Виктор Михин

СУДАН: ТРУДНЫЙ И СЛОЖНЫЙ ЭТАП ИСТОРИИ

Освобожденный из-под домашнего ареста премьер-министр Судана Абдалла Хамдок и генерал-лейтенант Абдель Фаттах Аль-Бурхан подписали соглашение на публичной церемонии в президентском дворце в Хартуме, чтобы положить конец политическому кризису в стране, который длится уже месяц. В соответствии с соглашением, должность Хамдока на посту премьер-министра восстановлена. Политическое соглашение из 14 пунктов предусматривает строгое соблюдение  конституционной декларации страны 2019 года до внесения в нее поправок на основе консенсуса всех сил революции, освобождение всех министров и политиков, арестованных с 25 октября, формирование беспартийного технократического кабинета и проведение прозрачного расследования всех преступлений, связанных с убийствами. «Мы будем работать над созданием прочной демократической системы для Судана», — сказал Хамдок. Тем временем генерал-лейтенант Аль-Бурхан поклялся «сохранить переходный период и пощадить кровь суданского народа».

Однако основной гражданский блок, возглавивший протесты против прежнего суданского президента Омара Аль-Башира и подписавший соглашение о разделе власти в 2019 году с военными, отклонил это соглашение. «Мы подтверждаем нашу четкую и ранее заявленную позицию о том, что для переворота не существует ни переговоров, ни партнерства, ни легитимности», — говорится в заявлении основной фракции «Силы за свободу и перемены». Суданские силы безопасности применили слезоточивый газ по сотням протестующих, которые протестовали против военного переворота в прошлом месяце и последовавших за ним репрессий, в результате которых погибло более 40 человек.

Египет, встревоженный ситуацией в Судане, одним из первых приветствовал это соглашение и высоко оценил “мудрость и чувство ответственности, проявленные суданскими сторонами в целях достижения соглашения, обеспечивающего успех переходного периода в интересах высших интересов Судана”. В своем заявлении Министерство иностранных дел выразило надежду на то, что соглашение от 21 ноября станет “шагом на пути к достижению устойчивой стабильности в Судане и тем самым будет способствовать развитию и процветанию суданского народа”.

Соединенные Штаты, Великобритания, Норвегия, Европейский союз, Канада и Швейцария также приветствовали восстановление Хамдока и в совместном заявлении призвали освободить политических заключенных, задержанных в последнее время. Организация Объединенных Наций со своей стороны также приветствовала эту сделку.

Но достигнутое соглашение является лишь первым шагом на долгом пути вперед и отражает многочисленные трудности, с коими, как правило, сталкиваются страны этого региона после народного восстания, в результате которого смещается лидер, десятилетиями доминировавший на политической арене. Будь то в Египте, Ливии, Тунисе, Ираке, Сирии, Алжире или Йемене, на карту были поставлены не просто политические споры или разногласия по поводу демократических ценностей, но территориальная целостность и даже существование некоторых из этих государств. Серьезная угроза терроризма и политических групп, которые используют религию в качестве прикрытия для продвижения сектантских и фанатичных программ, еще больше осложняет усилия по построению стабильного и процветающего будущего для народов этого неспокойного региона.

И поэтому, как и в случае с другими странами в аналогичных обстоятельствах, единственным выходом из сложной реальности Судана является компромисс между различными ключевыми игроками и готовность разделить ответственность. При планировании будущего переходного периода соседним африканским странам и международным партнерам необходимо поддерживать суданские стороны не только для урегулирования разногласий, будь то между военными и гражданскими лидерами или между самими гражданскими сторонами, но и для решения многих проблем в области безопасности и экономики.

Судан уже прошел долгий путь по пути восстановления своего международного и регионального статуса. Соединенные Штаты, пытаясь подчинить Судан своей воли, демонстративно громко исключили это государство из списка стран, обвиняемых в поддержке терроризма. Тем самым была открыта дверь для успешных переговоров с находящимися в орбите США международными финансовыми институтами о предоставлении Судану средств для облегчения бремени задолженности и столь необходимых финансов на цели развития. Нелишне напомнить, что именно этими финансовыми институтами Запада искусно была организована огромная задолженность Хартума, и теперь суданцам будет нелегко снять с себя эту финансовую петлю.

