Виктор Михин

САММИТ ЛИГИ АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ - НАДЕЖДЫ И ЧАЯНИЯ

Очередной саммит Лиги арабских государств (ЛАГ), участие в котором подтвердили главы многих арабских стран, состоится в начале ноября в Алжире. Разумеется, на повестке дня, это, прежде всего, вопросы, касающиеся примирения ряда арабских стран и их консолидация перед лицом различных внешних угроз. Однако арабские СМИ, да и политики уже сейчас говорят о том, что от саммита не стоит ждать никаких прорывов, поскольку ЛАГ за последние годы утратила свой некогда авторитетный статус.

В 2019 году арабские лидеры провели две последовательные встречи на высшем уровне. В весенний период они встретились в Тунисе на ежегодном арабском саммите. В мае они снова встретились в Мекке по приглашению Эр-Рияда на внеочередной арабский саммит. Он был посвящен обсуждению озабоченности Саудовской Аравии и других арабских стран Персидского залива по поводу региональной политики Ирана и противодействия планам Тегерана активизировать свои действия в ряде стран Арабского мира. Сейчас планируется, что 1 ноября в Алжире состоится 31-я очередная встреча арабских государств на высшем уровне, а заключительное заседание состоится 2 ноября. Правительство Алжира хотело, чтобы саммит состоялся в годовщину начала Алжирской революции 1954 года, которая привела к независимости Алжира от Франции в июле 1962 года.

Некоторые опасения связаны с внутриполитическими событиями в Алжире, в то время как отельные обусловлены отношениями Алжира с другими арабскими странами, которые не лишены оттенков разногласий по выбору общей арабской и региональной политики. Здесь имеются в виду события в Ливии, позиция по проблемам Северной и Восточной Африки, включая ситуацию в Западной Сахаре, позицию по Грандиозной плотине в Эфиопии (GERD).

Сирия является еще одним ключевым камнем преткновения, учитывая решимость, которую Алжир проявляет в отношении ее реинтеграции в систему Лиги арабских государств после того, как она была исключена из нее в 2011 году. Тогда это произошло из-за надуманного предлога якобы применения силы президентом Башаром Асадом для подавления недовольства некоторых слоев населения. Кстати, после этого было установлено, что к разжиганию страстей там приложили руку страны Персидского залива и Запад во главе с США. Затем ситуация превратилась в бесконечную гражданскую войну, в которой активно участвовали иностранные боевики на стороне сирийской оппозиции, щедро оплаченные теми же арабами из Персидского залива.

Следует напомнить, что мир и арабские страны сегодня значительно отличаются от того, какими они были в 2019 году, когда состоялась последняя встреча на высшем уровне арабских государств. С тех пор мир изменился, и не только пандемия Covid-19, но и множество других арабских, ближневосточных и международных событий также изменили всеобщий контекст, в котором будет проходить саммит в Алжире. Ожидается, что три основных международных события будут влиять на обсуждения на Арабском саммите.

Первым, в хронологическом порядке, является смена администрации в США. После четырех лет внешней политики бывшего президента США Дональда Трампа, который стремился уйти от старых вопросов, преследовавших предыдущие администрации, нынешний президент США Джо Байден вернулся к интервенционистской внешней политике США, основанной на формировании новых военных союзов при одновременном укреплении существующих, таких как НАТО. Вторым значительным событием стала война на Украине, подготовленная и развязанная Западом во главе с США, чтобы обескровить и нанести ущерб России. Третье — растущая американо-китайская напряженность вокруг Тайваня, инициатором которой опять же стали США. Эти три события оказали и продолжают оказывать прямое влияние на Арабский мир, и они явно не благоприятны для арабов. Это касается как проблемы продовольственной безопасности, так и высоких цен на энергоносители, которые влияют на те арабские государства, которые не являются производителями нефти, такие как Египет, Иордания и Тунис, Марокко и ряд других.

