Виктор Михин

ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ В ПРИЦЕЛЕ США И ИЗРАИЛЯ

После более чем трехлетней дипломатической напряженности и враждебной кампании в средствах массовой информации друг против друга, Саудовская Аравия и Катар, похоже, в конечном итоге решили урегулировать свои отношения. Политологи и эксперты нынче во всем мире гадают, что же наконец-то побудило двух главных соперников оставить позади свои разногласия и начать политику сближения.

В этой связи можно напомнить, что в июне 2017 года Саудовская Аравия, Бахрейн, Египет и Объединенные Арабские Эмираты – широко известные как «арабский квартет» — разорвали дипломатические отношения с Катаром и ввели полную блокаду крошечного эмирата Персидского залива. Эти страны, которые возглавлял Эр-Рияд, закрыли свое воздушное пространство, сухопутные и морские пути для катарских самолетов, автомобилей и судов, что побудило Доху использовать иранское воздушное пространство. Кувейт, страна, застрявшая в центре спора между своими соседями, старательно пытался примирить противоборствующие стороны, и в дело даже вступил «великий миротворец Персидского залива» — ныне покойный шейх Сабах Аль-Ахмед аль-Джабер Аль Сабах, но тогда безуспешно.

Однако, в конце концов, кувейтские посреднические усилия, похоже, принесли свои плоды. Министр иностранных дел Кувейта шейх Ахмед Насер аль-Мохаммад Аль Сабах выступил по государственному телевидению Кувейта, чтобы зачитать заявление о расколе между Катаром и арабской четверкой: “В последнее время состоялись плодотворные дискуссии, в ходе которых все стороны выразили свою заинтересованность в единстве и стабильности в Персидском заливе и арабских странах, а также в достижении окончательного соглашения, которое обеспечит прочную солидарность”.

Катар и Саудовская Аравия приветствовали усилия Кувейта, в то время как Бахрейн, Египет и ОАЭ, которые бойкотировали эмират вместе с саудовцами, до сих пор хранят молчание, а некоторые новостные сообщения предполагают, что Эр-Рияд разорвал ряды этих союзников, чтобы под давлением США нормализовать отношения с Катаром. Бахрейн, Египет и ОАЭ не являются участниками соглашения о нормализации отношений, которое саудовцы собираются подписать с Катаром. Некоторые арабские СМИ сообщили, что нормализация начнется с двустороннего соглашения между Эр-Риядом и Дохой, а затем к нему присоединятся Манама и Каир. Позиция ОАЭ по-прежнему неясна, даже если они имеют тенденцию неохотного следования в данном вопросе в фарватере саудовского королевства.

Заместитель премьер-министра и министр иностранных дел шейх Мухаммед бен Абдулрахман Аль Тани выразил оптимизм Катара в отношении решения кризиса в Персидском заливе и сказал, что в эмирате очень позитивно относятся к любой инициативе, которая приносит мир в регион. С другой стороны, Саудовская Аравия также выразила оптимизм по поводу того, что трехлетний кризис скоро будет разрешен. Саудовский министр иностранных дел принц Фейсал бен Фархан на конференции Международного института исследований безопасности в Манаме (Бахрейн) заявил, что достигнут “значительный прогресс” в урегулировании кризиса, начавшегося в 2017 году.

Хотя детали сделки между Катаром и Саудовской Аравией еще не обнародованы, политологи и эксперты в регионе по праву поместили это событие в более широкий контекст «кипящей напряженности» между Ираном, с одной стороны, США и Израилем-с другой. Надо отдать должное пока нынешнему президенту США Дональду Трампу, который до последнего защищает свои преимущества, прибегая ко всем видимым и невидимым приемам. Вначале был вытащен на свет план по нанесению военного удара по якобы ядерным предприятиям Ирана. В связи с этим было проведено даже секретное совещание в Белом Доме, где Д.Трамп расспрашивал своих военных и советников о такой возможности. Правда, военные, привыкшие к тихой и мирной жизни, обострять положение с Ираном, имеющим на вооружение современные средства ПВО и ракеты, могущие без проблем накрыть огневым валом все американские базы в регионе, несколько остудили пыл и жар воинственного президента. Но, тем не менее, советники американского президента, среди которых выделяется старший советник Белого дома еврей-хасид Джаред Кушнер — любимый зять Д. Трампа, постоянно продолжают зудеть в уши президента о грозящей опасности Америке со стороны «бородатых иранских аятолл».

