Антон Веселов

ИСЛАМИСТЫ В ЛИВИИ НАДЕЮТСЯ ОСТАТЬСЯ У ВЛАСТИ - ЗАПАД НЕ ПРОТИВ

ООН обвиняют в попытке закрепить власть в Ливии в руках представителей «Братьев-мусульман»*

После того как встречи Халифы Хафтара и Фаиза Сараджа во Франции, Италии, ОАЭ и Москве закончились ничем, договоренности, достигнутые в Женеве Совместной военной комиссией «5+5» о прекращении огня и начале политического процесса многие посчитали значительным шагом вперед. В ООН, под чьим патронажем состоялось подписание соглашений, решили наращивать успех и анонсировали масштабную очную встречу участников переговоров в Тунисе.

Объявленный межливийский диалог под лозунгом «Ливия прежде всего» проходил с 9 по 16 ноября в пригороде тунисской столицы Гаммарте. Согласно плану миссии ООН, переговоры должны были завершиться выбором членов нового президентского совета и правительства Ливии. После одобрения состава правительства со стороны Палаты представителей Ливии и Высшего государственного совета должны последовать переходный период, затем президентские и парламентские выборы.

Однако согласовать имена тех, кто должен управлять в переходный период, не удалось. Согласно пресс-релизу ООН, достигнута предварительная договоренность о проведении президентских и парламентских выборов 24 декабря 2021 года, но обилие оговорок позволяет сделать вывод, что дата эта весьма условна. Очевидным стало наличие серьезных разногласий между участниками форума, а также большое количество претензий к организаторам и процедурам.

Понятно, что, когда идет борьба за власть, всегда будут недовольные, но выдвигаемые обвинения настораживают. Отбор участников встречи осуществляли международные посредники, и ряд ливийских политологов прямо обвинили ООН в попытке закрепить власть в руках представителей «Братьев-мусульман»* (организация запрещена в РФ). Так, Абу Бакр Варфалли заявил, что из 75 участников мероприятия 45 являлись представителями этой террористической организации. По мнению эксперта то, что «Братья-мусульмане» образовали в Ливии Партию справедливости и строительства, никого не должно обмануть: «Эта партия благословила вопиющее турецкое вмешательство, противостояла ЛНА и поддерживала террористические группировки в Бенгази», а ее политика ведет к передаче экономического достояния страны внешним сторонам.

Аналогичное мнение высказал глава комитета по примирению Верховного совета ливийских племен Зейдан Задма. Узнав о таком представительстве, он отказался участвовать в форуме и заявил, что  миссия ООН в Ливии санкционировала участие в переговорах людей, которые категорически не поддерживают постоянное перемирие. Боевики систематически нарушают введенный в регионе режим полного прекращения боевых действий. Их присутствие на политическом диалоге непозволительно и затрудняет процесс нормализации.

Политолог Али Акрам также обвинил Правительство национального согласия (ПНС) в использовании террористической организации ради продления своего пребывания у власти. К слову, ПНС с 2016 года возглавляет Фаиз Саррадж, которого считают ставленником «братьев». 16 сентября текущего года он объявил, что уходит в отставку, чтобы «дать дорогу новым лидерам». Однако 30 октября он отозвал свое решение, сославшись на призыв высшего Госсовета ПНС остаться, «чтобы избежать политического вакуума и обеспечить стабильность Ливии». Депутат парламента Ливии Иссам аль-Джехани в связи с этим отметил, что представители миссии ООН пытались продвинуть на пост руководителя нового правительства «своего человека». Дошло до громкого скандала: на форуме в Тунисе под эгидой ООН были зафиксированы попытки подкупа голосов делегатов – на поддержку Фатхи Башаги на пост нового премьер-министра ПНС якобы выделило 30 млн долл.

Фигура этого деятеля в наилучшей степени демонстрирует, какого рода публика собралась в ПНС. Он принимал активное участие в свержении М. Каддафи и даже стал «полевым координатором НАТО». Одновременно начал поддерживать исламистские вооружённые формирования. Вся его деятельность с того времени так или иначе связана с организациями боевиков-исламистов («Батальон Аль-Фарук», запрещённые в России «Братья-мусульмане» и «Щит Ливии», аффилированные с запрещённой в России «Аль-Каидой»*). Установив контроль над одной из самых мощных ОПГ (так называемое ополчение Мисураты), Башага после многочисленных стычек с другими группировками смог распространить свое влияние на Триполи, где его боевики получили полную власть в большинстве районов города и некоторых пригородах.

