Виктор Михин

КОГДА ЖЕ ЗАБРЕЗЖИТ СВЕТ В ТОННЕЛЕ ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ?

В последние дни 2021 года президент Палестинской автономии Махмуд Аббас посетил заместителя премьер-министра и министра обороны Израиля Бенни Ганца в его доме в Рош-Хаайине (центральный Израиль). Последняя их встреча произошла в августе в Рамалле, и ее результатом стало объявление о «комплексе мер по укреплению доверия».

Встреча 28 декабря была уникальной не только потому, что она состоялась спустя годы после последнего палестино-израильского раунда переговоров или даже последнего визита президента Аббаса в Израиль в 2014 году. И не потому, что она состоялась вне официального места проведения переговоров, будь то в Израиле, на Западном берегу, в региональной или международной столице, а в доме израильских участников. Эта встреча и ее прелюдия в августе выделяются, скорее, тем, что, согласно сообщениям, участники не затрагивали традиционную сферу таких заголовков, как “мирный процесс” и “соглашения Абрахама”. В целом цель встреч состояла в том, чтобы определить параметры для переговоров об угрозе безопасности Израилю, исходящей от палестинцев, которые считают необходимым применить насилие для прекращения израильской оккупации, и о насилии, применяемом израильскими поселенцами, которые настроены не только на сохранение оккупации, но и на изгнание палестинцев. В ходе таких предварительных переговоров необходимо создать климат, способствующий позитивному прогрессу. Но это именно то, чего Аббас и Ганц не смогли достичь, не из-за каких-либо личностных особенностей с обеих сторон, а потому, что оба оказались в тупике неразрешимых проблем.

Как у члена крупнейшей правительственной коалиции в истории Израиля, у Ганца связаны руки. Единственное, что удерживает коалицию вместе, — это общая решимость не допустить возвращения Биньямина Нетаньяху к власти. Нынешний премьер-министр Нафтали Беннет — сторонник жесткой линии, который полностью выступает против права палестинцев на создание государства в принципе, не говоря уже о независимом государстве с границами, существовавшими до июня 1967 года, и столицей в Восточном Иерусалиме. Махмуд Аббас, со своей стороны, является главой Палестинской администрации (ПА), которая признана единственной законной руководящей властью палестинского народа на Западном берегу и в секторе Газа, и он является председателем Организации освобождения Палестины, общепризнанной в качестве единственного законного представителя палестинского народа. Но реальность такова, что ХАМАС организовал переворот против ПА более 15 лет назад и взял контроль в секторе Газа. Эта организация также заявила о своем праве наложить вето на палестинское правительство, точно так же, как «Хезболла» поступила с правительством Ливана. В обоих случаях правительству не хватает одной из определяющих черт государства-монополии на законное применение вооруженной силы.

В связи с вышеизложенным у Аббаса и Ганца было очень мало возможностей для маневра в их переговорах. Возможно, смысл переговоров был лучше всего определен палестинским пресс-секретарем и министром по гражданским делам Хусейном Аль-Шейхом, который сказал, что цель встречи состояла в том, чтобы “создать политический горизонт”, ведущий к “политическому решению”, которое соответствует “международной законности и резолюциям”. Израильтяне не давали таких комментариев. Вместо этого они говорили о ряде мер укрепления доверия, таких как сотрудничество в области безопасности, предоставление права на проживание в Иерусалиме 6000 палестинцам, которые в настоящее время находятся на Западном берегу, и еще выдачу 3600 прав на работу в Израиле.

Все это может показаться не таким уж большим. Вряд ли ради этого стоит обмениваться визитами, могут возразить некоторые, поскольку стороны, вероятно, могли бы принять такие меры по обычным каналам. Но очевидно, что в этом есть нечто большее, чем сумма его частей. Это видно из резкой реакции политических противников. С одной стороны, ХАМАС и его сторонники, как и следовало ожидать, осудили встречу как предательство палестинского дела и своих мучеников, удар в спину сопротивлению, которое, по их словам, было на грани победы. С другой стороны, Нетаньяху и его лагерь назвали эту встречу прямой угрозой безопасности Израиля. Бурность таких реакций может быть обусловлена тем фактом, что совещание и его результаты являются частью процесса, который является более обширным, чем кажется на первый взгляд.

