Виктор Михин

СУДЬБА СИРИИ НЕОТДЕЛИМА ОТ ЛАГ

Алжир примет у себя очередную встречу на высшем уровне арабских государств в марте следующего года, и, пожалуй, самым важным пунктом повестки дня будет возвращение Сирии в Лигу арабских государств (ЛАГ). Членство Сирийской Арабской Республики (САР) было приостановлено на встрече арабских государств на высшем уровне в Дохе (Катар) в 2012 году. Оглядываясь назад, можно сказать, что это было поспешное и мало продуманное решение арабских правительств в разгар того, что сейчас обычно называют “арабской весной”, и оно, отнюдь, не послужило интересам арабских стран. Что еще хуже, саммит в Дохе также принял довольно странное решение, вопреки Уставу ЛАГ, разрешить “сирийской оппозиции” занимать место сирийского правительства на заседаниях этого высшего для всех арабских стран форума. Интересно, а какую же страну представляла и представляет эта «оппозиция», руководство которой и большинство членов находились за границей, финансировались и плясали под дудку монархических режимов Персидского залива и стран Запада, руководство которых не испытывали дружеских чувств к сирийскому народу и его проблемам?

В то время Арабский мир находился в эпицентре бурной волны смены режимов во многих арабских республиках. Эти изменения должны были произойти в результате какого-то странного союза между иностранными и региональными правительствами, действующими с некоторыми арабскими монархиями, имеющими внутренние политические силы, происходящие из политического ислама и возглавляемые организацией «Братья-мусульмане» (запрещена в РФ). «Братство» сохранило свое название на родине (Египет) этого исламистского движения, но в Алжире, Тунисе, Ливии, Сирии и Йемене, оно имело разные и разнообразные обозначения. Однако свою суть «Братство» не меняло, и старалось возглавить исламистское движение, поставить ряд арабских стран под свой контроль.

Исторически и стратегически Сирия, независимо от различных правителей и правительств, действовавших в Дамаске, всегда была главной стабилизирующей силой в арабской политике и в защите арабских национальных интересов. Вместе с Египтом в разное время это было основой территориальной целостности арабских государств.

С египетской точки зрения стратегические границы Египта лежат на северных границах Сирии с Турцией и на восточных границах Сирии с Ираком. Возможно, этим объясняется тот факт, что, несмотря на выход Сирии из союза с Египтом в сентябре 1961 года – союз продолжался с февраля 1958 года до конца 1961 года, – две армии Египта были обозначены как вторая и третья армии, причем первая находилась в Сирии. Эти три армии вели совместную освободительную войну против Израиля в октябре 1973 года. Излишне говорить, что две египетские армии никогда бы не смогли штурмовать Суэцкий канал в 1973 году без участия Сирийской армии. То, как завершилась эта война, является полезным и своевременным напоминанием о стратегических издержках, связанных с разделением Египта и Сирии.

В период с 2012 по 2015 год Сирия стала призом, за обладание которым боролись конкурирующие международные, региональные и некоторые арабские монархии. Для держав, которые поддерживали режим президента Сирии Башара Асада, и тех, кто выступал против него, САР была полем битвы конкурирующих и диаметрально противоположных стратегических интересов. Три региональные державы, которые всегда пытались ослабить Сирию, а именно Израиль, Турция и Иран, все извлекли выгоду из борьбы за Сирию. Иранцы укрепили свое присутствие в самом сердце Ближнего Востока, значительно повысив свои ставки и шансы в борьбе против Израиля. Кроме того, сделавшись почти соседом Египта, иранцы заставили и Египет, некогда лидера всего Арабского мира, считаться со своими интересами. Турция, благодаря своей политике “нулевых проблем” с Сирией и другими странами Ближнего Востока, проводимой до «арабской весны», стала активным каналом поставок оружия и помощи сирийским «Братьям-мусульманам» и другим исламистским группировкам, сражающимся во имя ислама, для свержения законного режима Асада. Что касается израильтян, то, руководствуясь неуловимым принципом некой самообороны, они превратили Сирию в прямой театр военных действий с иранцами и другими арабскими ополченцами, которые пришли защищать законное сирийское правительство и право сирийцев жить свободно по своим законам. Конечно, израильтяне, пользуясь своим превосходством в военной силе, нагло нарушая все международные законы, безнаказанно бомбят сирийскую территорию, включая столицу – город Дамаск, в ходе который гибнуть мирные сирийцы. Нынешние правители Израиля совершенно не думают о том, что может наступить момент, когда и сирийцы смогут отомстить и также бомбить израильскую территорию. В жизни, как говорится, все течет, все меняется.

