Виктор Михин

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ НА ПОРОГЕ НОВЫХ ТРУДНОСТЕЙ И НЕПРИЯТНОСТЕЙ

Высокопоставленный израильский чиновник сообщил базирующемуся в Лондоне арабскому информационному агентству Elaph, что саудовцы прекратили всякие закулисные переговоры с Израилем. Он утверждает, что Саудовская Аравия не подпишет никакого мирного соглашения с Израилем, если не будет достигнут прогресс по палестинскому вопросу.

Это и другие сообщения в мировых СМИ появились примерно через два месяца после того, как премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман провели секретную встречу в Эр-Рияде. В этих сообщениях говорится, что попытки представить израильско-саудовскую нормализацию как близкую к завершению, скорее всего, были мотивированы личными или политическими соображениями. Согласно сообщений ряда американских газет, даже опосредованная американцами косвенная связь прекратилась из-за утечки информации о секретной встрече Б.Нетаньяху и Мухаммеда бен Салмана. Кстати, МИД и министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал бен Фархан начисто отрицали, что эта встреча состоялась. Elaph отмечает, что активные американские попытки в лице ушедшего от власти Д.Трампа оказать давление на Эр-Рияд, чтобы он подписал соглашение о нормализации отношений с Тель-Авивом, не увенчались успехом, и сейчас будущее в отношениях двух стран покрыто «ближневосточным мраком».

Но эта дипломатическая неудача явилась не последней в том внешнеполитическом курсе, который ныне старается проводить, пользуясь преклонным возрастом и болезнью своего отца, наследный принц Мухаммед бен Салман. Касается ли это взаимоотношений с Сирией, Катаром, Йеменом, Ираном, либо убийством журналиста Джамаля Хашогги, и связанной с этим шумихой привлечь саудовца к суду в США, поскольку он уже был американским журналистом. Кроме этого периодически всплывают попытки привлечь королевство к ответственности за события 9/11/2001, поскольку большинство террористов были гражданами Саудовской Аравии. И хотя эти события происходили 20 лет тому назад, но отвечать за них придется наследному принцу и будущему королю. Если к этому добавить упавшие цены на нефть, сложное экономическое положение королевства и пандемию COVID-19, то будущему саудовскому королю не позавидуешь. Как говорит пословица: «Куда ни кинь — везде клин».

Казалось, с Катаром после нескольких лет давления и санкций отношения налаживаются. Победа Джо Байдена в ноябре подтолкнула посреднические усилия, и Кувейту удалось спланировать соглашение о примирении для 41-го саммита в Персидском заливе (саммит Султана Кабуса и шейха Сабаха, как он был назван в честь недавно умерших монархов Омана и Кувейта), который состоялся 5 января в Аль-Уле, Саудовская Аравия. Декларация Аль-Ула от 5 января выражает надежду на то, что соглашение о примирении восстановит единство между подписавшими его сторонами и укрепит их приверженность «великим целям» Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива. Но уже сейчас задается весьма насущный вопрос: а будет ли примирение устойчивым? Многие наблюдатели считают, что от примирения выиграла только Доха, поскольку эмбарго было снято и жизнь там постепенно возвращается к норме, хотя непонятно, что предложил эмир Катара взамен.

Некоторые эксперты в саудовских СМИ отмечают, что Саудовская Аравия и Катар при посредничестве Кувейта установили временные рамки для постепенного, осторожного разрыва связей между Катаром, с одной стороны, и Ираном и Турцией, с другой. — Это еще предстоит выяснить. Но другие считают, что навряд ли произойдет глубокое или конкретное изменение в политике Катара в отношении двух региональных держав. И хотя саудовско-катарское примирение является реальным и устойчивым, оно оставляет неразрешенными разногласия Катара с Египтом и ОАЭ, что охлаждает ситуацию во всем Персидском заливе.

Но, разумеется, самым важным для наследного принца являются выстраивание отношений с новой администрацией Джо Байдена, который имеет свои планы и в отношении Саудовской Аравии, и Ирана, и всей ситуации в регионе Персидского залива. Судя по всему, в ближайшем будущем Вашингтон будет уделять приоритет отношениям с Ираном. В интервью газете «Нью-Йорк Таймс» президент США вновь заявил о своем намерении вернуться к ядерной сделке с Ираном 2015 года. Новый госсекретарь Энтони Блинкен заявил Сенатскому Комитету по международным отношениям, что новая администрация будет внимательно рассматривать новую сделку с Ираном: «Это будет более длительное и прочное соглашение. Если Иран вернется к согласию, мы тоже это сделаем». Он добавил, что вопрос о программе баллистических ракет Ирана также будет рассмотрен, но в данный момент “мы находимся далеко от этого.”

Конечно, Эр-Рияд резко выступает против этого плана, поскольку сделка 2015 года, по мнению саудовцев, гарантирует, что Иран станет ядерным государством. В таком случае саудовцам тоже придется рассматривать вопрос о ядерном оружии, и начнется своего рода ядерная гонка, в которой Эр-Рияд навряд ли будет победителем. В сообщениях СМИ за последние несколько недель подробно описывались некоторые планы Саудовской Аравии и Израиля убедить новую администрацию пересмотреть свою позицию. Среди прочего, израильское правительство с помощью саудовцев намерено использовать документы из иранского ядерного архива, которые агенты Моссада тайно вывезли из Тегерана в 2018 году, чтобы показать Джо Байдену и его советникам, что сделка 2015 года была основана на неверном предположении, что ядерная программа Ирана якобы была оборонительной и гражданской. Архив, по их мнению, неопровержимо доказывает, что ядерная программа Ирана была задумана и всегда была направлена на создание ядерного оружия, а не медицинских изотопов, и что целью этого ядерного арсенала является не защита от врагов, а их уничтожение, в первую очередь Саудовской Аравии и Израиля.

Делая реверанс в сторону вновь избранного президента США, министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал бен Фархан выразил оптимизм по поводу того, что отношения между Эр-Риядом и Вашингтоном будут «превосходными» при президенте США Джо Байдене, цитирует слова саудовца телеканал «Аль-Арабия». Хотя Джо Байден и пообещал во время своей предвыборной кампании пересмотреть отношения с Саудовской Аравией, призвав прекратить поддержку США возглавляемой Саудовской Аравией кампании в Йемене.

Следует сказать, что Саудовская Аравия и другие арабские монархии Персидского залива уже давно являются союзниками Соединенных Штатов. Но сейчас для Эр-Рияда настал весьма важный момент, когда надо выстраивать новые отношения с Вашингтоном и доказывать, что именно Саудовская Аравия является ключевым союзником американцев не только в регионе Персидского залива, но и всего Ближнего Востока.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

03.03.2021