Виктор Михин

ИЗРАИЛЬ НАКАНУНЕ ПЯТОГО РАУНДА ВЫБОРОВ

Временный премьер-министр Израиля Яир Лапид всего 29 словами с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН коренным образом изменил пятый избирательный раунд выборов по сравнению с первыми четырьмя избирательными циклами за последние два с половиной года.

С трибуны одного из крупнейших в мире международных дипломатических форумов он заявил: “Соглашение с палестинцами, основанное на двух государствах для двух народов, является правильным для безопасности Израиля, для экономики Израиля и для будущего наших детей”. После выступления Лапида в ООН вновь проявилось четкое различие между левым и правым лагерями в самом Израиле.

С тем, чтобы понять влияние этого заявления на израильскую политику, видимо, важно проанализировать, как Лапид, который никогда не был даже близок к победе на выборах в качестве кандидата на пост премьер-министра, стал тем, кто и как ныне представляет Израиль на мировой арене. Израильтяне вскоре перейдут к своему пятому избирательному циклу менее чем за три года. Первые четыре безрезультатные выборы были сосредоточены на одном, и только одном вопросе: годился ли тогдашний премьер-министр Биньямин Нетаньяху для продолжения работы на своем высоком посту на фоне множества обвинений в коррупции. Претенденты, включая Лапида, неоднократно утверждали в ходе избирательных кампаний, что практически не было разногласий между левыми и правыми партиями по основным проблемам внешней политики и вопросам политики безопасности государства.

Лапиду наконец удалось отстранить Нетаньяху от его должности после четвертой кампании, несмотря на уверенную победу партии Нетаньяху «Ликуд» на выборах. Он помешал Нетаньяху сформировать правительство, по сути, подкупив Нафтали Беннета, чтобы тот стал премьер-министром. И это (несмотря на то, что Беннет получил всего 5% голосов избирателей), в обмен на то, что он покинул своих избирателей и перешел в лагерь Лапида. Беннет также отказался от своих неоднократных предвыборных обещаний никогда не участвовать с Лапидом в коалиции и проводить с ним совместную политику.

Важно понять, что Лапид предложил пост премьер-министра своему коллеге по парламенту Беннетту, потому что он не смог приблизиться к формированию коалиционного правительства большинства. Беннетт клюнул на приманку, чтобы реализовать свои личные амбиции, и стал премьер-министром по договоренности с Лапидом о годовой ротации. В коалицию, которую они сформировали, вошли все до единого левые члены парламента. В частности, исламистская самопровозглашенная антисионистская партия, которая, по мнению израильских СМИ, является официальным подразделением «Братьев-мусульман» (формирование запрещено в РФ). Кроме того, в коалицию вошли некоторые правые перебежчики. Которые настаивали на том, что продолжение правления Нетаньяху представляет большую угрозу стабильности Израиля, чем привлечение левых и исламистов в ключевые правительственные министерства, включая иностранные дела, оборону, энергетику. Все члены коалиции согласились в одном: независимо от их различных идеологий, вопрос о палестинской государственности подниматься не будет. Однако, несмотря на коалиционное соглашение, вскоре стало ясно, что Лапид и его партнеры закладывают основу для будущего возвращения к парадигме двух государств.

Министр обороны Бенни Ганц и другие министры левого крыла, включая крайне левых членов партии «Мерец», министра здравоохранения Ницана Горовица, министра окружающей среды Тамар Зандберг и министра регионального сотрудничества Иссави Фрея, встретились с лидером Палестинской автономии Махмудом Аббасом в Рамалле, прервав почти 10-летний бойкот министрами правительства Израиля во главе с Нетаньяху. Ганц даже принял Аббаса в своем доме в Рош-Хаине, а Аббас впервые за более чем десятилетие отправился с дипломатическим визитом на бесспорную территорию Израиля. Ганц неоднократно утверждал, что эти встречи имели отношение только к важному сотрудничеству в области безопасности между Израилем и Палестинской автономией. Едва через год после того, как правительство было сформировано, возглавляемое Беннетом правительство потерпело крах — как многие и предсказывали и согласно запутанному коалиционному соглашению, роспуск парламента и последующая отставка Беннета немедленно привели к назначению Лапида “временным” премьер-министром до тех пор, пока не будет сформировано новое правительство по результатам выборов 1 ноября.

