Валерий Куликов

ПРОИЗОЙДЁТ ЛИ НОРМАЛИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ САУДОВСКОЙ АРАВИИ И ИЗРАИЛЯ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ?

После подписания Израилем «Авраамических соглашений» в 2020 году о нормализации отношений с ОАЭ и Бахрейном, а затем с Марокко, в США, Израиле и в целом на Ближнем Востоке достаточно активно обсуждается вопрос: будет ли Саудовская Аравия следующей на очереди в этом процессе. Накал таких обсуждений увеличивался по мере того, как саудовское королевство стало вносить коррективы во внешнюю политику, такие как устойчивая дипломатия с Ираном, которая делает невозможным взаимодействие  с Израилем, наподобие ситуации с ОАЭ.

Напомним, что саудовско-израильские отношения в значительной степени ранее обуслвливались близкими личными отношениями наследного принца Мохаммеда бин Салмана с Джаредом Кушнером — зятем предыдущего президента США Дональда Трампа. Кушнер часто обходил ключевых должностных лиц государства и министерства обороны США, чтобы подтолкнуть бин Салмана к острой региональной силовой игре, которую внешнеполитическая американская бюрократия считала безрассудной, но ее предпочитал Израиль. В ответ Кушнер предоставлял наследному саудовскому принцу  поддержку Белого дома, что позволяло бин Салману вести такие силовые игры, как  блокада Катара, похищение премьер-министра Ливана и чистки внутренних соперников.

Не секрет, что большинство израильтян по-прежнему считает Саудовскую Аравию самым желанным призом процесса нормализации ситуации вокруг Израиля. Опросы общественного мнения подчеркивали это в течение нескольких месяцев после подписания «Авраамических соглашений». Индекс внешней политики Израиля от Института Митвима показал, что для израильтян Саудовская Аравия на сегодняшний день является самой важной арабской страной, с которой можно развивать сотрудничество. В опросе Женевской инициативы израильтяне опять же оценили Саудовскую Аравию намного выше других арабских стран в вопросе о наиболее ценной цели для следующего мирного соглашения Израиля. Сообщения в ноябре 2020 года о трехсторонней встрече бывшего премьер-министра Биньямина Нетаньяху, наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана и экс госсекретаря США Майка Помпео значительно укрепили эти надежды и породили в Израиле надежды, что желанное сближение с Эр-Риядом было лишь вопросом времени.

Но эти надежды не оправдались. Хуже того — в текущем году такой шаг Саудовской Аравии стал более отдаленным. Разногласия в отношении Израиля среди королевской семьи Саудовской Аравии особенно усилились на фоне ухудшившегося отношения к бин Салману со стороны новой администрации Белого дома и стремления администрации Байдена держать наследного саудовского принца на расстоянии вытянутой руки из-за его участия в деле убийства оппозиционного саудовского журналиста Джамаля Хашогги. Кроме того, Эр-Рияд открыл каналы диалога с Ираном, отражая подход, отличный от израильского.

Наряду с этим Саудовская Аравия сделала неоднократные заявления, связывающие сближение с Израилем с прогрессом в израильско-палестинском мирном процессе. Приверженность Эр-Рияда палестинскому вопросу — это не просто слова, она нашла отражение в мирных инициативах, продвигаемых саудовцами на протяжении нескольких десятилетий — в плане короля Фахда 40 лет назад (1981) и Арабской мирной инициативе почти 20 лет назад (2002). Тем не менее, за последнее десятилетие Эр-Рияд сделал некоторые примирительные жесты в отношении Израиля. Включая, в частности, координацию с Израилем по вопросам безопасности в Иране; участие бывших высокопоставленных должностных лиц Саудовской Аравии в стратегических диалогах и конференциях с израильскими коллегами; неофициальные визиты делегаций в Иерусалим и мечеть аль-Акса и меры укрепления доверия со стороны религиозных лидеров (включая посещение синагоги за рубежом и Освенцима). Было и разрешение на полеты в Израиль и из Израиля через воздушное пространство Саудовской Аравии, а совсем недавно — первые межгосударственные спортивные соревнования (по дзюдо) на Олимпийских играх в Токио.

В то же время Саудовская Аравия продолжает подчеркивать, что нормализация отношений с Израилем произойдет лишь после возвращения палестинцев и израильтян за стол переговоров, на что, в частности, указал 15 октября, министр иностранных дел арабской монархии принц Фейсал бин Фархан аль-Сауд. По его словам, мирный процесс между израильтянами и палестинцами является стратегической необходимостью для региона.

О готовности Саудовской Аравии сделать шаг к «нормализации»  с «Израилем» сказал на днях и постоянный представитель королевства в  ООН Абдулла аль-Муаллими в интервью газете Arab News. Правда, при этом он четко дал понять, что это произойдет только в том случае, если Израиль начнёт выполнять требования Арабской мирной инициативы от 2002 года. Он напомнил, что Арабская мирная инициатива предусматривает «прекращение оккупации всех палестинских земель, захваченных Израилем  в 1967 году, создание независимого Государства Палестина со столицей в Иерусалиме и уважение к правам палестинцев, прежде всего — на возвращение и на самоопределение». По высказанному Аль-Муаллими мнению, в случае выполнения всех условий мирового арабского сообщества, Тель-Авив может рассчитывать на бонус, о котором тот не помышлял даже в самых светлых фантазиях: примеру Саудовской Аравии последует весь Исламский мир, все 57 стран Организации Исламского сотрудничества. Он подчеркнул аксиому, известную всем в мире: ключ к миру лежит через справедливое решение палестинского вопроса. «Иного решения конфликта нет и быть не может», — заключил Аль-Муаллими.

Несмотря на явную выгоду для Израиля от урегулирования отношений с Саудовской Аравией, в Тель-Авиве пока не делают каких-либо встречных шагов, будучи явно все еще психологически неготовыми согласиться с «инициативой арабов». Каких-либо уступок в этом вопросе со стороны Эр-Рияда тоже вряд ли стоит в ближайшее время ждать, как и подписания соглашения о нормализации между Израилем и Саудовской Аравии. По крайней мере, пока не сменится действующий саудовский король, который представляет лагерь старой арабской элиты, достаточно консервативной по отношению к Израилю. Король Салман хочет остаться в истории арабской улицы и арабского мира как человек, который не предал свою солидарность с палестинским народом, как один из величайших лидеров арабской уммы.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

30.12.2021