Виктор Михин

ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ ВЫХОДИТ НА САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ МИРОВЫЕ ПОЗИЦИИ

В новых условиях, грубо вмешавшись в спецоперацию России в Украине не только политической поддержкой, но и накачиванием нацистских властей Киева оружием, администрация Байдена уже начинает разрабатывать и продвигать свою новую глобальную стратегию. Судя по всему, эта стратегия сосредоточена на создании грубой конкуренции с другими мировыми державами, прежде всего с Китаем и Россией, фокусируясь на военной передислокации войск и вооружений для создания массового сдерживания вблизи границ этих соперников. Особое внимание при этом уделяется возрождению старых альянсов США или созданию новых. С помощью этой стратегии Вашингтон стремится выиграть глобальные споры с соперничающими державами, укрепить связи со своими союзниками.

В этом плане украинский кризис стал лакмусовой бумажкой для отработки новой стратегии США и ее различных вариантов. Нынешний политический класс США в основном старается поддерживать нынешнюю администрацию, а президент Джо Байден всеми силами пытается, правда, пока безуспешно, сплотить общество относительно украинского кризиса, сделав его исключительным направлением в своей политике.  Администрация Байдена приняла подход, основанный на «координации и сотрудничестве», а скорее на обычном командовании Европы и накачке Украины современным вооружением для борьбы до «последнего украинца» во имя получения американским военно-промышленным комплексом новых невиданных до этого прибылей. И это подтверждают слова отставного высокопоставленного американского дипломата Часа Фримана, заявившего, что Соединенные Штаты ведут на Украине необъявленную войну против РФ с целью сохранения своей гегемонии в мире. Он счел, что грубые действия американских властей не оставили Кремлю иного выхода, как прибегнуть к спецоперации, чтобы разгромить неонацистские силы, созданные и вооружаемые Вашингтоном на Украине. По его точным словам, США будут бороться с Россией «до последнего украинца».

Однако то, что кризис сделал для трансатлантических связей, полностью и диаметрально отличается от его последствий для Ближнего Востока и всего мусульманского мира. Украинский кризис выявил бесчисленные разногласия между США и их мусульманскими союзниками. Исламские государства не желают ссориться с Россией вопреки беспрецедентному давлению Запада, и в тоже время эти масштабные антироссийские санкционные ограничения ЕС и США открывают большие перспективы для сотрудничества Москвы с арабскими государствами. Одним из последних примеров, подтверждающих это утверждение, являются итоги недавнего голосования по исключению РФ из Совета по правам человека ООН, спровоцированного странами Запада и США. Российскую позицию поддержали сто стран: одни воздержались, другие голосовали против исключения, остальные не принимали участия в голосовании. В числе, поддержавших Москву, значатся многие исламские государства, включая Иран, Судан, Ирак, Ливан, Сирию и многие другие.

Западные санкции против России открывают большое окно возможностей для сотрудничества с арабскими государствами – от торговли оружием до миграции IT-специалистов. Хотя бы по этой причине исламские страны не намерены ссориться с Москвой, они настроены прагматично и прекрасно осознают перспективы укрепления отношений с РФ на фоне очередной истеричной волны русофобских атак Запада. Кроме того, Россия сохраняет устойчивость торговых отношений с Китаем, Бразилией, Индией, арабскими и африканскими странами, а постоянный приток иностранной валюты для России дает спровоцированный западными санкциями рост цен на нефть и газ. При этом Россия, Бразилия, Индия, Китай, ЮАР, а также ряд других стран уже ведут работу над созданием аналогов западных финансовых систем, независимых от США, в частности аналога SWIFT, о чем сообщил российский министр финансов Антон Силуанов. Планируется также создание независимого рейтингового агентства, интеграция платежных систем и использование нацвалют по экспортно-импортным операциям.

Все это свидетельствует о том, что США явно просчитались в своих очередных экспансионистских планах и не смогли заручиться необходимой поддержкой со стороны региональных держав, которые ранее поддерживали Вашингтон и существенно способствовали его глобальному лидерству. Это пренебрежение своими региональными союзниками особенно четко стало проявляться с тех пор, как США изменили свое видение положения и роли, в частности, Персидского залива в своей глобальной стратегии. Это стало еще более очевидным, когда Джо Байден вступил в должность президента в январе 2021 года и особенно после того, как он был вынужден позорно и срочно вывести американские оккупационные войска из Афганистана, создав широко распространенное мнение о том, что США легко предают своих прежних союзников.