США безапелляционно заявляют, что их присутствие в Сирии, с одной стороны, является «законным» и служит неким отпором России, которая имеет в этой стране единственную военную базу на Ближнем Востоке. С другой стороны, для американцев Сирия стала страной не только конфронтации, но и способом, после позорного бегства из Афганистана, закрепления своего все уменьшающегося присутствия на Ближнем Востоке. Ирония заключается в том, что Вашингтонская администрация лукаво пытается оправдать свое пребывание в Сирии тем, что она якобы борется с терроризмом и террористическими группами, кладя на алтарь «демократии и свободы» финансы и жизни американских солдат. Некоторые арабские монархии Персидского залива, желая оправдать свое возмутительное и вопиющее вмешательство в дела суверенной Сирии, также пытаются идти по следам Вашингтона, заявляя, что они тоже защищают «демократию и права человека». Правда, этим режимам следует в первую очередь навести истинную демократию и свободу в своих монархиях.

С 2012 по 2017 год ненадолго объединившаяся сирийская оппозиция распалась на различные политические группировки, каждая из которых была передана либо иностранной или региональной державе, либо арабской монархии. Сегодня нет надежной сирийской оппозиции, которая могла бы эффективно сотрудничать с правительством в Дамаске и международным сообществом для выполнения резолюции 2254 Совета Безопасности ООН от декабря 2015 года. Именно она стала принятой дорожной картой “демократического перехода” в Сирии с единственной целью положить конец различным конфликтам на сирийской территории, принести мир и благоденствие на истерзанную сирийскую землю.

Борьба за Сирию с применением силы, независимо от заявленных политических и идеологических оправданий, была отличительной чертой последнего десятилетия, но сегодня она, по всей видимости, подходит к концу. За последний год произошла резкая смена позиций заинтересованных сторон, особенно в большинстве арабских стран. ОАЭ и Иордания сделали первые шаги в этом направлении, когда Эмираты вновь открыли свое посольство в Дамаске и направили своего министра иностранных дел на встречу с президентом Асадом в начале этого года. Король Иордании Абдалла также разговаривал по телефону с президентом Асадом. Директор разведывательных служб Саудовской Аравии встретился со своим сирийским коллегой в прошлом месяце в Каире на полях встречи, организованной директорами различных арабских разведывательных служб. Египет заявил, что он выступает за восстановление прав законного правительства Дамаска в Лиге арабских государств. Это было бы событием, которое восстановило бы определенный баланс сил не только в ЛАГ, но и, что более важно, в Арабском мире в целом.

Арабская политика и судьбы стран на преображенном Ближнем Востоке выиграют от того, что Сирия вернет себе место в ЛАГ. Многие дипломаты и политики сомневаются, что изгнание Дамаска за последние девять лет послужило интересам Арабского мира.  Ослабленная Сирия не помогла ни одному арабскому делу или интересу. Напротив, это привело к дальнейшей дестабилизации баланса сил между арабскими странами и тремя региональными державами — Израилем, Турцией и Ираном. Усиление саудовско-иранской конфронтации является лишь одним из примеров в этом отношении. Если следующий саммит арабских государств в Алжире отменит принятое в 2012 году позорное решение о выходе Сирии из Лиги арабских государств, то это приведет к столь необходимому завершению несчастливой и дестабилизирующей “арабской весны». Возвращение САР в лоно арабских государств станет поворотным моментом на Ближнем Востоке, который будет способствовать новой расстановке арабских сил по отношению к трем вышеупомянутым региональным державам. Сирийцы, как и арабы в других странах Арабского мира, нуждаются в подобной перестройке для защиты своих национальных интересов в ожесточенной и беспощадной борьбе за власть на Ближнем Востоке, установление мира и благоденствия в этом весьма турбулентном регионе земного шара.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

17.12.2021