Судан находится в орбите западной экономики, что очень дорого обошлось большинству суданцев, которым необходимо было справиться с широкомасштабными программами экономических реформ, в результате которых повысились цены после девальвации суданского фунта. Частыми жалобами народа были нехватка продовольствия и перебои в подаче электроэнергии. Обеспечение основных потребностей суданцев и улучшение условий его жизни является главным приоритетом для нового переходного правительства во главе с Хамдоком, которое должно нанимать экспертов и технократов, а не делить должности между политическими фракциями.

Давние региональные недовольства в различных частях Судана являются еще одной серьезной проблемой, с которой сталкивается любое правительство в Хартуме, будь то военное или гражданское. Именно поэтому и Аль-Бурхан, и Хамдок подтвердили свою приверженность мирному соглашению в Джубе, подписанному различными повстанческими группами Дарфура и Восточного Судана. За этим должны последовать ощутимые шаги по интеграции всех вооруженных повстанческих групп в единую армию Судана для обеспечения безопасности и стабильности по всей стране.

По мнению политологов, перед Абдаллой Хамдоком, восстановленным премьер-министром Судана, стоят три ключевые задачи. Первая — обратиться к разъяренной суданской улице и попросить людей дать шанс политическому соглашению, которое он подписал совместно с Абдель Фаттахом Аль-Бурханом, главой суданского военного и Переходного суверенного совета. Вторая задача — сформировать новое правительство технократов, чтобы заменить правительство, которое Аль-Бурхан сверг во время событий 25 октября. В отличие от предыдущего правительства, Хамдоку придется избегать представителей политических партий в новом кабинете. Ему нужно правительство, способное работать сообща для решения острых экономических проблем Судана и улучшения низкого качества услуг, которые предыдущее правительство не смогло исправить.

Третья задача состоит в том, чтобы побудить международное сообщество, которое настаивало на возвращении Хамдока, продолжать подталкивать суданских военных к изменению курса и обеспечить возможную передачу власти. Хамдоку нужна международная поддержка, чтобы заставить Аль-Бурхана освободить всех политических заключенных, арестованных с начала демонстраций против декретов 25 октября, добиться, чтобы международные доноры восстановили пакеты экономической помощи и помогли Судану отойти от грани экономического коллапса.

Ни одна из этих задач не будет легкой. По словам Хамди Салаха и Мохаммеда Аль-Асбата, двух ведущих гражданских политических деятелей, сделка Хамдока с Аль-Бурханом — это не то, что улице будет легко проглотить. “Сделка придает законность указам от 25 октября”, — говорит Салах. По словам Аль-Асбата, это значительно не соответствует требованиям демонстрантов. Выступая в Хартуме, Тарек Саид, врач, участвовавший в демонстрациях против военных указов, сказал, что, хотя сделка, подписанная между Аль-Бурханом и Хамдоком, содержала возможность для главы вооруженных сил принять некоторые из его решений, которые “нарушили соглашение, подписанное им в 2019 году”, доверие к Хамдоку остается еще под вопросом. Аль-Бурхан, утверждал Саид, явно хотел исключить гражданских лиц из правительства, и теперь, “после того как улица его вынудила подчиниться международному давлению, несмотря на кровопролитие, ищет марионеточное правительство гражданских союзников”.

В то время как некоторые суданские политические партии отвергли сделку от 21 ноября и пообещали продолжить уличные протесты, Хамдок заявил, что согласился на сделку, чтобы предотвратить дальнейшее кровопролитие. Он, по мнению ряда политологов, заслуживает уважения за то, что занял такую позицию. “Суданская кровь драгоценна», — заявил он после сделки. “Давайте остановим кровопролитие и направим энергию молодежи на созидание и развитие». Отложив в сторону свою личную неприязнь после внезапного смещения с поста премьер-министра, Хамдок подчеркнул, что больше всего необходимо в Судане: “Взявшись за руки, мы все сможем достичь мирного берега”. Это единственный путь к осуществлению мечты о мирной революции в Судане почти три года назад: свобода, мир и справедливость.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала  «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

02.12.2021