Юрий Зинин

РОССИЙСКИЙ ГАЗ, УКРАИНА: БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Шумиха Запада о планах захвата Киева Россией и прочих ее «кознях» вызвали отклики и комментарии в политических кругах и медиаполе Ближнего Востока. Среди этих пропагандистских махинаций часто можно увидеть обсуждение тезиса США о намерениях Москвы якобы использовать газ в качестве геополитического оружия, своего рода газовой петли на шее Европы и т.д.

В этой связи ряд арабских комментаторов напоминают о лозунге «газ свободы». Так, в свое время президент США Дональд Трамп назвал американский сжиженный газ, который должен был высвободить Старый свет из сетей российской зависимости.

В русле этих планов в январе сего года США обеспечили 45% всего объема СПГ, поступившего Европе извне (почти 12 млрд. куб м.) указывает канал «Аль-Арабийя». Вашингтон хочет потеснить российский газ, занят поисками альтернатив для поставок голубого топлива из разных источников.

К этому толкает еще и то, что в США растет давление на администрацию с требованиями урезать экспорт этого сырья, чтобы снизить подскочившие на него цены для местных потребителей. Поэтому американские власти ищут другие источники голубого топлива, в том числе в странах Ближнего Востока. Ведь на их долю приходится 15% всей добычи природного газа на планете.

Что касается места арабских производителей, то, по данным саудовского автора, на фоне РФ, обеспечивающей 40% потребления газа в Европе, поставки из Алжира составляют 8%, из Катара — 5% (Катар), затем идет Ливия. Как реагируют на это местные экспортёры газа, можно судить по откликам, приводимым ближневосточными медиа.

Так, согласно заявлению министра нефти и газа Ливии — Мухаммеда Ауна, его страна не в силах повлиять на газовый кризис в Европе в смысле его облегчения. Ливийский газ, который шел в свое время по трубопроводу «Грин стрим» из Ливии в Италию, сегодня используется исключительно для поддержания работы местных ТЭЦ.

Алжир сегодня не сможет компенсировать российский газ в случае его дефецита по простой причине: из-за разниц в объемах добычи двух стран. Ресурсов Алжира для этой цели объективно не достаточно, констатирует бывший ответственный руководитель алжирской компании СОНАТРАК.

Катар является вторым по величине экспортером СПГ в мире, поэтому Вашингтон делает особую ставку на Доху с прицелом потеснить РФ на европейском газовом рынке.

Некоторые исследователи рассуждают об аспектах катарского газа стать альтернативой российскому. При этом приводят большие планы Дохи в ближайшие годы значительно нарастить свои мощности по производству и экспорту СПГ. Но другие эксперты на Ближнем Востоке придерживаются более острожных оценок в этом отношении.

75% катарского СПГ отправляется на экспорт в страны Азии: Японию, Южную Корею и т.д. 90% поставок идёт по долгосрочным контрактам. Так, в частности в прошлом году самый крупный такой контракт был заключен между Катаром и КНР. Это означает, что очень малая толика катарского газа продается на спотовом рынке.

По данным аналитика компании «BCS Global Markets», переданным арабским источником, чтобы занять место «Газпрома» нужно будет половину жидкого газа, который сейчас потребляет Азия, переправить в Европу. Министр энергетики Катара Саади Кааби заметил, что контракты по поставкам газа Дохой считаются «священными для нее» и исполнение обязательств по договорам является приоритетом государства.

По утверждению министра иностранных дел Катара шейха М. Бен Абдеррахмана Ат-Тани, Катар не будет частью «какого-то конфликта или политической поляризации». Что касается конкуренции в области энергетики, то она открытая, и Катар намерен конкурировать и с Россией и США и другими производителями.

Кроме того, Катар требует не допустить перепродажу своего поставляемого газа, что практикуют некоторые европейские покупатели, перебрасывая его азиатским странам в интересах сверхприбыли.

При этом, по словам арабского издания, у российского трубопроводного газа в целом есть ряд преимуществ по сравнению с катарскими. Этот способ удобнее и экономичнее, поскольку трубопроводный газ не требует сжижения, дальних морских перевозок, часто дорогого технологического оборудования на берегу по их приемке, хранению и пр.

Аналитики также призывают учитывать то, что Европа анонсировала рост опоры на газ, ввиду планов зеленой энергетики в ближайшее десятилетия вывести из оборота использование уголь. Причем на самом Ближнем Востоке потребление газа ежегодно увеличивается на 4.6%, что понятно повлечет урезание экспорта газа из этого региона.

Вашингтон в последние годы одержим идеей стать гегемоном в сфере безопасности мировой энергетики. Он противится экономической независимости Европы и ее связям с Россией, особенно в области газоснабжения. На протяжении деятельности последних администраций США, Вашингтон только и старался найти замену газа России, но  провалился на этом поприще.

Египетский политолог исходит из посыла, что геостратегические реалии определяет неизбежность экономической взаимной завязки России и Европы. Даже, когда в последние годы Европа вводила санкции против России, они не затрагивали газовый сектор.

Отказ европейцев от российского газа затруднителен, он потребует много времени и средств на строительной новой инфраструктуры для приема сжижаемого с газа, его обработки, а затем и распределения по адресам его потребителей. Для России же этот отказ, о чем постоянно бубнят западные деятели, был бы самоубийством, на который она не пойдет.

Все больше ближневосточных аналитиков соглашается, что истерия неугомонных авторов по поводу российского вторжения и захвата Украины достигла своего апогея.

Эмиратская газета заключает, что Россия однозначно стремится избежать войны, которая обескровила и выставила бы ее в глазах мировой общественности как нарушителя международной законности…

Но если будет, как говорится, поставлен нож к горлу России, то она непременно пойдет на какие-то военные приемы с тем, чтобы оградить свою безопасность в долгосрочном контексте, защитить свои восточные границы от западного продвижения. Несмотря на угрозы жестоких санкций и прочих рисков, выигрыш в перспективе куда более высок по сравнению с тем, что она может потерять.

Юрий Зинин, старший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМИ МГИМО, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

01.03.2022