С региональной точки зрения, в отношениях арабских стран с Израилем, Турцией и Ираном тоже произошли коренные изменения, которые, несомненно, повлияют на работу и выводы Арабского саммита. Например, Израиль, опираясь на дипломатию Трампа, подписал так называемые «Соглашения Авраама» с четырьмя арабскими странами во второй половине 2020 года. Бывшая администрация Трампа говорила о процессе нормализации арабо-израильских отношений, который был намеренно отделен от палестинского вопроса в ущерб палестинцам и мирным перспективам между Израилем и Палестинской автономией. Хотя администрация Байдена с первого дня взяла на себя обязательство по созданию двух государств в Израиле и Палестине, она воздержалась от оказания своего влияния на израильтян и возобновления мирных переговоров с палестинцами, которые закончились в апреле 2014 года.

В то время как Трамп в мае 2018 года грубо вывел США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) — ядерного соглашения между Ираном и группой стран 5 + 1, и принял стратегию «максимального давления» на Иран, администрация Байдена с нетерпением поработала над присоединением к СВПД по формуле, известной как «контроль за контролем». Это означает, что США присоединятся к сделке тогда, когда Иран первый выполнит все свои обязательства. Но если формула «контроль за контролем» будет реализована, за которой последует отмена некоторых санкций, страны Персидского залива, особенно Саудовская Аравия, будут весьма обеспокоена тем, на что иранское правительство будет тратить те миллиарды долларов, которые начнут поступать в Иран в результате возобновления продаж нефти. Потратит ли Тегеран их на развитие иранской экономики или будет финансировать проиранские режимы в Арабском мире? Если произойдет последнее, то какова будет реакция США и сможет ли Вашингтон стать на сторону саудитов?

В отношении Турции также будет, как предполагается, ожесточенная полемика, поскольку многие арабы видят позитивные изменения в турецко-арабских отношениях, несмотря на переоценку Турцией своей стратегии на Ближнем Востоке, в Ливии или в Восточном Средиземноморье. Анкара сейчас значительно активизировала свою политику в Арабском мире, напоминая налево и направо о своем «праве», как наследницы Османской империи. Это предполагает, как считает Эрдоган, руководство Турции в созданном общем арабском союзе. Но здесь будет явное противодействие Саудовской Аравии и других стран Персидского залива с учетом того, что в последнее время Эрдоган заигрывает с Ираном, являющимся основным противником арабов Персидского залива.

Саммит в Алжире также проходит после окончания бойкота Катара Египтом, Саудовской Аравией, ОАЭ и Бахрейном, возобновления дипломатических отношений между ними. Одним из наиболее позитивных результатов такого межарабского примирения стали официальные визиты президента Абдель Фаттаха Ас-Сиси в Катар и официальный визит правителя Катара в Египет в июле прошлого года. Излишне говорить, что это столь необходимое примирение окажет положительное влияние на обсуждения на Арабском саммите и на его решения, как в политическом, так и в экономическом плане. При этом, арабы учитывают грандиозные запасы газа в Катаре и его возможности экспортировать газ в арабские государства.

Кроме того, будет уделено особое внимание ситуации в Ливане, Ираке, Ливии, Судане и Тунисе. Арабский мир заинтересован в оказании помощи этим странам в успешном их управлении. Финансовый вопрос будет одним из главных на саммите и здесь веское слово должны сказать государства Персидского залива во главе с Саудовской Аравией. Во всяком случае, этот саммит предоставит наследному принц Мухаммеду ибн Салман Аль Сауду прекрасную возможность укрепить и повысит свой авторитет в ЛАГ и во всем Арабском мире.

Что касается ситуации в Ливии, то можно предположить, что арабские лидеры призовут ливийские политические группировки разрешить сохраняющийся кризис в их стране путем проведения свободных и справедливых выборов. Эксперты предупреждают, что это надо сделать при первой возможности, чтобы спасти Ливию от повторного применения силы, которая три года назад чуть не разорвала страну на части.

Очередная встреча арабских государств на высшем уровне в Алжире должна быть направлена на то, чтобы доказать, что Арабский мир един в поиске только арабских решений арабских же проблем. А для этого необходимо единство всех стран региона. Сумеют ли амбициозные арабские лидеры говорит в один голос или каждый будет тянуть одеяло на себя — четко покажет предстоящий саммит ЛАГ.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

24.10.2022