

В то время как протестующие, как шииты, так и сунниты, вышли на улицы после восстания 2011 года, власти сосредоточили свои репрессии против шиитов, которые составляют большинство населения Бахрейна в 1,84 миллиона человек. Шиитское население жалуется, что им запрещено работать в государственных организациях и занимать руководящие или властные должности. Это лежит в основе протестного движения против правящего режима Аль Халифы. В конституционной монархии Бахрейна, как отмечает египетская Al-Ahram, нет и намеков на справедливость для шиитского большинства.

Причина этого вполне ясна и может быть сведена к трем простым пунктам. Прежде всего, Бахрейн является штаб-квартирой Пятого флота ВМС США и постоянно расширяет военные связи с Вашингтоном. Это делает его ключевым союзником США в регионе Персидского залива, несмотря на жестокое подавление инакомыслия и отсутствие какой-либо демократии вообще, знаменосцем которой, как утверждает Вашингтон, являются только американцы. Во-вторых, большая часть населения — шииты вместе с бахрейнцами-суннитами выступают против гегемонии США в регионе и связей с Израилем. Если режим Аль Халифы и его семьи будет свергнут, то новое правительство, скорее всего, попросит США убрать свой флот и установит хорошие добрососедские отношения с Ираном. И тогда обстановка в Персидском заливе резко изменится, причем не в пользу идущей к закату Американской гегемонии. И, наконец, природные ресурсы и другая экономическая деятельность от иностранных инвестиций на Бахрейне больше не будут приносить пользу Западу, если семья Аль Халифа уйдет в отставку.

Эти три пункта — лишь малая часть того, что США, как всегда, демонстрируя двойные стандарты, плача крокодиловыми слезами по поводу якобы предполагаемых нарушений прав человека в отношении своих противников, активно поддерживают такие нарушения там, где они на самом деле происходят в стане их союзников. Эти двойные стандарты являются неотъемлемой частью политики Вашингтона, который уродует международные отношения и создает напряженность там, где ее не должно быть. И Бахрейн является неопровержимым доказательством подобных американских антидемократических методов.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

30.11.2022