Виктор Михин

ИРАК: В БАГДАДЕ НЕ ВСЁ СПОКОЙНО

В прошлом месяце премьер-министр Мустафа Аль-Кадими созвал конференцию, которая, по его словам, дала бы людям надежду в условиях «беспокойной» политической системы, сложившейся после вторжения США в 2003 году и свержения бывшего президента Саддама Хусейна. «Мы призываем все политические силы и партии отстаивать интересы страны, избегать жестких дискуссий и прекратить политическое очернение, чтобы подготовить почву для досрочных и успешных выборов», — сказал он. М. Аль-Кадими выразил надежду, что конференция соберет вместе представителей существующих политических партий и членов оппозиции. Он не раскрыл конкретную повестку дня конференции, видимо, поскольку и сам не знал ее, но сказал, что ожидает, что она положит конец противостоянию с Курдистаном и «сохранит территориальное единство Ирака».

Подобное предложение было сделано в то время, когда Ирак по-прежнему охвачен множеством различных кризисов, начиная от политических и религиозных беспорядков, народных протестов до ухудшения безопасности и пандемии коронавируса. М. Аль-Кадими сам пришел к власти после демонстраций, которые охватили многие части страны в начале октября 2019 года, вынудив его предшественника Аделя Абдель Махди уйти в отставку. Он пообещал реформировать недееспособное правительство Ирака и реструктурировать силы безопасности, обуздав не только своих противников, но и, прежде всего, тех, кто с оружием в руках нарушает основы общества. Премьер-министр также высказался за проведение досрочных выборов со свободным и справедливым голосованием, что является ключевым требованием протестующих против истеблишмента, которые обвиняют правящие политические фракции в фальсификации последних выборов в Ираке в 2018 году, чтобы обеспечить себе большинство мест в парламенте.

Базирующийся в Багдаде специальный представитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций по Ираку Джанин Хеннис-Плассхарт, которая считает, что страна находится как бы на перепутье и нуждается в решении своих проблем, также поддержала национальный диалог, чтобы объединить иракцев для составления дорожной карты к более инклюзивному, стабильному и процветающему Ираку. «Полный доступ ко всей информации, фактам и цифрам окажется ключевым моментом. Украшение витрин и демагогия только подпитывает гнев и негодование», — сказала она Совету Безопасности ООН.

Представители М. Аль-Кадими, которые начали кампанию в СМИ для проверки его предложения, сказали, что команда в его офисе разрабатывает план по созыву собрания, составлению повестки дня и списка участников. Одной из основных идей, пропагандируемых официальными лицами и чиновниками, является «новый общественно-политический договор», который должен быть принят участниками и вывести страну из политического тупика. В этой связи вызывает сомнение, что именно чиновники будут определять состав участников и повестку дня будущего общеиракского собрания. Но в данной ситуации, безусловно, необходимо чтобы кто-то проявил инициативу и начал диалог.

Многие из основных группировок Ирака выразили первоначальную поддержку предложению М. Аль-Кадими, а некоторые предложили провести переговоры под эгидой Организации Объединенных Наций. Муктада Аль-Садр, шиитский священнослужитель-популист, чей политический блок занимает большинство шиитских мест в парламенте, считает, что участие в диалоге должно исключить бывших членов саддамовской партии Баас. Со своей стороны, проиранские военизированные группировки, которые имеют политические фракции в парламенте, где они часто выступают против правительства, пока хранят молчание о планах по национальному диалогу. Критики, тем не менее, считают, что есть что-то «нереалистичное» в стремлении М. Аль-Кадими собрать за стол переговоров конкурирующих субъектов с такими несопоставимыми интересами и множеством сложных источников недовольства.

Действительно, пока в заявлениях премьер-министра отсутствуют детали и четкие цели, которые привели бы к значимым изменениям. Они выразили серьезные сомнения в том, что укоренившиеся правящие фракции будут готовы пойти на уступки для продвижения национального согласия.

