Владимир Данилов

КОНФЛИКТУ В СИРИИ УЖЕ 10 ЛЕТ

15 марта исполнилось 10 лет с начала войны в Сирии, где, по оценке Международного комитета Красного Креста (МККК), из 18 млн жителей страны 36% лишились жилища, 6,6 млн стали внутренними беженцами, 13,4 млн нуждаются в гуманитарной помощи. Свыше  5,6 млн человек покинули САР с 2011 года, большая часть которых бежала в Турцию, Ливан, Германию.

Перед началом конфликта в 2011 году Сирия была одной из наиболее динамично развивающихся стран на Ближнем Востоке с хорошим уровнем жизни, низкой по сравнению с соседними странами инфляцией. По публиковавшемуся в 2007 году Всемирным Банком уровню прироста ВВП, показатели Сирии были схожими с Израилем и Кувейтом, превосходя средний уровень по региону (5,7% против 5,1%).

30 сентября 2015 года по просьбе Асада Россия вступила в сирийскую войну на стороне сирийского президента, что существенно изменило расстановку сил в пользу Асада и помогло ему отбить Алеппо и другие важные города. Хотя полномасштабные военные действия в большинстве районов страны уже прекратились, тем не менее, сирийский кризис еще далек от завершения.

Хронические экономические проблемы усугубляются крахом финансовой системы в соседнем Ливане, а также национальными и региональными ограничительными мерами в рамках борьбы с COVID-19, санкционной политикой Запада. Все это ухудшало условия жизни жителей Сирии, особенно в течение 2020 года, когда сирийский фунт обвалился в шесть раз по сравнению с 2019 г., или почти в 70 раз по сравнению с довоенным 2010 г. В значительной степени это стало следствием американского «Закона Цезаря», который сковал экономическое сотрудничество с Сирией других стран, став тем самым одним из важных факторов осложнения обстановки в стране.

На сегодняшний день страна поделена на четыре зоны влияния. Официальные власти Дамаска контролируют большую часть территории Сирии, включая все восемь главных городов: Дамаск, Алеппо, Хомс, Хама, Латакия, Тартус, Дераа и Дейр-эз-Зор. На этих территориях проживает примерно 12 миллионов человек.

Остальная треть страны поделена на три части. Северо-восток (весь левый берег Евфрата с богатыми нефтяными полями) продолжает оставаться под курдскими группировками, поддерживаемыми США. Это примерно четверть страны и 80% всех природных ресурсов.

Северо-запад (территория к западу от Алеппо и участок границы от Тель-Абьяд до Рас эль-Айн) контролируют повстанческие группировки, связанные с Турцией.

Очаг сопротивления остается и в Идлибе, где совместный патруль проводят Россия и Турция. Там все еще остаются повстанческие силы, среди которых джихадисты группировки «Хайат Тахрир аш-Шам», связанной с «Аль-Каидой» (обе запрещены в России). Там же присутствуют и турецкие силы.

Лишь 15% сухопутной границы подконтрольны сирийской армии, остальное — в руках внешних игроков. Так же обстоят дела с морской и воздушной границами.

Непрекращающаяся война в Сирии во многом обусловлена вовлеченностью в конфликт международных игроков. Так, сохраняющаяся острота ситуации вокруг Идлиба связана с развернутыми там турецкими войсками и любые действия там чреваты с прямым столкновением с Турцией. В открытый конфликт может перерасти любое столкновение в Заефратье, где присутствуют американские, российские и турецкие военные.

После того как проамериканские бойцы из «Сирийских демократических сил» выбили с нефтяных месторождений террористов ДАИШ (формирование запрещено в РФ), Соединенные Штаты занялись налаживанием добычи и контрабанды ресурсов с северо-востока Сирии. Бывший американский президент Дональд Трамп прямо говорил, что главной задачей Вооруженных сил США в регионе является удержание контроля над сирийскими нефтяными месторождениями. Тридцать миллионов долларов ежемесячно — именно столько, по данным Минобороны России, США зарабатывают на добыче нефти в Сирии. Схемы поставок давно отлажены, крупнейшие месторождения охраняют бойцы частных военных компаний и подконтрольные Пентагону курдские вооруженные формирования. Сирийские власти уже неоднократно обращались в СБ ООН с требованиями запретить Соединенным Штатам разграбление нефтяных ресурсов страны.

По оценке Москвы и Дамаска, США и их союзники, используя финансовые и политические рычаги, оказывают давление на международные организации, заставляя их «закрывать глаза» на тяжелые последствия введенных ими в отношении Сирии санкций и нарушения ее суверенитета. В этой связи Россия и САР 12 марта обратились к международному сообществу оказать давление на США в интересах противодействия проводимой ими в отношении Сирии бесчеловечной политики. «Требуем от американской стороны прекратить оказывать дестабилизирующее влияние на обстановку в Сирийской Арабской Республике, строго соблюдать международное право и принципы Организации Объединенных Наций. Только восстановление контроля властей Сирии над всеми незаконно оккупированными США и их союзниками территориями и снятие санкций позволит урегулировать кризис и восстановить прочный мир», — говорится в заявлении межведомственных координационных штабов РФ и Сирийской Арабской Республики (САР). «Сирийскому народу необходимо предоставить реальную помощь для восстановления экономики и обеспечения достойных условий жизни», — подчеркивают Москва и Дамаск.

Восстановление послевоенной Сирии, возвращение беженцев и политическое урегулирование взаимосвязаны. По самым скромным оценкам, чтобы залатать дыры, уйдет 50 лет и не менее 300 млрд долларов. Но платить пока не готов никто. Запад в прошлом уже давал понять, что свою помощь он ставит в зависимость от политических преобразований. В июле 2020 года в Сирии прошли парламентские выборы, в августе Асад утвердил новое правительство САР. На лето 2021 года намечены выборы сирийского президента, однако страны Запада уже заявили, что не будут воспринимать всерьез выборный процесс, если в нем будет участвовать Асад. Эту же позицию 16 марта вновь подтвердили США, Британия, Франция, Германия и Италия в совместном заявлении глав МИД пяти стран.

Сегодня ничего не указывает на то, что ситуация в Сирии в ближайшие месяцы или годы изменится фундаментально. Новая администрация постарается сохранить оставшиеся американские войска в Ираке и Сирии, которые, однако, будут прежде всего заниматься укреплением своих позиций в Сирии и регионе, усилением контроля над нефтяными богатствами этой страны. В этих условиях для выхода из сложившейся ситуации приемлемо только дипломатическое урегулирование, где астанинская тройка — Россия, Турция, Иран — будет пытаться договориться с США и другими участниками относительно будущего Сирии.

Владимир Данилов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

20.03.2021