Валерий Куликов

ВОЗМОЖНО ЛИ ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ ШЕСТИЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ В ЙЕМЕНЕ?

Продолжающаяся уже шестой год война в Йемене остается важным элементом масштабного ближневосточного конфликта, в частности, противостояния между Ираном с шиитской «Осью сопротивления» и саудовской коалицией, которую опосредованно поддерживают США и Израиль. Этот конфликт уже привел к возникновению крупнейшего гуманитарного кризиса в мире. По данным ООН, свыше 24 млн йеменцев — примерно 80% населения страны — нуждаются в гуманитарной помощи, а число внутренне перемещенных лиц превышает 3 млн.

Как сообщила пресс-служба правительственных сил, движение хуситов «Ансар Аллах» только за минувшие полгода потеряло свыше 25 тыс. своих сторонников и лишилось около 4 тыс. боевых машин в боях в центральной части страны, в частности, в результате вооруженных столкновений в Марибе, продолжавшихся с февраля по май с.г. Несмотря на то, что хуситами были заняты различные населенные пункты и существенные территории в Марибе и Аль-Джавфе, они так и не смогли взять административный центр провинции, установить контроль над двумя основными дорогами и обеспечить продвижение к нефтяным полям в Марибе, в значительной степени обеспечивающим бюджет правительства Хади. В итоге наступательная операция «Ансар Аллах» уже в марте-апреле превратилась в позиционную борьбу на истощение в горной и холмистой местности, а попытки за счет легкой пехоты совершить обход основной группировки хадистов через пустыню в провинции Аль-Джавф были купированы резервами, переброшенными из Саудовской Аравии и центральных районов Йемена. В результате фронт огромной дугой протянулся к северу от Мариба далеко на восток, но хуситы так и не смогли нащупать в нем слабину, прорваться к ключевой трассе снабжения марибской группировки и получить оперативный перевес.

Относительные неудачи хуситов в определенной степени обусловлены нехваткой тяжелого вооружения, полным господством противника в воздухе, наличием у него резервов, переброшенных из других провинций Йемена. Ресурсы хуситов достаточно ограничены, а локальный контрудар хадистов, вызвавший оперативный кризис, вынудил командование «Ансар Аллах» снижать нагрузку на наступление в Марибе.

В правительственной армии связывают активизацию движения «Ансар Аллах» напрямую с распоряжением иранского военного руководства, причем увязывают ухудшение ситуации с избранием в Иране нового президента.

Ситуация в стране усугубляется также и тем, что правительственные войска при поддержке Саудовской Аравии возобновили столкновения с еще одной силой – сепаратистами из Южного переходного совета (ЮПС), которых поддерживают Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и между которыми некоторое время назад была заключена мирная сделка.  Однако необходимо отметить, что в последнее время ОАЭ снизили интенсивность своего участия в войне, сосредоточившись на вопросах аннексии Сокотры, раздела власти с хадистами и поддержки сепаратистских тенденций в Южном Йемене.

Недавно ООН и США попытались активизировать усилия по достижению перемирия между враждующими сторонами йеменского конфликта. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш назначил шведского дипломата Ганса Грюндберга своим спецпосланником по Йемену. Ганс Грюндберг уже занимал эту должность с 2018 года, в мае он был назначен заместителем генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам и главой Управления по координации гуманитарных вопросов. Правительство Йемена приветствует это назначение, выразив надежду на то, что опыт Грюндберга «поможет достижению всеобъемлющего режима прекращения огня в стране на основе международного консенсуса о необходимости скорейшей остановки военных действий и достижения политического урегулирования».

Что же касается шиитского мятежного движения «Ансар Аллах» (хуситы), то глава его делегации на переговорах Мухаммед Абдель Салям 8 августа заявил, что назначение Г. Грюндберга не имеет никакого смысла, как и какой-либо мирный диалог, до тех пор, пока не будет прекращена агрессия и снята блокада. В целом же, отношение хуситов к посреднической роли ООН весьма сдержанное, что отражает давние тенденции, связанные с ослаблением влияния данной организации на ключевые мировые события. Применительно к войне в Йемене, единственное реально действующие соглашение, заключенное при посредничестве ООН в Стокгольме и обязывающее стороны конфликта соблюдать перемирие в районе порта Ходейды (через который в Йемен поступают значительные объемы международной гуманитарной помощи), регулярно нарушается обеими сторонами на фоне попыток ООН призвать к прекращению этих нарушений.

В июне спецпосланник США по Йемену Тим Лендеркинг заявил, что его страна признала легитимность хуситского движения «Ансар Аллах» в Республике, о чем сообщило Al-Mayadeen.  При этом американский спецпосланник отметил также  успехи, достигнутые повстанцами в ходе вооруженного конфликта, и подчеркнул, что разрешить кризис в стране без диалога с ними невозможно. Тем не менее, он призвал международное сообщество оказать давление на движение хуситов, чтобы оно прекратило атаки на город Мариб, являющийся одним из последних оплотов законного правительства в Йемене. Спецпосланник США также выразил удовлетворение в связи с соглашением между законным йеменским руководством и Южным переходным советом (ЮПС), который поддерживают ОАЭ, о возвращении бывшего правительства во временную столицу — Аден.

Как отмечает турецкое издание «Anadolu», признание американской администрацией хуситов в качестве «легитимного игрока» — не что иное, как признание хуситов победителем в йеменской войне, а также умеренный сигнал в адрес Ирана в  преддверии ядерной сделки. Издание также подчеркивает, что, по сути, йеменская война была «попыткой пиара», в результате которой саудовский наследный принц должен был в скором времени вступить в йеменскую столицу в качестве «завоевателя» и благодаря этому успеху получить саудовский престол. Однако за прошедшие годы саудиты, несмотря на потраченные военные, экономические, дипломатические усилия, не добились своих целей. Сегодня поддерживаемые Ираном хуситы контролируют значительную часть страны и расширяют зону доминирования.

Что же касается перспектив урегулирования йеменского конфликта, то отчетливо прослеживается зависимость Саудовской Аравии от позиции США, а также движения «Ансар Аллах» от иранской военно-политической помощи, что ставит конфликт в Йемене под влияние уровня эскалации американо-иранских отношений. Он регулируется как прогрессом, достигнутым на переговорах, так и актами продолжающейся гибридной войны, когда стороны наносят удары по силам оппонентов на территории третьих стран или в международных территориальных водах, в частности в форме «танкерной войны».

Сегодня для конфликтующих сторон стало очевидно, что военного решения у конфликта нет из-за недостаточности сил, чтобы добиться полной военной победы над оппонентами. Конфликт в значительной степени вернулся в позиционную фазу. В то же время, противостояние остается интернационализированным, а цели его участников могут расходиться, даже когда они находятся в одной коалиции. В значительной степени это по-прежнему гибридная война Саудовской Аравии с Ираном за контроль над Йеменом, хотя в ней прямо или косвенно и участвуют другие страны.

Дипломатическая же безрезультативность обуславливается разными устремлениями сторон и низкой склонностью к компромиссу. Международные структуры плывут по течению и крайне пассивно воздействуют на ситуацию, в связи с чем скорого завершения Йеменской войны вряд ли стоит ожидать.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

26.08.2021