Следует напомнить, что после падения режима Саддама Хусейна было предпринято несколько попыток примирения между соперничающими политическими группами, которые представляют собой различные сектантские и этнические общины Ирака, но ни одной из них не удалось добиться какого-либо прочного мира или стабильности. На протяжении многих лет некоторые международные НПО, которые работали в качестве координатора, но не обладавшие достоверной местной информацией, пытались во имя своих целей добиться примирения в Ираке, предлагая расширить рамки диалога на низовом и национальном уровнях. Эти группы также предоставили опыт и обучение по управлению конфликтами, решению местных проблем, содействию общественным обсуждениям и религиозному миротворчеству. Тем не менее, все усилия по национальному примирению, включая две встречи, организованные Лигой арабских государств, быстро превратились в беспорядок, обнажив не только глубокие политические разногласия, но и противоречивые взгляды «иностранных учителей» на Ирак.

С самого начала национальное примирение в Ираке означало разные вещи для разных групп. Для шиитов это означало прекращение убийств и других форм насилия, практикуемых недовольными суннитскими группами, в то время как для суннитов это означало справедливую сделку по разделению власти и богатства. Курды и другие этнические меньшинства стремились сбалансировать стремление к большей автономии с преимуществами пребывания в едином Ираке. Большинство иракцев стремилось к демократическому правительству, в котором политическая власть не была бы абсолютной.

Неудачное завершение всех предыдущих диалогов подчеркнуло сложность задачи в свете взаимного недоверия и высоких критериев, установленных соперничающими сторонами для заключения сделки о национальном примирении. Провал последовательных усилий по достижению прочного политического соглашения между иракцами о будущем их страны способствовал сохраняющемуся состоянию хаоса и тупику. В этой атмосфере замешательства и тревоги картина многочисленных конфликтов в Ираке более сложна, и есть основания полагать, что источники недоверия между общинами даже гораздо глубже, чем десять лет назад.

Видимо, чтобы национальный диалог увенчался успехом, участники должны решить основные проблемы, лежащие в основе общественного недовольства, и новые вызовы, которые нарастали с годами. Сегодня любой внутрииракский диалог должен затрагивать такие ключевые вопросы, как сектантство, коррупция, роль негосударственных субъектов, отношения между центральным правительством и Курдистаном, влияние Ирана на внутриполитическую жизнь, отношения с арабскими странами Персидского залива. Сектантство в политической системе Ирака после вторжения США в 2003 году стало доминирующей социальной силой, превзойдя власть и богатство в политике идентичности, став источником разделения и насилия. Повальная коррупция, по мнению самих иракцев, поразила страну, и сменявшие друг друга правительства не смогли положить конец этому явлению, которое отрицательно сказалось на функционировании государства, экономике и проблемах безопасности. Миллиарды долларов государственных денег были выведены из оборота различными политическими лидерами за счет резкого понижения условий жизни иракцев и ухудшения предоставления государственных услуг.

До сих пор М. Аль-Кадими не сдержал своего обещания взять под контроль государства все ополчения и их членов. Вполне понятно, что никакой диалог не будет эффективным, пока ополченцы не будут разоружены и нейтрализованы. Несмотря на репрессии, включая убийства и похищения, суннитские протестующие, возражающие против малой эффективности правительства, роли шиитских ополченцев и растущего влияния Ирана, по-прежнему активны, организуясь в различные политические партии и стремясь усилить свою роль в будущем страны.

Посредством диалога иракская политическая система должна послать этим протестующим четкий сигнал надежды, продемонстрировав, что для них есть место в национальной жизни. Правительству необходимо действовать сейчас, чтобы убедить молодых активистов, выступающих против истеблишмента, в том, что они могут заключить справедливую сделку в Ираке посредством политического процесса. В то время как участники диалога должны решать все эти проблемы, они должны также пересмотреть конституцию Ирака, которая показала огромные недостатки. Многие положения документа, который был разработан в первую очередь шиитскими и курдскими лидерами, согласован и ратифицирован в 2005 году, либо были отклонены, либо нарушены. Прошлые внутрииракские диалоги были в основном монологами, и для того, чтобы новый диалог увенчался успехом, участники должны погрузиться в новый дух открытости и попытаться преодолеть борьбу и разногласия последних 18 лет, основной причиной которых была ничем не спровоцированная агрессия Соединенных Штатов.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

13.04.2021