Виктор Михин

ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ В ПЛАНАХ ЭРДОГАНА

Судя по реакции арабских СМИ, шумиха вокруг восстановления теплых отношений между Турцией и странами Персидского залива постепенно идет на спад. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выразил “сожаление” по поводу того, что саудовские транспортные самолеты и шесть истребителей F-15 были направлены на Крит для участия в совместных учениях с ВВС Греции. Это произошло через несколько дней после того, как пресс-секретарь президента Ибрагим Калин сказал агентству Bloomberg, что «новая глава может быть открыта, новая страница может быть перевернута в отношениях с Египтом, а также со странами Персидского залива, чтобы помочь региональному миру и стабильности».

Резкое заявление Эрдогана дубайская газета «Al Bayan» прокомментировала также жестко, написав, что хорошо известное высокомерие турецкого президента возвращается, когда он пытается сказать большой стране, что она должна или не должна делать. С тех пор как саммит Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в Саудовской Аравии в январе положил конец бойкоту Катара его соседями, турецкие, катарские и мусульманские СМИ стали активно пропагандировать идею улучшения турецко-арабских отношений. Некоторые предположили, что Катар и другие сыграют роль посредника, чтобы вернуть турецко-саудовские отношения, по крайней мере, в нужное русло. Но неназванный саудовский источник сообщил газете «Arab News», что катарского посредничества с Турцией нет, а отношения между Анкарой и Эр-Риядом прямые. Это не полноценный дипломатический контакт, как утверждают их СМИ, а только на уровне разведки, отметил источник. Он подчеркнул, что саудовские власти не предприняли никаких действий, чтобы остановить народный бойкот турецких товаров, который привел к тому, что турецкий экспорт в королевство сократился более чем на 90%. По данным Главного статистического управления Саудовской Аравии, импорт Саудовской Аравии из Турции в декабре составил 50,6 миллиона саудовских риалов ($13,5 миллиона), что на 95% меньше, чем $1,02 миллиарда годом ранее. Тем временем товарооборот, например, между Саудовской Аравией и Египтом находится на подъеме, увеличившись с января 2020 года почти вдвое.

Следует отметить, что Каир открыто и активно поддерживает позицию государств Персидского залива в их противостоянии с Анкарой, с которой у Египта в последнее время резко ухудшились отношения. Большинство египтян, пишет газета «Al- Ahram», хорошо осведомлены о недобрых намерениях Эрдогана по отношению к их стране, и они не заботятся о примирении с Турцией, пока он остается у власти, потому что это было бы незаслуженной наградой для режима, который способствовал нестабильности в их стране. Многие считают, что турецкий режим должен заплатить за тысячи жизней египтян, погибших во время жестокой войны с терроризмом, которая идет с 2013 года и даже раньше, и в которой турецкий режим играет важную роль в подпитке, поддерживая и укрывая тех самых террористов, которые организовали теракты. На руках режима Эрдогана, продолжает газета, кровь тысяч египтян, ливийцев, сирийцев и иракцев, а также курдов. Это не говоря уже о тысячах членов турецкой оппозиции, которые были убиты или ранены во время его темного правления. Соответственно, египетская общественность не заинтересована в улучшении отношений с Турцией до тех пор, пока нынешний режим остается у власти. Планы Эрдогана также не учитывают контрстратегию египетского правительства, которая за последние семь лет включала в себя крупные экономические и военные реформы, в буквальном смысле этого слова катапультировавшие как египетскую армию, так и экономику на новый высокий уровень.

Кроме того, Египет, который в данном случае поддерживают государства Персидского залива, заключил прочные союзы с Грецией и Кипром — двумя странами, которые считаются врагами турецкого режима. Он также расширяет свои союзы с Иорданией и Ираком, укрепляет свои связи с традиционными союзниками Египта в Персидском заливе, среди которых Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн. Каир также установил более прочные связи с европейскими противниками режима Эрдогана, такими, как Франция, Австрия и другие страны, которые с заметной твердостью выступают против исламистской политики турецкого режима.

