Владимир Одинцов

УВЕЛИЧИТ ЛИ АЛЖИР ПОСТАВКИ ГАЗА В ЕВРОПУ?

Алжир, по оценкам Евросоюза, находится на пятом месте среди поставщиков газа в ЕС при объемах около 45 млрд куб.м, что составляет  12% потребностей стран  ЕС в природном газе, но в сравнении с 2016 г. они упали (тогда они достигали 55 млрд куб. м в год). Доля Алжира сильно уступает занимающей первое место России (135,75 млрд куб. м в 2020 г., по данным «Газпрома»).  Помимо СПГ  (в АНДР есть пара хабов), газ из Алжира в ЕС идет по двум веткам. Одна — по дну Средиземного моря идет в Италию, а другая проходит через территорию соседнего Марокко.

США, как известно, решили «помочь» Европе избавится он «непосильного» груза якобы высокой цены на российский газ и найти для своего геополитического партнера «альтернативные источники газоснабжения». И здесь в Вашингтоне вспомнили о прошедшей ранее информации о якобы разведанных 5 триллионах кубометров газа в Алжире. В этой связи в конце марта в Алжир прилетела американская делегация, которая попросила открыть вентиль и возобновить поставки газа через «Марокканскую трубу». Первый заместитель госсекретаря США Венди Шерман встретилась с президентом Алжира Абдельмаджидом Теббуном и пыталась убедить алжирские власти компенсировать российский газ, поступающий в Европу, путем возобновления работы газопровода Магриб – Европа (MGE), соединяющий Алжир с Испанией через Марокко, чья производственная мощность составляет 13,5 миллиардов кубометров газа в год. Алжир также посетила заместитель министра обороны США по делам Африки Чиди Блайден, которая встретилась с алжирским генералом Кайсом Джуниди и обсудила с ним вопросы региональной безопасности, параллельно пытаясь оказать давление на Алжир в «газовом вопросе».

Однако американцы уехали из Алжира ни с чем, поскольку увеличение поставок газа Алжир связал с урегулированием приграничного конфликта с Марокко  и спорных территорий, который, в текущих условиях, разрешения не имеет. Как известно, Алжир объявил о разрыве дипломатических отношений со своим западным соседом с 24 августа 2021 года и, как следствие, газопровод Магриб – Европа (MGE), который был запущен в 1996 году, прекратил свою работу 31 октября 2021 года, когда закончился срок действия соглашения по нему.

Но, несмотря на все материальные выгоды, которые Алжир может получить от Европы, стремящейся снизить зависимость от российского газа, его отказ компенсировать российские поставки газа был также обусловлен политическими причинами. Эта североафриканская страна решила не предавать своего союзника со времен Советского Союза и не наносить ему удар в спину. Кстати, именно по причине солидарности с Россией, Алжир воздержался при голосовании по резолюции США в Совете Безопасности ООН, осуждавшей военную спецоперацию Москвы по денацификации Украины, которая была выдвинута 2 марта 2022 года на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Отказ Алжира стал откровенной пощечиной для Соединенных Штатов, которые надеялись нанести удар по России с его помощью. Это побудило Вашингтон сбросить маску дружелюбия и начать шантажировать Алжир при участии Испании в поддержке позиции Марокко в вопросе Западной Сахары. Тем не менее, несмотря на попытки испанцев и американцев оказать давление на Алжир с помощью Западной Сахары, позиция ООН быстро спустила их с небес на землю: согласно испанской газете El Mundo, ООН отклонила инициативу правительства Испании о поддержке плана Марокко по автономии Западной Сахары.

Явной реакцией на столь коварные действия Испании стало заявление генерального директора государственной алжирской нефтегазовой компании Sonatrach Тауфика Хаккара агентству Alg?rie Presse Service (APS), что власти АНДР не исключают пересмотр цен на газ, экспортируемый в Испанию. В частности он отметил, что с началом кризиса на Украине котировки углеводородов резко взлетели. В этих условиях Алжир решил сохранить договорные расценки, однако это коснется не всех партнеров. «Не исключен пересмотр цен с нашим испанским клиентом», — сказал глава алжирского Sonatrach. При этом он отметил, что возможность увеличения Алжиром экспорта углеводородов в Европу существует, но имеющиеся объемы не станут и не могут быть альтернативой газу из РФ. «В настоящий момент у нас есть несколько миллиардов дополнительных кубометров, которые не могут заменить российский газ», — добавил Хаккар.

На этом фоне итальянской Eni на днях удалось тем не менее подписать соглашение с Sonatrach о возможности увеличения поставок газа на 9 млрд куб. м в год в 2023–2024 годах. Нынешняя доля импорта российского газа в Италию составляет больше 40% (29 млрд куб. м в год), Алжир поставляет порядка 21 млрд куб. м газа в год.

Однако, заявления официальных лиц АНДР о возможном увеличении экспорта газа в Европу вызвали опасения алжирских производителей. Местные эксперты полагают, что североафриканское государство в среднесрочной перспективе не в состоянии обеспечить дополнительные поставки, алжирским газовым месторождениям грозит истощение, если власти рискнут заключить новые соглашения со странами ЕС. В этой связи алжирский экономист Мустафа Македиш исключил возможность в среднесрочной перспективе увеличить поставки газа в государства ЕС, такие как Германия и Австрия, ввиду недостатка природных ресурсов. При этом, уверены аналитики, Европа знает, что возможности североафриканского государства ограничены. Бывший гендиректор государственной углеводородной компании Sonatrach на условиях анонимности заявил, что североафриканское государство сможет экспортировать в лучшем случае от 20 до 30 млрд кубометров газа в Италию, около 12 млрд — в Португалию и Испанию, еще меньшее количество поступает во Францию, Турцию, Грецию и другие страны.

Алжирский экономический эксперт Хусейн Букара со своей стороны заявил, что АНДР не может заменить энергоносители из РФ на том основании, что внутреннего производства недостаточно для покрытия всего объема поставок. «Российские трубопроводы, снабжающие газом Европу, имеют большую пропускную способность. Кроме того, показатели добычи на месторождениях в РФ намного выше, чем в Алжире», — отметил аналитик.

Похожая ситуация наблюдается и в нефтяном секторе. Алжир даже не смог достичь установленных ОПЕК пороговых показателей добычи в 980 тыс. баррелей. Бывший министр энергетики Абдельмаджид Аттар также предупредил о снижении возможностей страны в добыче и экспорте ископаемого топлива. В этих условиях текущая цель АНДР состоит в том, чтобы выполнить существующие обязательства и не брать на себя новые.

Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

22.04.2022