Речь даже не идет о готовности Байдена, по мнению многих арабских политиков, пойти на крупные уступки Ирану по его ядерной программе, несмотря на то, что ядерная сделка 2015 года заключена за счет стран Персидского залива. Вместо того, чтобы обуздать амбиции Ирана, этот шаг, по мнению арабов, повысит его региональную роль и военный потенциал. Это в дополнение к отказу Вашингтона вернуть поддерживаемое Ираном ополчение йеменских хуситов в список террористов, несмотря на то, что Совет Безопасности ООН назвал группу “террористической” и, несмотря на возросшую активность хуситов в последнее время против ряда государств Персидского залива по защите Йемена. Администрация Байдена также стремилась в какой-то мере воспрепятствовать сделкам с современным вооружением для Саудовской Аравии и ОАЭ, хотя они и являлись до последнего времени надежными союзниками Вашингтона, обеспечивая своими заказами колоссальную прибыль его военно-промышленного комплекса.

Украинский кризис обнажил расширяющуюся пропасть между США и странами Персидского залива, когда ряд государств стал все более отходить от союза с Вашингтоном, понимая, что в нынешних условиях они должны полагаться только на свои усилия. Это проявилось, прежде всего, в неприятии Персидским заливом, особенно двумя ведущими странами — Саудовской Аравией и ОАЭ – нынешней политики администрации Байдена. В частности, это выразилось в недовольстве и неприятии этих двух стран подчиниться давлению Вашингтона, чтобы они присоединились к Западному альянсу против России и увеличили добычу нефти в соответствии с американскими требованиями и опять же в интересах Запада.

Вопреки американским предположениям и ожиданиям после начала российской спецоперации, страны Персидского залива не заняли позиций, полностью поддерживающих нынешних правителей Америки, которая неустанно работает над тем, чтобы затянуть петлю на экономике Москвы всеми возможными средствами.  Если в отношении слабовольных и тусклых политиков Европы агрессивная политика Вашингтона в какой-то мере пока временно удается, то этого нельзя сказать о Персидском заливе. ОАЭ отказались осудить Россию в СБ ООН, а Саудовская Аравия воздержалась от поддержки просьбы Байдена об увеличении добычи нефти. Эти позиции Саудовской Аравии и Эмиратов показывают, что они предпочитают оставаться нейтральными в российско–американо-европейских отношениях. Саудовская Аравия и ОАЭ, конечно, занимают свои позиции не ради умиротворения России, а в ответ на грубое и пренебрежительное обращение Вашингтона со странами Персидского залива, когда он не принимает во внимание их интересы и ожидает, что они автоматически расставят внешнеполитические приоритеты в американских интересах, даже за свой счет.

В целом, последние события еще раз доказывают, что государства Персидского залива продолжают оставаться весьма важным фактором международной жизни.  Эта важность обусловлена не только их энергетическими ресурсами — хотя нынешняя паника по поводу того, как лучше заменить российскую нефть и газ, демонстрирует, насколько дико ложным было убеждение, что их ресурсы (нефть, газ) больше не имеют значения. Нынешняя обстановка совершенно четко показала глупость высокомерного предположения США и Запада, что региональные споры всегда и везде могут разрешаться только ими. Страны Персидского залива показали, что они по-прежнему являются особенно важными игроками, поскольку их лидеры заняты амбициозными проектами развития и стремятся защитить свои национальные интересы и безопасность своих народов. Они не готовы полностью подчиняться влиянию держав Запада или позволять себе быть простыми пешками в игре США. В этой новой ситуации США должны либо отказаться от своего плана провоцирования потенциально катастрофической региональной конкуренции, подготовиться к появлению нового Ближнего Востока, в котором государства Персидского залива сосредоточатся на своей собственной стратегической независимости без учета интересов США.

Этот момент расплаты наступил, когда украинский кризис подчеркнул все возрастающий статус Персидского залива как мощного противовеса американо-европейской гегемонии с точки зрения энергетических ресурсов и стабильности мировых рынков. Временно нестабильный период также подчеркивает, что у Залива есть различные варианты, когда дело доходит до внешней политики и его отношений с мировыми державами. Страны Персидского залива не допустят, чтобы США захватили их потенциал и позитивные перспективы на будущее, чтобы служить и приносить пользу своим собственным интересам, цинично эксплуатируя их и их ресурсы и отказываясь от них всякий раз, когда этого пожелает Запад. Сегодня государства Персидского залива способны и стремятся командовать глобальными стратегиями для защиты своих собственных интересов, оберегая их независимо от статуса сотрудничества с США и другими государствами Запада.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала  «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

22.04.2022