Владимир Данилов

США НАЧАЛИ ОХОТУ НА НАСЛЕДНОГО ПРИНЦА САУДОВСКОЙ АРАВИИ?

В последнее время Соединенные Штаты через подручные СМИ, национальные спецслужбы и другие многочисленные возможности все чаще стали делать информационные вбросы с явной целью представить наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда в откровенно невыгодном свете.

О якобы причастности принца Мухаммеда к убийству оппозиционного саудовского журналиста Хашогги уже прозвучало в отчете Национальной разведки США. А сейчас ему припоминают это уже в рамках раскручиваемого британцами, явно по согласованию с Вашингтоном, другого скандала — с покупкой британского футбольного клуба Newcastle United, нового председателя которого — Ясира Аль Румайяна  обвиняют  в получении активов, изъятых в рамках борьбы с коррупцией. Причем, основным бенефициаром этой схемы называют наследного принца Саудовской Аравии, который якобы отдавал соответствующие распоряжения главе Государственного инвестиционного фонда страны (PIF), которым также является Ясир Аль Румайян.

В Британии пытаются объяснить интерес к схемам саудовского кронпринца из-за покупки Newcastle United Государственным инвестиционным фондом королевства и недовольства британцами этой сделкой, обвинив Эр-Рияд в целом комплексе нарушений прав человека. Однако, о не последней роли в раскручивании этого скандала именно США, свидетельствует хотя бы то, что к фанатам британского футбольного клуба, с просьбой помнить в решении вопроса с продажей клуба о принципах внутренней политики Эр-Рияда, обратилась именно жительница Сан-Франциско Аридж аль-Садхан.

Дополнительный импульс этому скандалу, опять же не без явного участия США, придало заседание, которое проводилось в Гражданском суде Канады, где были рассекречены  внутренние документы PIF, из которых следует, что Ясир Аль Румайян — лишь формальный управитель, в то время как реальным владельцем организации якобы является Мухаммед бин Салман.

Другим раскручиваемым Соединенными Штатами скандалом с главным виновником – наследным принцем Мухаммедом бин Салманом стало его обвинение в якобы желании убить прежнего саудовского короля Абдаллу ибн Абдул-Азиза Аль Сауда отравленным кольцом из России (причем, одно упоминание России инициаторами этого скандала явно планировалось сделать «вишенкой на торте» стратегов из Вашингтона). Детали этой информационной кампании достаточно подробно представил американский телеканал CBS и изложила The Washington Post, предоставив обвинения бывшего высокопоставленного офицера саудовской разведки Саада Аль Джабри. Об Аль Джабри известно, что он был советником другого саудовского принца Мухаммеда бин Наифа, руководившего борьбой с «Аль-Каидой» (террористическое формирование, запрещенное в РФ) в Саудовской Аравии в начале 2000-х и являющегося основным конкурентом на саудовский престол наследного принца Мухаммеда бин Салмана. Именно Аль Джабри был главным звеном в контактах между разведкой Саудовской Аравии со службами США, Канады, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, поэтому не вызывает удивление использование американскими спецслужбами именно его в раскручивании этого очередного скандала в отношении Мухаммеда бин Салмана.

На попытку Аль Джабри ударить по репутации кронпринца уже отреагировало саудовское посольство в США, заявившее, что бывший помощник министра внутренних дел нечист на руку, в связи с чем его высказывания вряд ли могут пользоваться общественным доверием. «Саад Аль Джабри – дискредитированный бывший правительственный чиновник, имеющий длительный опыт фабрикации и создания отвлекающих факторов для сокрытия совершенных им финансовых преступлений, ущерб от которых составляет миллиарды долларов», – заявила дипломатическая миссия королевства.

Естественно возникает вопрос: почему столь яростно в последнее время администрация Байдена набросилась на наследного принца?

В своей стратегии обуздать непокорные государства, 46-ой президент США Джо Байден решил начать с демонстративного приручения одного из наиболее молодых и непокорных Вашингтону арабских представителей — кронпринца Саудовской Аравии Мохаммеда бин Салмана, пытающегося вести независимую, в том числе и от США, политику королевства. Именно он в последние годы стал проявлять «неуемную прыткость» в кардинальном изменении сложившегося десятилетиями архаичного и коррумпированного уклада жизни саудовского общества, который весьма устраивал США. Став инициатором «саудовской перестройки», Мухаммед бин Салман развил бурную деятельность внутри и за пределами королевства, стал внедрять различные реформы, ставшие частью «шоковой терапии», о смысле которых в феврале 2018 года он сам рассказал в интервью газете The Washington Post. За пределами Саудовской Аравии молодой наследник саудовского престола уже стал пользоваться значительным авторитетом, в том числе и за счёт выданных со  стороны России и Китая кредитов доверия на самом высоком политическом уровне, что весьма ревностно воспринято администрацией Байдена.