В обход эмбарго на поставки вооружений в Ливию (установлено СБ ООН в феврале 2011 года) Башага сосредоточил в руках лояльных ему группировок технику и оружие для поддержания контроля над Триполи, и в октябре 2018 года глава ПНС Фаиз Сарадж назначил его главой МВД. Это ведомство известно внесудебными расправами, похищениями и, по данным итальянского агентства Nova, тесно сотрудничает с группировками, которые занимаются работорговлей и нелегальной миграцией. При этом «главный правоохранитель» стал связующим звеном ПНС с НАТО и Соединёнными Штатами, подписал меморандум о сотрудничестве в области безопасности с послом Великобритании и участвовал в переговорах с Турцией о военной помощи. Башага известен своей ярой антироссийской позицией – он заявил, что поддерживает идею развертывания американской военной базы в Ливии для борьбы с Россией и выступает категорически против освобождения удерживаемых в Ливии граждан РФ. Именно Башага официально утверждал, что так называемые российские наемники в Ливии используют ОМП. И то, что его активно поддерживает Запад, можно объяснить известной фразой про Сомосу.

18 ноября, то есть в самый разгар скандала с подкупом, Фатхи Башага прибыл в Париж по приглашению МИД Франции, что эксперты расценили как кардинальное изменение политики Пятой республики. Ливийский политолог Али Бузида, например, напоминает, что Париж изначально оказывал покровительство главнокомандующему ЛНА Халифе Хафтару, однако «ставка на ЛНА не сыграла, и это заставило Францию пересмотреть свою политику в отношении Ливии». Ф. Башага в свою очередь поблагодарил за доверие и пообещал защищать интересы Франции. Французская Total  уже приобрела долю в Marathon Oil Libya Limited и заявила, что инвестирует до 650 млн долларов в разработку концессии Waha. Борьба идёт не только за нефть, но и за будущие контракты по восстановлению разорённой страны, в агрессии против которой активно участвовала Франция.

Кстати, о нефти. 19 сентября ливийская национальная нефтяная компания NOC  объявила о снятии режима чрезвычайной ситуации и возобновлении добычи и экспорта нефти из портов Ливии, которые были закрыты с января из-за военных действий. Однако 22 ноября  NOC отказалась перечислять средства от продажи нефти Центральному банку Ливии. Корпорация заявила в пресс-релизе, что будет хранить средства на своем счете в Libyan Foreign Bank до тех пор, пока не будет достигнуто полномасштабное решение ливийского кризиса, и связала свое решение с тем, что ЦБ Ливии действует «непрозрачно». На следующий день «незаконные вооруженные группировки попытались вторгнуться на территорию главного офиса NOC в Триполи». В официальном сообщении компании сказано, что сотрудники службы охраны нефтяных объектов и прибывшие на помощь подразделения министерства обороны и МВД остановили нападавших…

Таким образом, в Триполи с кандидатом ПНС на пост будущего премьера определились, и фигура эта имеет большие шансы – ведь Ф. Башага не только опирается на поддержку коллег из ПНС и боевиков из Мисураты, но и получил соответствующие сигналы от Франции, ЕС, Турции и ряда других стран.

ПРИДЁТ ЛИ К ВЛАСТИ СЕЙФ АЛЬ_ИСЛАМ АЛЬ-КАДДАФИ - СЫН ХАРИЗМАТИЧНОГО ЛИДЕРА ДЖАМАХЕРИИ?

Ливия – какие альтернативы?

ПНС при поддержке Запада сделал ставку на Ф. Башагу. Что касается конкурентов, то в «восточном правительстве» никакой ясности на этот счет нет. Между тамошним главой правительства Абдаллой Абдуррахманом ат-Тани, спикером парламента Акилой Салехом и командующим ЛНА Халифой Хафтаром существуют серьезные разногласия, обострившиеся после провала наступления ЛНА на Триполи.

24 ноября глава Палаты представителей Акила Салех прибыл в Москву по приглашению российской стороны. На встрече с Сергеем Лавровым обсуждались вопросы урегулирования ситуации в стране, а также возможности полного возобновления двустороннего сотрудничества между Россией и Ливией. Состоялись переговоры и в Госдуме РФ, в ходе которых А. Салех отметил: «Мы будем стремиться использовать опыт, потенциал и возможности Российской Федерации для обеспечения развития, которое изменило бы жизнь ливийцев к лучшему, в интересах наших стран и народов. Мы сохраняем верность тем, кто не отвернулся». Последняя фраза прозвучала с намёком и несколько двусмысленно.