Кульминацией этих шагов на экономическом фронте стало создание базирующегося в Каире газового форума East Med, членами которого являются все страны Восточного Средиземноморья, включая Израиль и Палестинскую автономию, но исключая Турцию. Этот шаг поставил Эрдогана в тупик, поскольку его режим заявил, что не признает этот форум. Однако, к его большому разочарованию, этот газовый форум быстро добился успеха и был признан Организацией Объединенных Наций, а Европейский Союз и Соединенные Штаты являются его постоянными наблюдателями. Эрдоган сталкивается с европейскими экономическими и дипломатическими санкциями, угрозами санкций со стороны Соединенных Штатов и ухудшением дипломатических отношений со всеми соседями Турции. «Он пытается протянуть оливковую ветвь, запятнанную кровью, пролитой его режимом, — отмечает саудовская газета «Arаb News», — но это очень запоздалое предложение не будет встречено с большим интересом или энтузиазмом ни Египтом, ни странами Персидского залива. У них нет реальной заинтересованности в обеспечении жизнеобеспечения больного режима, который разрушил турецкую экономику и помог создать хаос на Ближнем Востоке. Тот факт, что турецкий президент сейчас капитулирует, прекратив свои беспрестанные пустые угрозы и сойдя со своего высокого коня, заявив, что с 2013 года с Арабским миром были “недоразумения”, является просто свидетельством политических и дипломатических побед арабов».

Комментаторы в Саудовской Аравии и Иране рассматривают отчаянные маневры Турции и лично Эрдогана в направлении Персидского залива и Египта как попытку компенсировать свои холодные отношения с новой администрацией Джо Байдена в Вашингтоне, которые пока не складываются. Эрдоган также пытается дистанцироваться от Ирана, чтобы в некотором роде успокоить Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты. Но здесь существуют объективные факторы, которые заключаются в соперничестве двух стран в Сирии и Ираке.

Эмиратский политолог Абдулхалек Абдулла недавно написал в своем твиттере, что Эрдогану необходимо выполнить определенные обязательства, прежде чем он сможет примириться со странами Персидского залива. Среди них — прекращение оккупации Сирии и Ирака, вывод его наемников из Ливии, отказ от поддержки «Братьев-мусульман» (формирование запрещено в РФ) и подстрекательства против стабильности Египта, извинения за нападение на саудовское руководство, немедленный вывод его войск из Персидского залива и пересмотр планов османской экспансии. Под “своими (т.е. турецкими) силами в Персидском заливе” Абдулла подразумевает турецкую военную базу в Катаре, созданную во время катарского кризиса и которую Эрдоган рассматривает как веский козырь в переговорах с арабским руководством этого региона.

Во многих кругах Персидского залива существует скептицизм, что Эрдоган просто хочет, чтобы Персидский залив и арабские страны приняли его оккупацию в Сирии, военные вторжения в Ирак и проникновение его сторонников, которых они называют террористами, в Ливию. Именно поэтому недавние заявления Абу-Даби и Эр-Рияда о возможном восстановлении позиций Сирии в Арабском мире были расценены Турцией как нежелательный ответ на вмешательство Эрдогана в дела Сирии. Что касается Ливии, то позиция Саудовской Аравии и ОАЭ настаивает на международных усилиях по изгнанию наемников-террористов, привлеченных в свое время Эрдоганом. Кстати, страны Персидского залива полностью разделяют позицию Египта в отношении договоренностей в Восточном Средиземноморье, где у Каира и Анкары существуют серьезные разногласия.

Это важнейшие предпосылки для начала полноценных дипломатических переговоров с Турцией с целью восстановления нормальных отношений. Как считают в Персидском заливе — пока Турция поддерживает «Братьев-мусульман», с ней не может быть нормальных отношений. Это основной принцип, который не может быть отменен. В СМИ продолжают поступать сообщения о якобы примирении Турции с государствами Персидского залива, распространяемые филиалами «Братьев-мусульман» в регионе. Но СМИ Персидского залива, полностью отражающие точку зрения своих правительств, вряд ли поддерживают эту идею, и возможное сближение в ближайшем будущем все еще далеко от того, о чем говорили официальные лица Турции.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

07.04.2021