Виктор Михин

ЕГИПЕТ И ПРОБЛЕМА ЭФИОПСКОЙ ПЛОТИНЫ ГЭРБ

Ожидается, что 5-6 февраля африканские лидеры соберутся в Аддис-Абебе для участия в двухдневном саммите Африканского союза (АС), чтобы рассмотреть длинный список конфликтов, включая деятельность боевиков и террористов, управление природными ресурсами и внутренние споры, которые вызывают нестабильность на всем континенте. Большое внимание, вероятно, будет уделено ситуации в Мали и Буркина-Фасо, где внутренние и региональные игры за власть подрывают и без того хрупкую стабильность в зоне Сахеля и Сахары, а также событиям в Восточной Африке, где Сомали, Судан и Эфиопия сталкиваются с угрозами своей безопасности. Ожидается, что спор между Эфиопией, Египтом и Суданом по поводу Великой Эфиопской плотины Возрождения (ГЭРБ) также привлечет внимание, особенно в преддверии саммита.

Кроме того, на саммите председательство в АС будет передано от Демократической Республики Конго (ДРК) Сенегалу. Таким образом, Сенегал станет третьим президентом Африканского Союза после Южной Африки и Демократической Республики Конго, который возьмет на себя ответственность за посредничество в заключении окончательного, всеобъемлющего и юридически обязательного соглашения о заполнении и функционировании ГЭРБ.

За несколько дней до саммита премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед выступил с, казалось бы, примирительным посланием Египту и Судану, подчеркнув, что ГЭРБ будет иметь “многочисленные преимущества для двух стран, расположенных ниже по течению — Судана и Египта, а также для Восточной Африки в целом”. Ахмед добавил, что, “как плотина гидроэлектростанции”, GERD “не будет потреблять воду” и, следовательно, не может нанести ущерб потребностям в воде стран, расположенных ниже по течению. Вместо этого, по его словам, это поможет регулировать поток воды в наилучших интересах Судана и защитить его от разрушительных наводнений. Египет, утверждал Ахмед, также выиграет от сохранения водных ресурсов ГЭРБ, что предотвратит “потерю миллиардов кубических метров воды для испарения на пойменных равнинах ниже по течению”.

Правительственный чиновник в Каире, которого цитирует «Al-Аhram», утверждает, что последнее замечание Ахмеда говорит о «лжи в планах Эфиопии». Премьер-министр Эфиопии, как и его предшественники, еще раз указал, что ГЕРБ касается не только гидроэнергетики. «Реальная цель, скрытое намерение состоят в том, чтобы создать банк водных ресурсов”. Он добавил, что это не то, с чем Египет может когда-либо согласиться.

Эфиопия собирается вырубить 17 000 гектаров леса вокруг Великой Эфиопской плотины эпохи Возрождения в рамках инженерных работ по третьему заполнению водохранилища плотины, заявив, что завершит работы в течение двух месяцев. Если работа будет завершена, то Аддис-Абеба сможет сохранить 10,5 миллиарда кубометров воды к концу сезона дождей в этом году. Объявленная цель состоит в том, чтобы ежегодно добавлять дополнительно 10 миллиардов кубометров воды, пока не будет достигнут целевой показатель в 74 миллиарда кубометров. Хотя выработка электроэнергии означала бы приток большего количества воды в Египет и Судан, это также означает, что Аддис-Абеба в одностороннем порядке приняла решение о заполнении плотины в третий раз без достижения какого-либо соглашения. Объявление о вырубке лесов было сделано во время встречи, в которой приняли участие министр ирригации Эфиопии Айша Мохаммед и Аль-Шазли Хасан — губернатор региона Бенишангул-Гумуз, региона, где расположена плотина. В заявлении, опубликованном после совещания, отмечалось, что вырубка лесов будет завершена в течение 60 дней с момента начала работ. В преддверии второго заполнении плотины в июле прошлого года уже было расчищено 4,8 гектара земли.