Обращает на себя внимание, что вместе с А. Салехом Москву посетил и принял активное участие в переговорах его советник Абдель Басет аль-Бадри. Они часто выезжают вместе на международные встречи, но в последнее время советник посещает мировые столицы и самостоятельно, выполняя деликатные поручения спикера парламента.

Абдель Басет Абдель Кадер аль-Бадри родился 20 августа 1978 года в Бенгази и о нем не было ничего известно до 2014 года, когда недавний выпускник Каирского университета  Айн аш-Шамс (где годовая стоимость обучения составляет всего 1 тысячу долларов) вдруг оказался послом Ливии в Саудовской Аравии. Затем он представлял страну в Организации исламского сотрудничества (бывшая «Исламская конференция»), а в последние годы оказался в ближнем круге руководства Восточного правительства и советником главы парламента Ливии. Его страница в социальных сетях пестрит фото, в том числе в неформальной обстановке, с королевскими особами, главами государств и правительств, и свидетельствует об амбициозности автора. 76-летний Акила Салех ему безусловно доверяет и, возможно, действительно рассматривает его в качестве перспективного политика. Вместе с тем за Абделем Басетом не просматриваются силы, которые готовы выступить за него, а международная поддержка, на которую он рассчитывает, ограничивается принятыми в дипломатии реверансами.

Халифа Хафтар (с которым Абдель Басет также любил фотографироваться), похоже, полностью утратил политические перспективы. Ещё недавно он провозгласил себя единоличным правителем страны и присвоил себе невиданное в Ливии звание фельдмаршала. Для справки: до 2009 года высшим воинским званием в Ливии было генерал-лейтенант, единственный его обладатель – министр обороны Абу Бакр Юнис Джабер. Он погиб вместе с Муаммаром Каддафи, который имел звание полковника, и его сыном Муатассымом – тот, курируя национальную безопасность, дослужился до подполковника. Младший сын ливийского вождя Хамис Каддафи, командир 32-й армейской бригады, лишь незадолго до своей смерти на поле боя получил майора.

Полководческие таланты Х. Хафтара, известные со времён войны в Чаде (он бросил свои войска и сдался в плен), исчерпали себя в 14-месячной операции против Триполи – он не только был отброшен на исходные позиции, но и утратил ту поддержку ливийцев, которую получал. Достаточно вспомнить, что от него отвернулось влиятельное и могущественное племя Каддафа в Сирте, и напрасно он списывает все неудачи на вмешательство Турции. В ЛНА тем не менее продолжают раздавать генеральские звания и заверять, что скоро изгонят турецких захватчиков. В ноябре на востоке страны прошли учения 106-й бригады ЛНА с участием фронтовой и армейской авиации. Маневры завершились победоносно, а турецкий флаг был повержен и поруган (см. на 6-54).

В ответ пресса ПНС публикует карикатуры на Хафтара, а независимые наблюдатели отмечают, что выполнение решений Совместного военного комитета «5+5» явно пробуксовывает. В частности, иностранные наёмники должны покинуть страну в течение трёх месяцев после подписания документа, но работа по этому вопросу даже не началась. Напротив, в середине ноября в Триполи было подписано соглашение с Катаром об использовании авиабазы Мисурата, а на крупной военной базе Таджура неподалеку от Триполи состоялась церемония выпуска первой группы ливийских курсантов, прошедших обучение под руководством инструкторов из Турции. В торжествах  приняли участие вице-премьер ПНС Ахмет Муайтик, министр обороны Салах эд-Дин Намруш, глава Генштаба генерал-полковник Мухаммед аль-Хаддад, а также турецкий посол в Триполи Серхат Аксен и представители Оперативного командования ВС Турции в Ливии.