Понимая, какую угрозу для «благосостояния» нынешней администрации США может представить Мухаммед бин Салман, Джо Байден решил «сломать карту» и с первых же дней своей официальной деятельности в качестве президента США стал демонстрировать намерение удалить кронпринца Мухаммеда от активных контактов с Белым домом.  Кроме того, сценарий, когда саудиты начинают покупать оружие у России и Китая, а также заводить дружбу с Хезбаллой и Ираном, в Вашингтоне и Тель-Авиве вряд ли кому-то сильно импонирует.

И в этой связи, учитывая весьма сложную ситуацию в высших саудовских кругах в борьбе за престол, Вашингтон надеется использовать этот фактор в «обуздании» Мухаммеда бин Салмана.  Многие представители правящей династии в Саудовской Аравии, в которую входит около 25 тысяч человек (из них около двухсот — принцы), негативно относятся к Мухаммеду бин Салману. Отношения обострились с тех пор, как 35-летний принц заявил о своих претензиях на власть в 2017 году. Дело в том, что наследный принц Мухаммад ибн Салман, хотя и считается «серым кардиналом» и настоящим правителем Саудовской Аравии, публично во многом зависит от своего отца. Стоит убрать короля Салмана, и на Мухаммеда накинутся все обиженные родственники, алчущие продвинуть свой клан как можно выше.

Нельзя также забывать, что еще в 2018 году ряд членов королевской семьи Саудовской Аравии выступили против того, чтобы принц Мухаммед бен Сальман Аль Сауд стал наследником трона и собирались лишить принца престола при участии США, по весьма радующей Вашингтон причине – «проявлении принцем слишком явного интереса к закупке российского вооружения, в том числе С-400». Если верить источникам Reuters и других СМИ США, противостоять принцу планировали тогда «десятки принцев и двоюродных братьев». Некоторые из аналитиков, в том числе Центрального разведывательного управления, считают, что одним из саудовских принцев, которого Мухаммеду бин Салману следует особо опасаться, является принц Мухаммед бин Наиф, являвшийся фаворитом ЦРУ на протяжении многих лет. В 2017 году Мухаммед бин Салман арестовал Наифа и заставил передать титул наследного принца.  Что же касается самого Вашингтона, то уже в 2018 году он весьма предметно рассматривал еще одного кандидата на саудовский престол в противовес наследному принцу — это единственный брат короля Сальмана, принц Ахмед, к которому лояльны и те члены королевской семьи, что готовы стать оппозицией.

Еще в январе текущего года аналитик по безопасности и военному делу Джонатан Бродер в своей статье для SpyTalk рассказал о своем опросе бывших экспертов ЦРУ, которые десятилетиями работали в Западной Азии, поддержит ли правительство Байдена возможный заговор против Мухаммеда бин Салмана. Агент ЦРУ Дуглас Лондон, деятельность которого в течение 34 лет была связана с этим регионом, допускает вероятность «жесткого» сценария США по смене власти в саудовском королевстве.

Бывший агент ЦРУ Брюс Ридель, ныне эксперт по Ближнему Востоку Брукингского института в Вашингтонском исследовательском центре, в начале 2021 годы утверждал, что ситуация с «устранением» Мухаммеда бин Салмана может развиваться по двум сценариям. Согласно первому, Байден может попытаться найти способ убедить короля Салмана в том, что поведение принца подорвало репутацию монаршей семьи до такой степени, что положению Саудовской Аравии во внешней политике был нанесен серьезный ущерб. Вторым вариантом Ридель назвал убийство, уточнив, что саудовские диссиденты вполне могут захотеть убить Мухаммеда бин Салмана при поддержке США.

Однако, если перевороту и суждено произойти, то его организация окажется весьма непростым делом — как для саудитов, так и для американских спецслужб. Джеймс Клэппер, бывший глава Управления военной разведки, который также занимал должность директора национальной разведки при администрации Обамы, считает, что все будет зависеть от ряда факторов — например, от того, какие принцы соберутся участвовать в заговоре. Некоторые из них более влиятельны, чем другие, поэтому если ЦРУ решит помочь в перевороте, важно выбрать того, кто будет «лучшим эмиссаром США».

А вот глава отдела международных отношений Школы управления и государственной службы Техасского университета Грегори Гауз считает, что  куда более рациональным решением для администрации Байдена могло бы стать соглашение с наследным принцем, а не его устранение.

Владимир Данилов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

01.11.2021