И, наконец, решение было принято – Джаред Кушнер и его команда срочно направились в Саудовскую Аравию и Катар для переговоров в регионе, кипящем от напряженности и ненависти к Израилю и США после подлого убийства иранского ученого Мохсена Фахризаде, занимавшегося в последнее время проблемой COVID-19. В состав делегации входили посланники по Ближнему Востоку Ави Берковиц, Брайан Хук и Адам Болер, исполнительный директор американской Международной Финансовой Корпорации развития. Кстати, старший советник и его команда в последнее время были активно задействованы в переговорах о нормализации отношений между Израилем и Бахрейном, Объединенными Арабскими Эмиратами и Суданом. Чиновники отмечали в своих публичных выступлениях, что они хотели бы продвинуть и подписать больше таких соглашений до того, как президент Дональд Трамп передаст власть избранному президенту Джо Байдену 20 января.

Американские официальные лица считают, и об этом иногда пишут американские СМИ, что вовлечение Саудовской Аравии в сделку с Израилем побудит другие арабские страны последовать их примеру. Но саудовцы, похоже, не находятся на грани достижения такой знаковой сделки, и официальные лица в последние недели сосредоточились на других странах, обеспокоенные региональным влиянием Ирана как объединяющим их фактором.

Поездка Дж.Кушнера произошла вскоре после убийства Мохсена Фахризаде неизвестными нападавшими, руку которых направляли, и в этом четко уверены в Иране, израильская Моссад и американское ЦРУ. Кстати, за несколько дней до убийства, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху посетил Саудовскую Аравию и встретился с Мохаммедом бен Салманом, к ним присоединился и госсекретарь США Майк Помпео. С учетом того, что Джо Байден неоднократно заявлял о намерении присоединиться к международному ядерному пакту с Ираном, Мохаммед бен Салман и Б.Нетаньяху опасаются, что будущий хозяин Белого дома будет проводит политику в отношении Ирана, аналогичную той, которая была принята во время президентства Барака Обамы, обострившую связи Вашингтона с его традиционными региональными союзниками и, в частности, с Израилем.

Поэтому несомненно, что сделка между Катаром и Саудовской Аравией будет направлена против Ирана, хотя пока и не ясно, как она повлияет на ирано-катарские дружеские связи. Обе стороны сделки – Катар и Саудовская Аравия – пока не стали вдаваться в подробности и, например, посольство Катара в Тегеране отказалось комментировать какие-либо детали этого соглашения. Но эта сделка может оказаться недостаточной для обеспечения национальных интересов Катара, особенно если она оттолкнет эмират от Ирана, который за последние три года открыл свое воздушное пространство и морские пути в Доху. Эта новая договоренность между Эр-Риядом и Дохой, вполне очевидно, имеет непосредственное отношение к США, но она, скорее всего, связана с Ираном, потому что ситуация в регионе в результате бездумной политики Вашингтона не только не изменилась, но еще более накалила обстановку.

Катар и Саудовская Аравия все еще находятся в состоянии конкуренции во многих странах, таких как Ливия и Сирия. Когда Катар подвергся блокаде, он обратился за поддержкой к другим странам, включая Исламскую Республику Иран, и поэтому, если катарцы повредят своим прежним отношениям, сблизившись с саудовцами, то для Дохи будут очень высокие риски, подчеркнула газета «Tehran Times». Газета также отметила, что налаживание отношений между Дохой и Эр-Риядом никогда не может быть в пользу Катара, поскольку Саудовская Аравия до сих пор не признает никакой роли Дохи в региональных вопросах и обе страны ведут ожесточенную конкуренцию в Египте.

Иран приветствовал посреднические усилия Кувейта, направленные на то, чтобы положить конец трехлетнему кризису между Катаром и арабской четверкой. Но, похоже, Тегеран внимательно следит за ситуацией в регионе в свете усилий США и Израиля усилить давление на Исламскую Республику. Иран стремится укрепить связи с Катаром и другими арабскими государствами региона, но он также стремится дать этим государствам понять, что он не приемлет никакой перестройки, направленной на нанесение ущерба своим интересам. “Мы приветствуем договоренности в Персидском заливе, объявленные Кувейтом. Давняя политика Ирана — это дипломатия, добрососедские отношения и региональный диалог. Мы надеемся, что примирение будет способствовать стабильности и политическому и экономическому развитию всех народов нашего региона“, — написал иранский министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф в своем твиттере, спустя несколько часов после того, как Кувейт выступил с заявлением, в котором говорилось, что между всеми сторонами конфликта были проведены «плодотворные переговоры».

Несомненно, что ситуация в Персидском заливе далека от какого-либо урегулирования. И если даже Доха Эр-Рияд урегулируют свои непростые отношения, остается еще самый главный вопрос – отношений США и Израиля с Ираном и их тщетные потуги изменить государственный строй в этой Исламской Республике.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

15.12.2020