Владимир Платов

ИЗРАИЛЬ И США ОЗАБОЧЕНЫ СОЗДАНИЕМ "БЛИЖНЕВОСТОЧНОГО АЛЬЯНСА"

Как сообщил глава израильского Министерства обороны Бени Ганц, Израиль и США в последнее время активно работают над созданием официального «ближневосточного альянса противовоздушной обороны (ПВО)». При этом Б.Ганц уточнил, что углубленную проработку этого вопроса планируется обсудить в ходе визита в Израиль президента США Джо Байдена, запланированного на 13 – 14 июля.

На заседании комиссии израильского Кнессета по иностранным делам и обороне Б.Ганц рассказал, что этот альянс ПВО якобы «уже предупредил иранские попытки угрожать Израилю» и другим странам в регионе. Хотя других подробностей в отношении такого альянса он не привел, тем не менее Б.Ганц уточнил, что противодействие Ирану планируется оказывать в сфере использования беспилотников и ракетного оружия. «В течение последнего года я занимался совместно со своими партнерами в Пентагоне  и администрации США масштабной программой, которая укрепит сотрудничество между Израилем и государствами региона», — заключил он, явно делая ставку на возможность расширения военного сотрудничества с арабскими странами, уже объединившимися с Тель-Авивом в рамках «Соглашения Авраама».

Указанное заявление израильского министра прозвучало на фоне роста напряженности в отношениях между Тель-Авивом и Тегераном из-за приближения Ирана к возможности создания ядерного оружия и что Израиль совместно с США рассчитывают использовать в формировании нового регионального антииранского объединения. Ранее в СМИ появились сообщения о подозрениях Ирана в причастности Израиля к убийству двух иранских ученых, связанных с ядерными разработками (Аюб Энтезари и Камран Агамолаи — авиационный инженер и геолог), которые умерли с разницей в несколько дней в результате происшествий при невыясненных обстоятельствах.

Тема создания региональных клонов НАТО – неких оборонительных формирований «по образу и подобию» Североатлантического Альянса для «обеспечения стабильности в регионах», представляющих интерес для США без их значительного присутствия, уже не одно десятилетие активно проталкивается Вашингтоном в общении с союзниками в различных регионах мира. Особо интенсивно такие попытки делаются в регионе Ближнего Востока, где уже не в первый раз предпринимается попытка создать  «аутсорс-оборону».

Поэтому наименование «ближневосточное НАТО» можно было довольно часто встретить во многих западных публикациях, экспертных работах и в освещении западными СМИ результатов многочисленных контактов Вашингтона с представителями военно-политической элиты этого региона. Преимущественно попытки создания Соединенными Штатами подобных оборонительных организаций ограничивались охватом «союзнических» арабских государств, хотя эта концепция блоков и не ограничивалась рамками только Арабского мира, в разные периоды времени в их состав США пытались вовлечь Турцию и Израиль.

Одной из первых попыток создания такого «ближневосточного НАТО» можно, пожалуй, считать Объединенные арабские силы быстрого реагирования (ОАСБР), учрежденные в 2014 г. по инициативе Египта для совместного противодействия угрозам безопасности на пространстве Лиги арабских государств. Причем Вашингтон тогда не только поддержал  эту концепцию, предложенную Каиром, но и «посоветовал» в перспективе трансформировать ОАСБР в самостоятельную военно-политическую организацию, которая могла бы поддерживать региональную стабильность без прямого вовлечения вооруженных сил США. Тогда этот проект среди западных экспертов получил  наименование «арабское НАТО», в который вошли 6 арабских стран (Египет, Саудовская Аравия, Иордания, Марокко, Судан, Катар), а также Израиль, который был включен в ограниченном формате на правах «Intelligence state», и участие его специалистов в основном сводилось к поставке организации разведданных при посредничестве США. Эта организация в таком формате просуществовала в течение трех лет без каких-либо серьезных шагов по институционализации ОАСБР или включению новых членов из числа стран ЛАГ, позиционируя себя как внутренний проект ЛАГ. Это обстоятельство откровенно не оправдало надежд Вашингтона в «более серьезную трансформацию» указанного регионального военного блока. В определенной степени такое позиционирование ОАСБР было обусловлено и тем, что ряд сильных региональных игроков (в частности, ОАЭ) воздерживались от участия в этом проекте, предпочитая выстраивать политику безопасности самостоятельно. Для государств ССАГПЗ, например, — в рамках «Стамбульской инициативы о сотрудничестве».

В эпоху «президентства Д.Трампа» были сделаны попытки создания в регионе альтернативного оборонительного объединения — Middle East Strategic Alliance  (MESA), которое, помимо военных, предполагал также наличие экономических инструментов сдерживания вероятных противников, делались  попытки внедрить некоторые структурные сугубо военные элементы: Постоянный комитет военного планирования, департаменты обмена информацией и военных инвестиций, коллективное киберкомандование и др. Это уже позволяло многим экспертам проводить некоторые параллели MESA с НАТО. Примечательно, что, несмотря на планы США расширить это объединение охватом всего Ближнего Востока, включая Турцию и Израиль, в нем уже было сделано исключение для Ирана, который, в соответствии с доктриной MESA,  не мог стать частью этого альянса как «деструктивный игрок».

Однако по ряду причин успехов в этой «созидательской деятельности» добиться не удалось, причем во многом из-за резкой смены внешнеполитических приоритетов США. С приходом в Белый дом президента Джо Байдена концепция создания «ближневосточного НАТО» в очередной раз была пересмотрена, а проект MESA был сначала временно заморожен Белым домом, а позже, к концу 2021 г., и вовсе  признан нереализуемым.

В этих условиях рассматриваемый Тель-Авивом и Вашингтоном проект создания «ближневосточного альянса противовоздушной обороны (ПВО)» вполне может стать очередной попыткой США возрождения идеи формирования нового регионального военного объединения, по аналогии с подобными процессами в азиатском регионе с AUKUS и QUAD. Однако теперь уже с главенствующей ролью не арабских государств, а Израиля в таком региональном объединении. Более детально эти планы можно будет, безусловно, отследить по результатам предстоящего визита Джо Байдена в Израиль.

Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

27.06.2022