Владимир Платов

К ЧЕМУ ВЕДЁТ ДРЕССИРОВКА БАЙДЕНОМ ЭР-РИЯДА?

На фоне публичной порки американским президентом Байденом саудовского наследного принца Мухаммеда бин Салмана Вашингтон в последние недели активно стремился использовать Эр-Рияд в выгодной для себя игре с Ираном. Для смягчения своих санкций и развития контакта с Тегераном Белый дом дал соответствующее указание своему саудовскому стратегическому партнеру по смягчению подхода Эр-Рияда к выстраиванию новых отношений с Ираном.

Саудовская Аравия и Иран — два могущественных соседа, приверженных двум разным течениям в исламе (Иран преимущественно состоит из шиитов, а Саудовская Аравия считается лидером суннитского ислама). Уже не одно десятилетие они ведут борьбу за превосходство в регионе, где большинство населения — сунниты или шииты — считают своим духовным ориентиром либо Эр-Рияд, либо Тегеран.

Отношения между Саудовской Аравией и Ираном особенно обострились в последние 15 лет. В определенной степени это произошло после 2003 года, когда коалиция во главе с США свергла суннитского лидера Ирака Саддама Хусейна, после чего в этой весьма важной региональной стране значительно ослабло противостояние влиянию Ирана, которое с того времени там неуклонно растет. Прокатившаяся в 2011 году по региону волна протестов, получивших название «арабская весна», была использована Ираном и Саудовской Аравией для продвижения своего влияния, в частности, в Сирии, Бахрейне и Йемене, что еще больше усилило взаимную неприязнь.

В 2016 году, после казни в Саудовской Аравии известного шиитского проповедника шейха Нимра ан-Нимра и сорока шести представителей шиитского меньшинства, обвиненных в причастности к терроризму, и последовавших за этим антисаудовских заявлений Тегерана, а также нападения на саудовское посольство в Иране, Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с Ираном. Из солидарности дипотношения с Ираном прекратили также Бахрейн, Судан и Джибути.

В последние годы противостояние особенно обострилось из-за событий в Йемене, Сирии, взаимных обвинений в терроризме.

В результате на сегодняшний день среди региональных союзников Саудовской Аравии можно выделить суннитские страны — ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, а также Египет и Иорданию.

Союзником Ирана является правительство Сирии. В вооруженном противостоянии поддерживаемые Ираном группировки шиитов, в том числе группировка «Хезболла», также сыграли значительную роль в борьбе с противостоящими Ирану силами, преимущественно суннитской оппозицией в отдельных странах, и с Израилем. Иракское правительство, состоящее в основном из шиитов, также является близким союзником Ирана, хотя, как ни парадоксально, оно и поддерживает тесные связи с Вашингтоном.

Поэтому не удивительно, что в стремлении завязать новую ближневосточную игру с участием Саудовской Аравии и Ирана Белым домом был выбран именно Ирак.

9 апреля именно в Багдаде состоялись прямые переговоры делегаций Саудовской Аравии и Ирана, ставшие результатом посреднической миссии премьер-министра Ирака Мустафы аль-Казими. Естественно, главным обсуждаемым вопросом стал конфликт в Йемене, превратившийся в крупнейшую гуманитарную катастрофу XXI века, в котором Эр-Рияд и Тегеран поддерживают противоположные стороны. Саудовская Аравия ищет пути прекращения войны, которая представляет угрозу безопасности королевства, стремится остановить наступление шиитских боевиков в провинции Мариб, добиться возобновления работы порта Худейда (через него в Йемен поступает значительная часть гуманитарной помощи), а также положить конец ударам ракет и БПЛА хуситов по территории королевства. Хотя стороны и признали, что сам факт проведения встречи стал значительным положительным сдвигом в двусторонних отношениях, тем не менее, по утверждению иранских СМИ, делегация Исламской республики заняла жесткую позицию, предложив Саудовской Аравии вести переговоры не с Ираном, а с руководством хуситов.

О своей готовности к диалогу с Саудовской Аравией при наличии ответных сигналов со стороны Эр-Рияда ещё в июле 2019 года заявил министр иностранных дел Ирана  Мохаммад Джавад Зариф. Однако с того времени отношения между двумя геополитическими противниками только обострялись, особенно после серии инцидентов с танкерами в районе Персидского залива. Кульминацией двусторонней напряжённости стала воздушная атака 14 сентября 2019 года против нефтяных объектов на саудовской территории, в осуществлении которой Эр-Рияд и Вашингтон обвинили Тегеран.

Говоря о последних контактах в Ираке, первой о которых сообщила британская Financial Times, официальный представитель Министерства иностранных дел Ирана Саид Хатибзаде 19 апреля вновь повторил, что Тегеран всегда приветствовал диалог с  Саудовской Аравией, тем не менее не подтвердив, но и не опровергнув появившиеся в западных СМИ сообщения о начале прямых переговоров в этом месяце между традиционными геополитическими соперниками на Ближнем Востоке. В то же время высокопоставленный иранский чиновник и два других дипломатических источника сообщили Reuters, что саудовские и иранские официальные лица провели переговоры в Ираке с  целью ослабить напряженность, поскольку Вашингтон работает над возрождением ядерной сделки 2015 года с Тегераном и прекращением войны в Йемене.

Однако разработанный Вашингтоном план «примирения Саудовской Аравии и Ирана» уже стал давать явный сбой. Причиной тому стало одобрение палатой представителей Конгресса США законопроекта, предполагающего ограничение продажи вооружений Саудовской Аравии. Эта законодательная инициатива стала ответом на убийство в 2018 году саудовского журналиста Джамаля Хашогги и будет действовать, пока президент США не сможет подтвердить, что королевство не занимается репрессиями и пытками диссидентов, а также произвольным задержанием людей.

Как результат этого — Саудовская Аравия уже стала отходить от миротворческих действий в отношении Ирана и призвала международное сообщество усилить меры над контролем ситуации с тем, чтобы не допустить получение Ираном ядерного оружия. Однако переговорный процесс США и Ирана пока продвигается достаточно медленно. Камнем преткновения в нем оказались антииранские санкции: Тегеран требует полной отмены всех ограничительных мер, введенных Вашингтоном, в то время как США заявляют, что не готовы рассматривать рестрикции как инструмент для ведения переговоров. Эр-Рияд, со своей стороны, также выступает за возобновление «ядерной сделки», однако при условии, что в ней будут прописаны вопросы ракетной программы Ирана. Кроме того, саудовские власти призывают другие государства Персидского залива присоединиться к переговорному процессу.

Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

27.04.2021