В этих условиях вероятно появление на авансцене Сейфа аль-Ислама аль-Каддафи. Он был захвачен одной из вооружённых группировок «повстанцев» в 2011 году и шесть лет провёл в тюрьме г. Зинтана, где его приговорили к смертной казни. Однако в  июне 2017 года его освободили по закону об амнистии, принятому высшим законодательным органом – Палатой представителей. Сегодня 48-летний сын харизматичного лидера Джамахирии сохраняет влияние и политические амбиции, не скрывая намерений вернуться к власти. Блестяще образованный и имеющий большой опыт в политике (отец активно вовлекал его в государственные дела), Сейф является сильнейшим противником Башаги и любого другого политика в Ливии; это понимают и его сторонники, и его противники.

Он уже заручился поддержкой Египта и некоторых других арабских стран, большой неожиданностью для всех стало заявление итальянцев: они не против прихода к  власти сына Каддафи по итогам выборов. Россия также предпринимала осторожные шаги, не исключая того, что в будущем он сможет стать лидером Ливии. И главное, племя Каддафа постепенно возвращает былое влияние на юге страны и восстанавливает контакты с ливийскими племенами на востоке. После десятилетия гражданской войны ливийцы начинают осознавать, что 1980-1890-е годы были для их страны золотым веком.

Что касается противников Сейфа аль-Ислама аль-Каддафи, резко против него выступает Франция, где продолжаются разбирательства по факту получения Франсуа Саркози от Каддафи-старшего взятки в 50 млн евро на проведение своей избирательной кампании. Негативно относятся к такой перспективе в Турции, Катаре и еще некоторых странах, среди которых и США. А что же ООН, какова ее роль?

Вернёмся к теме внутриливийского диалога под эгидой ООН. Пока участники встречи в Тунисе требовали отстранить некоторых делегатов от участия в переговорах в связи с обвинениями в коррупции и проведения расследования фактов подкупа, С. Уильямс заявила: «Диалог продолжится через неделю с помощью видеоконференции. На следующем заседании они достигнут согласия по механизму выбора членов исполнительной власти». 24 ноября виртуальное заседание форума политического диалога не состоялось в связи с отсутствием интернет-соединения – многие участники не смогли присоединиться к мероприятию по видеосвязи. Тем не менее американка предложила организовать голосование по кандидатурам, которые войдут в кабмин переходного периода, в цифровом режиме, заверив, что за конфиденциальность такого голосования будет отвечать миссия ООН в Ливии. Тут даже комментировать нечего…

С. Уильямс неоднократно повторяла, что «десятилетний конфликт не может быть разрешен за одну неделю и предстоит еще много работы». Однако теперь видно, что она стремится формировать события, и это объяснимо, если ознакомиться с её послужным списком.

Она исполняет обязанности специального представителя Генсека ООН по Ливии и главы миссии ООН в этой стране с 11 марта 2020 года, а с июля 2018 года была заместителем главы миссии, выполняя, по сути, роль руководителя. На эту позицию она перешла с поста главы американской дипмиссии в Ливии. Влиятельное британское издание Middle East Monitor назвало это назначение «перетасовкой карт» в интересах усиления влияния США. 

Стефани уже много лет профессионально работает по арабской проблематике, она занимала высокие посты в посольствах США в Ираке, Бахрейне и Иордании. Не обошлось без неё и в Сирии: в разгар гражданской войны С. Уильямс трудилась советником Госдепа по этой стране. И ещё одна немаловажная деталь: в 2008 году окончила Национальный военный колледж США и получила диплом магистра по специальности «национальная безопасность».

Отношение к ООН в самой Ливии также нельзя назвать тёплым, и это связано не только с резолюцией СБ 1973 от 17 марта 2011 г., которая санкционировала уничтожение процветавшего независимого государства. Многие ливийцы убеждены, что ООН – лишь инструмент в руках тех, кто хочет прибрать к рукам богатства страны.  Не будь в Ливии нефти, не было бы и войны. Оттого и постоянные инциденты: достаточно вспомнить подрыв заминированного автомобиля в Бенгази 11 августа 2019 года, в результате которого погибли три международных сотрудника UNDSS – Департамента безопасности ООН. Неудивительно, что штаб-квартира миссии находится в Тунисе.

Перспективы неясны. Ряд экспертов считают, что выборы главы нового правительства Ливии могут быть сорваны ещё до того, как они начнутся, с перспективой возобновления боевых действий либо раскола страны. И в том и в другом случае это новые жертвы и разрушения. Единственное, что не вызывает сомнений, – очередное продление мандата миссии ООН, созданной 16 сентября 2011 года поначалу на три месяца.

* организация запрещена в РФ

Источник: Фонд стратегической культуры

03.12.2020