14 декабря Госдепартамент США объявил, что американо-палестинский экономический диалог (USPED) вновь состоялся впервые за последние пять лет. Последний раз этот диалог происходил в мае 2016 года. “Участники признали важность восстановления политических и экономических отношений между правительством США и Палестинской администрацией и обязались расширять и углублять сотрудничество и координацию в различных секторах”, — говорится в заявлении, опубликованном на веб-сайте Госдепартамента. В состав американской делегации входили многие высокопоставленные дипломаты и ведущие экономические деятели. Ее возглавляла исполняющая обязанности помощника госсекретаря по делам Ближнего Востока Яэль Лемперт, которая сказала своим палестинским собеседникам на виртуальной встрече, что администрация Байдена-Харриса считает, что палестинский народ заслуживает жить в условиях “свободы, безопасности и процветания».

Это не надуманное совпадение. Разрабатывается новый подход к решению палестинского вопроса. Он опирается на уроки, извлеченные из плохо продуманного подхода Трампа, одним из последствий которого стал разрыв в американо-палестинских отношениях.  Вскоре после этого началась четвертая война в Газе и приостановка процесса палестинского примирения. Все это было фактически частью попытки ХАМАС захватить палестинскую власть. Палестинский процесс, которым пытается руководить ПА, основан, во-первых, на прекращении кровопролития палестинского населения, остающегося на земле. Единственной реальностью де-факто, которой палестинцы добились благодаря соглашениям в Осло, является их устойчивое присутствие в качестве народа и управляющей власти в Палестине. Но такого рода вещей можно достичь только путем исключения экстремизма в стиле ХАМАС, который в целом делает жизнь в Палестине довольно сложной для палестинцев и который вынуждает палестинцев в Израиле сталкиваться с беспрецедентными формами «израилизации». Также важно напомнить, что предыдущие формы палестинских действий способствовали росту ХАМАС, который, в свою очередь, несколько испортил важность поддержки арабских держав и многих международных кругов, сочувствующих палестинскому делу.

Политика Израиля в свою очередь также не способствует улучшению взаимоотношений с палестинцами, которых в последнее время израильский спецназ пытается силой выселить из района Шейх Джарра (Восточный Иерусалим). Даже делегация европейских чиновников во главе с представителем Европейского союза Свеном Кюном фон Бургсдорфом посетила этот район в явной попытке предотвратить выселение. В официальном Твиттере представительства Европейского союза при ПА говорится: “Крайне важно снизить эскалацию ситуации и стремиться к мирному урегулированию. Выселения/снос являются незаконными в соответствии с международным правом и существенно подрывают перспективы установления мира, а также усиливают напряженность на местах”. Британское консульство в Иерусалиме также выразило в Твиттере свою озабоченность и встало на сторону палестинских жителей, заявив о ложных толкованиях международного права израильтянами: “Выселения с оккупированной территории противоречат международному гуманитарному праву во всех случаях, кроме самых исключительных. Соединенное Королевство настоятельно призывает правительство Израиля прекратить подобную практику, которая только усиливает напряженность на местах”.

Интересно, что нынешнее состояние палестино-израильских отношений делает демографию одним из решающих факторов во всех этих уравнениях. Ведь с каждым годом процент палестинского населения из-за высокой рождаемости в Израиле повышается. Это заставляет израильские политические силы задуматься о том, как будет выглядеть решение о создании единого государства, и что может объединить палестинские и арабские силы в рамках единого мирного процесса, который создает альтернативу расистским силам внутри Израиля и открывает дверь новым отношениям двух народов.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

27.01.2022