Вениамин Попов

АРАБЫ ИЩУТ ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

В конце августа центральная египетская газета «Аль Ахрам» опубликовала большую статью о сумятице и неразберихе, в которых оказался арабский Восток. Автор считает, что причин такого явления много, но это, прежде всего, сектантские и этнические разногласия, поощряемые и эксплуатируемые внешними силами.

Корни этого феномена уходят в недавнюю историю, когда западноевропейские державы, прежде всего Англия и Франция превратили многие арабские государства в свои колонии. Ситуацию усугубили «имперские игры» американцев, которые проводили политику, исходя из своих собственных интересов, не обращая внимания на потребности живущих здесь народов.

Тянущаяся почти 80 лет палестинская проблема периодически дает острые вспышки напряженности из-за действий Запада. Именно западные державы виноваты в том, что уже более 20-ти лет не может выбраться из состояния перманентного кризиса Ирак, когда-то вторая по значению страна Арабского Востока. Тяжелые времена переживает Ливия, дюжину лет тому назад вполне благополучная страна, превращенная натовскими бомбардировками в очаг постоянных гражданских столкновений. Огромные сложности испытывают Йемен, Сирия, Сомали и некоторые другие страны. Между тем государства Ближнего Востока в прошлом году потратили на закупки оружия 168 млрд. долл.

Несколько недель тому назад был опубликован доклад экономической и социальной комиссии ООН для Западной Азии, в котором делается вывод о том, что арабский регион отличается особым неравенством, в сравнении с другими районами мира, и имеется серьезный «риск распада социальной сплоченности». Неравенство доходов представляет фактически бомбу замедленного действия — на 10% самых высокооплачиваемых работников приходится более 60% национального дохода по сравнению с 52% в мире.

Факторы, способствующие этому колоссальному разрыву, включают в себя демографическую динамику, плохое образование, слабые институты, цифровой разрыв, коррупцию, отсутствие прозрачности, недоступность жилья и т.п.

Гендерное неравенство систематически превышает мировой показатель – по оценкам комиссии для его устранения потребуется 179 лет.

Безработица среди молодежи, которая в 3,8 раз выше, чем среди взрослых работников, была самой высокой в мире за последние 25 лет.

По мнению обозревателей, все эти моменты могут привести к новым социальным катаклизмам.

Ко всем этим факторам добавляется травмирующее воздействие явления так называемой «арабской весны» на экономику наиболее уязвимых арабских стран: Тунис переживает политический и экономический кризис, от Сирии до Йемена и от Ливана до Ливии ключевые показатели развития снижаются. Реально появляются государства близкие к тому, чтобы стать несостоятельными.

За последние два года пандемии проблемы с цепочками поставок, нехватка товаров, были усугублены непрекращающимися конфликтами и внутренними неурядицами. Положение обостряется растущим долговым бременем. По данным Экономической и Социальной Комиссии ООН для Западной Азии, валовой государственный долг арабского региона достиг исторического максимума в 1,4 трлн. долл. по состоянию на октябрь прошлого года.

Большая часть долга, по оценкам комиссии, является побочным продуктом сочетания коррупции, низкого уровня управления, высоких государственных расходов и разросшейся теневой экономики.

Повышение процентных ставок США ведет к тому, что обслуживание долга в конечном счете будет поглощать все большие и большие куски и без того ограниченных государственных бюджетов практически не оставляя места для повышения устойчивости к изменению климата или укреплению сетей социальной защиты, ослабленных пандемией.

В конце концов, столкнувшись с растущими затратами на обслуживание долга, правительства скорее всего прибегнут к повышению и без того непропорциональных налогов в отчаянной попытке увеличить государственные доходы, что приведет к инфляции и в итоге — к сокращению экономики.

Ближний Восток, как и многие районы мира, сталкивается с серьезным потеплением климата и засухой – поскольку изменение климата делает регион более жарким и сухим, некоторые государства, прежде всего Персидского Залива, расширяют исследовательские работы по выявлению новых источников воды. Пионерами в этой работе являются ОАЭ, которые начали грандиозную программу «засева облаков», вводя в облака химические вещества, чтобы попытаться вызвать осадки. В 12 из 19 стран региона за последние 30 лет осадки сократились на 20%, поэтому они отчаянно нуждаются в любом приросте пресной воды. 60 лет назад в ОАЭ проживало 100 тыс. человек, ныне 10 млн человек. Потребность в воде резко возросла – каждый житель ОАЭ потребляет примерно 147 галлонов воды в день (среднемировой региональный показатель — 47 галлонов). В настоящее время этот спрос удовлетворяют опреснительные установки, однако строительство каждого объекта стоит более 1 млрд долл. и требует огромное количество энергии.

Вместе с тем, в первых рядах процессов модернизации экономики и социальной структуры региона идут Саудовская Аравия и ОАЭ. Эмираты делают значительные инвестиции в экономику Египта, Ирака, Иордании.

Примечательно, что почти все арабские страны отказались присоединиться к антироссийскими санкциям, введенным западными державами, при этом ясно прослеживается тенденция расширения связей с Москвой и Пекином. Саудовская Аравия вложила более 600 млн. долл. в три российские энергетические компании и удвоила объем закупаемого у России мазута для своих электростанций.

Координация политики Саудовской Аравии и ОАЭ с Россией является основой действий организации ОПЕК+.

Даже газета «Нью-Йорк-Таймс» 14 сентября отмечала, что «эти шаги представляют собой явный уклон Саудовской Аравии в сторону Москвы».

Конец лета и начало осени 2022 года показывают, что арабские государства все больше рассчитывают расширять сотрудничество с Россией и Китаем, считая Запад, и прежде всего США, ненадежным партнером. В этой связи весьма характерно, что на недавнем саммите Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) в Самарканде пять государств арабского востока – Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Сирия и Египет, заявили о своем стремлении присоединиться к этому объединению (чуть раньше Алжир объявил о своем желании стать членом БРИКС).

Арабские СМИ отмечают, что практически все арабы разделяют выводы Самаркандской Декларации саммита ШОС, и прежде всего тезис о том, что экономические санкции могут вводиться только по решению Совета Безопасности и что вмешательство во внутренние дела недопустимо под предлогом борьбы с терроризмом.

Выход из кризиса большинство арабов видит в налаживании взаимодействия с Россией и Китаем, с БРИКС и ШОС, которые в силу своих принципов равноправного сотрудничества, становятся «сообществами единой судьбы».

Вениамин Попов, директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО (У) МИД РФ, Чрезвычайный и Полномочный посол, кандидат исторических наук, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

23.09.2022