Тем не менее, после выступления Лапида в ООН вновь проявилось четкое различие между левым и правым лагерями Израиля. И у этого есть большой потенциал стать определяющим вопросом пятого избирательного цикла в Израиле. Официально признав свою веру в то, что “соглашение с палестинцами, основанное на двух государствах для двух народов, является правильным для безопасности Израиля, для экономики Израиля и для будущего наших детей”, Лапид изменил предвыборную парадигму. И хочет вернутся к вопросу, который определил разницу между левыми и правыми с тех пор, как бывший премьер-министр Ицхак Рабин подписал, по мнению израильской прессы, «печально известные соглашения Осло в 1993 году». Соглашения Осло разделили спорные территории Иудеи и Самарии на отдельные, но несмежные районы под израильским и палестинским контролем и должны были заложить основу для официального соглашения о двух государствах, основанного на парадигме «земля в обмен на мир».

Сейчас многие в Израиле и в мире задают весьма важный вопрос: действительно ли Лапид искренне хочет создания Палестинского государства или это его очередной предвыборный трюк? В этом плане довольно прямо и резко выразился бывший премьер-министр и нынешний лидер оппозиции Биньямин Нетаньяху: «После того, как правое правительство во главе со мной сняло палестинское государство с мировой повестки дня, после того, как мы заключили четыре исторических мирных соглашения с арабскими странами, которые обошли палестинское вето, Лапид возвращает палестинцев на передний план мировой сцена и загоняют Израиль прямо в палестинскую яму». Более жестко и прямо с угрозами выступил министр юстиции Гидеон Саар, который заявил в газете The Jerusalem Post, что создание “террористического государства в Иудее и Самарии поставит под угрозу безопасность Израиля и что большинство израильтян и их представителей не позволят этому случиться”. А ведь в предстоящих 1 ноября выборах совершенно неизвестно, кто одержит победу, станет постоянным премьер-министром и будет полностью определять внешнюю и внутреннюю политику – Лапид или Нетаньяху?

Да и сами палестинцы мало верят в словеса нынешнего временного премьер-министра. Критикуя израильское правительство и его силы безопасности, президент Палестинской автономии Аббас сказал, что Израиль действует совершенно безнаказанно против людей в секторе Газа и на Западном берегу, и что доверие палестинцев к перспективам мира снижается. Израиль «своей преднамеренной политикой разрушает решение о двух государствах», — сказал палестинский президент в своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН. «Это однозначно доказывает, что Израиль не верит в мир», — добавил он. «Поэтому у нас больше нет израильского партнера, с которым мы могли бы поговорить». Аббас заявил, что Израиль проводит кампанию по конфискации земель на оккупированных территориях и предоставляет военным полную свободу убивать или иным образом применять чрезмерную силу против палестинцев. «Это правда: это режим апартеида», — сказал он.

Требуя от международного сообщества привлечь Израиль к ответственности «за совершенные им массовые убийства», Аббас обвинил членов Организации Объединенных Наций в «защите Израиля» от такой ответственности. Он подтвердил позицию палестинцев о том, что «дело Израиля» должно быть передано в Международный уголовный суд, чтобы он был вынужден «взять на себя свои юридические, политические, моральные и финансовые обязательства». Верный союзник Израиля — Соединенные Штаты призывают и оказывают колоссальное давление на палестинцев не возбуждать дело в МУС, нагло утверждая, что суд несправедливо преследует Израиль. А что собственно ждать от международного жандарма, который только палкой и дубиной уже «наказал» несколько десятков стран мира?

Возвращаясь к речи Лапида, можно констатировать, что он до сих пор придерживался левых и прогрессивных взглядов, позиционировал себя как “центрист” с помощью преимущественно левых СМИ. Тем не менее, речь Лапида в ООН четко идентифицирует его как лидера левого крыла Израиля и демонстрирует, куда он и его правящая коалиция поведут Израиль, если он будет избран постоянным премьер-министром. Независимо от того, проиграет Лапид выборы или нет, или же Нетаньяху вновь станет премьер-министром, основной проблемой, с которой сталкиваются израильтяне во время нынешних выборов, теперь является вопрос основы существования Государства Израиля, а не просто проблема отдельной личности.

Видимо, в данном случае следует внимательно рассмотреть точку зрения России, позиция которой по вопросу урегулирования палестинской проблемы остается неизменной: она должна решаться в соответствии с подходами Совета Безопасности ООН и с учетом интересов всех жителей региона. «Позиция Российской Федерации на палестинском направлении, по вопросам урегулирования палестинской проблемы остается неизменной, — неоднократно отмечал В. Путин. — Палестинская проблема должна решаться в соответствии с ранее принятыми решениями на уровне Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, на справедливой основе, которая учитывает интересы всех людей, которые проживают в этом регионе, на основе двух независимых государств».

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

28.09.2022