Владимир Данилов

РАЗРЫВ ВАШИНГТОНА С ЭР-РИЯДОМ СТАНОВИТСЯ ВСЁ ГЛУБЖЕ

С приходом Джо Байдена в Белый дом, в отношениях США-Саудовская Аравия вновь вышли на передний план сразу несколько раздражителей. Саудовская сторона недовольна намерением президента Байдена вернуться к Совместному всеобъемлющему плану действий в отношениях с Ираном, а также отказом США видеть в хуситском движении в Йемене «террористическую организацию». Особое беспокойство вызвало и неоднократно выражавшееся администрацией Байдена желание вернуть в сферу двусторонних связей не поднимавшийся при Дональде Трампе вопрос о нарушении прав человека. Не прошла для Эр-Рияда незамеченной и глобальная критика Вашингтоном продажи западными державами оружия Саудовской Аравии для продолжения войны в Йемене, намерение американских властей пересмотреть свои оружейные сделки с арабской монархией.

Кроме того, весной этого года в Вашингтоне объявили о начале вывода комплексов ПВО/ПРО Patriot и THAAD с Ближнего Востока, в том числе и с территории Саудовской Аравии, являющейся союзником США в противостоянии Ирану. Этот шаг весьма болезненно был воспринят в Эр-Рияде, так как он значительно подрывает безопасность саудовского королевства перед лицом непрекращающихся ракетных обстрелов со стороны хуситов и Ирана. В Пентагоне этот вывод американских зенитных систем объяснили якобы их «ограниченным количеством» и необходимостью применения в других регионах, в частности против Китая и Северной Кореи. Однако саудовские эксперты не исключают, что одной из весьма веских причин для такого шага Вашингтона стала явная невозможность комплексов Patriot бороться с беспилотниками и в этих условиях США просто боятся потерять международный авторитет из-за свидетельств неспособности созданной ими системы ПВО обеспечить защиту от ракет и беспилотников, обстреливающих объекты саудовской инфраструктуры. Поэтому на днях саудовский принц Турки аль-Фейсал прямо указал Соединенным Штатам, что, для доказательства прежней дружбы с Саудовской Аравией, Вашингтону просто необходимо прекратить вывод из королевства комплексов ПВО Patriot.

Нельзя исключить, что, на фоне компрометации американцев в Афганистане, объем закупок оружия у США снизится. Это может стать одним из симптомов распада прежнего «Пакс Американа», пишет польское издание Defence 24.

Указанные обстоятельства, а также ряд других сложностей в отношениях с Вашингтоном  в последний период, подтолкнули ближневосточное королевство к мысли о диверсификации военного сотрудничества и своих военных закупок. Поэтому не удивительно, что Саудовская Аравия обратила пристальный взгляд на Россию с хорошо известными во всем мире ее прекрасными образцами вооружения, уже доказавшими свое преимущество в ходе боевых действий в Сирии.

Желая преодолеть полную зависимость от систем американских вооружений, Эр-Рияд уже в 2020 году начал договариваться с Москвой о возможной поставке ЗРК С-400. После атак на саудовские объекты, в ближневосточном королевстве стало очевидно, что американские системы несовершенны и американцы не готовы защищать своих союзников. Поэтому Саудовская Аравия стала всерьез присматриваться к российским оборонительным и ударным системам: зенитным ракетным комплексам С-400, тяжелым огнеметным системам ТОС-1А «Солнцепек», многоцелевым истребителям Су-35, оперативно-тактическим ракетным комплексам «Искандер-Э».