Каир неоднократно заявлял, что не возражает против того, чтобы Эфиопия использовала плотину для выработки электроэнергии, необходимой ей для реализации своих планов развития. Но Египет выступает против любых действий, которые ставят под угрозу и без того недостаточные запасы воды в Ниле или делают эти поставки непредсказуемыми. Как и Судан, Египет хочет заверений в том, что любая неисправность в ГЭРБ не вызовет внезапных и неконтролируемых наводнений в странах, расположенных ниже по течению. “Мы наблюдаем большое нежелание со стороны эфиопских делегаций учитывать необходимость своевременного и прозрачного механизма обмена информацией или урегулирования споров”, — высказал свое мнение египетский МИД. Опыт переговоров в Каире за последние семь лет ясно показал, что заявление Ахмеда было не более чем попыткой “на словах” выразить озабоченность Египта и Судана, “улучшить свой региональный и международный имидж”.

Имидж Ахмеда, считают политологи, был подорван не только из-за его неоднократного блокирования соглашения по ГЕРБ, но и “из-за зверств в области прав человека, которые он совершил против своего собственного народа в войне против Тиграй”. Премьер-министр Эфиопии осознает, отмечают многие дипломаты, что он столкнется со значительным давлением во время саммита Африканского союза, если решит действовать агрессивно по ряду направлений. Оказавшись под международным давлением, Ахмед в последнее время отдал приказ об освобождении высокопоставленных политических заключенных, опубликовал свое заявление по поводу ГЭРБ и встретился с Мохаммедом Дагало, вице-президентом Переходного совета Судана, чтобы обсудить пограничный спор между Аддис-Абебой и Хартумом из-за Фашки.

Через два дня после того, как Ахмед опубликовал свое заявление, министр иностранных дел Самех Шукри подчеркнул, что для Каира важна подлинная политическая воля для достижения окончательного соглашения о прекращении спора по поводу ГЭРБ. В то время, как замечания Шукри напрямую не комментировали заявление Ахмеда, министр водных ресурсов Мохаммед Абдель-Ати обратился к неспособности Аддис-Абебы ответить на неоднократные запросы Египта и Судана о заверениях в механизме обмена информацией и разрешения споров, а также о деталях спецификаций безопасности GERD. Несмотря на международное давление, которому подвергся Ахмед, чтобы положить конец войне в Тыграй, существует мало ожиданий, что такое давление приведет к тому, что он существенно изменит свою позицию и по Тиграй, и в вопросе о ГЭРБ.

Египет и Эфиопия пытаются склонить на свою сторону новое сенегальское председательство в АС и активно добиваются того, чтобы другие африканские государства поддержали их позиции. Две страны также борются за то, чтобы заручиться поддержкой Судана. “Мы работаем над тем, чтобы добиться как можно большей поддержки нашего требования, чтобы Эфиопия выполнила свое обязательство подписать всеобъемлющее и юридически обязательное соглашение о заполнении и функционировании GERD”, — сказал представитель правительства Египта, добавив, что Каир ведет переговоры с сенегальцами, другими членами АС, европейцами и американцами.

Послание Египта, которое было изложено в «Al-Ahram», ясно: возобновление переговоров должно включать параметры и предварительный крайний срок для заключения всеобъемлющего и юридически обязательного соглашения. Идея предварительного соглашения, которая, казалось, разрабатывалась в прошлом году, больше не обсуждается. Переговоры по ГЭРБ в последний раз зашли в тупик в апреле 2021 года, за два месяца до того, как Эфиопия осуществила второе заполнение водохранилища этой плотины.

Строительство плотины началось в апреле 2011 года, и теперь эфиопские официальные лица говорят, что длительная эксплуатация первых двух турбин начнется в ближайшее время. Однако для Каира вопрос о том, вступят ли турбины в фазу эксплуатации или нет, гораздо менее важен, чем то, что произойдет в сезон дождей в июле. Будет ли тогда Аддис-Абеба продолжать свое угрожающее третье одностороннее заполнение? В то время как официальные лица в Каире говорят, что Египет добился успеха в управлении своими водными ресурсами в последние два года, отчасти это связано с сезонами сильных дождей, и нет никакой гарантии, что такие обильные осадки продолжатся.

В своем посте в Facebook египетский премьер-министр Мустафа Мадбули заявил, что Каир заинтересован в возобновлении переговоров для урегулирования технических и юридических разногласий и достижения сбалансированной сделки. “Сделка должна учитывать нехватку воды в Египте и зависимость от воды Голубого Нила”, — сказал он. Мадбули добавил, что развитие событий в странах бассейна Нила было приоритетом для Египта, и что его страна предоставила помощь, а также экспертные знания, чтобы помочь обеспечить стабильность для своих соседях.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

06.02.2022