Отношения России и Саудовской Аравии ранее не отличались особой теплотой и взаимным доверием. Однако в последнее время сторонам удалось сделать шаг навстречу друг другу, а также заново оценить взаимные интересы. Несмотря на недовольство саудитов развивающимся сотрудничеством Москвы и Тегерана, который в королевстве считают главным источником угрозы, тем не менее, глубокие региональные проблемы с соседями, в том числе с Ираном и Катаром, а также растущая критика действий в отношении Саудовской Аравии традиционных западных союзников, подтолкнули ближневосточное королевство к сотрудничеству с Россией. Официально сближение России и Саудовской Аравии объяснил министр информации королевства Авад бен Салех аль-Авад, заявив, что Эр-Рияд стремится «диверсифицировать свои внешнеполитические и внешнеэкономические связи, это необходимо для реализации стратегической программы развития «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030». И действительно, недавние визиты российского президента В.Путина в Эр-Рияд, а также саудовских принцев и короля в Москву, участие внушительной саудовской делегации 23 августа в подмосковной Кубинке на военно-техническом форуме Армия-2021 активизировали бизнес-контакты и военное сотрудничество между двумя странами. Нельзя также забывать, что Россия важна для королевства и с точки зрения развития ядерной энергетики: саудовские власти ранее уже заявляли о планах построить на территории государства несколько десятков атомных электростанций и Москву тоже хотели бы подключить к этим проектам.

Взгляды двух стран совпадают по многим вопросам. Так, например, Россия и Саудовская Аравия считают, что государство Палестина должно быть создано в границах 1967 года по итогам палестино-израильских переговоров при участии международных посредников. Помимо этого, совпадают взгляды Саудовской Аравии и России на происходящее в Египте: стороны поддерживают президента Абдель Фаттаха ас-Сиси, считая исламистскую организацию «Братья-мусульмане» террористической. Еще одной причиной столь быстрого сближения двух стран является резкое падение цен на нефть в конце 2014 года – начале 2015-го. Москва и Эр-Рияд столкнулись с похожими экономическими проблемами: дефицит бюджета, диверсификация экономики, снижение ее зависимости от экспорта нефти. Однако Россия и Саудовская Аравия заинтересованы в сохранении высоких цен на энергоресурсы, учитывая, что совместно они обеспечивают 25% мировой добычи нефти. В 2016 году странам удалось заключить соглашения о снижении добычи черного золота между ОПЕК и независимыми странами-производителями.

Американские журналисты ревностно отнеслись к тому, что власти Саудовской Аравии пошли на прямой контакт с Россией в вопросах сотрудничества в военной сфере. Так, явно отражая мнение нынешних американских властей, издание Breaking Defense пишет о том, что соглашение между РФ и саудовской монархией однозначно свидетельствует о готовности последней выйти за сложившиеся рамки военного партнёрства с Соединёнными Штатами и давней сконцентрированности на Вашингтоне.

В указанных условиях и явно опасаясь такого российско-саудовского сближения, США выступили с призывом к Эр-Рияду и другим своим союзникам избегать крупных сделок с Россией в оборонной сфере, комментируя подписание соглашения о военном сотрудничестве между Россией и Саудовской Аравией. Кроме того, явно демонстрируя Эр-Рияду свое неприятие в демонстрации королевством сближения с Россией, Министр обороны США Ллойд Остин отложил запланированный на август визит в Саудовскую Аравию под откровенно надуманным предлогом якобы «наличия проблем со своим расписанием».

В целом же, с приходим Байдена к власти, основные задачи США на саудовском треке ближневосточной политики обозначались следующим образом: минимизировать прямое участие в делах региона, сохранив максимум влияния, снизить зависимость от Эр-Рияда, удержав королевство в своей орбите, и не позволив сблизиться с РФ и КНР. Байден строго следует своему предвыборному обещанию – обращаться с КСА «как с парией». Демократическая администрация понизила уровень контактов с принцем бин Салманом, а также ввела санкции против людей и организаций из его ближайшего окружения. При этом в Вашингтоне полагают, что такая политика, помимо прочего, способна усилить оппозицию бин Салману.

Однако указанные шаги Вашингтона лишь сильнее толкают Саудовскую Аравию к укреплению и расширению связей с Россией. Что же касается обещания Байдена «превратить Саудовскую Аравию в парию», то даже британское издание The Economist  выражает сомнение в выполнении этого американским президентом, так как США по-прежнему зависят от Эр-Рияда как в нефтяных вопросах, так и с точки зрения своих стратегических интересов в регионе. Поэтому Белому дому придется вести такую политику, которая бы предотвращала неприятные Вашингтону «порывы» Саудовской Аравии, одновременно развеивая «ее худшие опасения».

Владимир Данилов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

16.09.2021