Виктор Михин

КАТАР СПОКОЙНО ЖИВЁТ, АКТИВНО БОРЕТСЯ И ПОСТОЯННО ПОБЕЖДАЕТ

«Никогда не сдавайтесь — никогда, никогда, никогда, никогда, ни в большом, ни в малом, ни в крупном, ни в мелком, никогда не сдавайтесь, если это не противоречит чести и здравому смыслу. Никогда не поддавайтесь силе, никогда не поддавайтесь очевидно превосходящей мощи вашего противника» — заявил в свое время идеолог Запада сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль.

Ныне это высказывание очень точно подходит к политике Катара в отношении Саудовской Аравии, который не только выстоял против бесчеловечных саудовских санкций, но успешно и активно строит на новых началах новую жизнь. Вот только несколько ярких примеров.

Глава МИД Катара Мухаммед бин Абдуррахман аль-Тани, по сообщению Anadolu Agency, впервые посетил Саудовскую Аравию с тайным визитом. Вполне естественно, что дипломаты весьма любят секретность до тех пор, пока не добьются определенного успеха. А здесь визит во вражескую страну, король которой одно время даже хотел оккупировать маленький эмират. Но, по данным The Wall Street Journal, которая имеет более информированные и конфиденциальные источники в Эр-Рияде, цель визита — обсуждение путей снижения напряженности в отношениях между Катаром и Саудовской Аравией, сохраняющейся на протяжении двух с половиной лет. Катарский министр якобы заявил саудовским властям, что для улучшения двусторонних отношений Доха готова разорвать связи с организацией «Братья-мусульмане» (запрещена в РФ), что было позитивно рассмотрено представителями Саудовской Аравии. Та же The Wall Street Journal заявила, что тем самым Катар проводит успешное дипломатическое наступление по разблокированию той сложной обстановки, которая сложилась между двумя странами по саудовской вине.

В деле налаживания отношений можно также рассматривать своего рода историческое событие, когда футбольная команда Саудовской Аравии по приглашению катарской стороны приземлилась в Дохе для участия в Кубке Залива. Кстати, саудовцы также разрешили участие в этом футбольном соревновании командам ОАЭ и Бахрейна. Такие страны, как Оман, Кувейт, Ирак, Йемен, которые не являются саудовской креатурой, еще раньше дали свое согласие. Таким образом, в Катаре на Кубке Залива соберутся все аравийские государства, что говорит об очередной победе катарцев. Незадолго до этого посол Саудовской Аравии в Кувейте Султан Бин Саад аль-Сауд был вынужден признать, что «спорт может исправить то, что испортила политика». Действительно, не игры являются главным событием этого чемпионата, а само участие Саудовской Аравии, которая объявила бойкот Катару в июне 2017 года.

Требования, которые Эр-Рияд предъявлял Дохе два с половиной года назад: разорвать отношения с Ираном, прекратить подрывную деятельность в других странах и обуздать критику сети «Аль-Джазира». Катар не только отклонил эти требования, он сумел прорвать экономическую блокаду с помощью дружеских стран, прежде всего Турции и Ирана, быстро создал ряд предприятий по производству промышленных и продовольственных товаров, которые ранее импортировались из-за рубежа. Все это время США внимательно следили за ситуацией в регионе, пытаясь угадать, в чью сторону склонятся события. Ложные усилия Дональда Трампа, якобы направленные на достижение примирения между Саудовской Аравией и Катаром, были предсказуемо безуспешными. Зато его заявление об уходе с Ближнего Востока оказало решающее влияние на то, чтобы королевский режим начал переосмысление своей прежней стратегии полной ориентации на Вашингтон. Ведь вполне очевидно, если Д. Трамп не будет переизбран на следующих выборах, а в Белый дом вступит президент-демократ, Саудовская Аравия может оказаться перед лицом двух американских враждебно настроенных сил: Конгресса и правительства. Все это дало повод египетской газете «Al-Ahram» заявить, что ныне Персидский залив, где некогда главенствовала Саудовская Аравия, начинает походить на швейцарский сыр. Оман и Кувейт вообще не присоединились к блокаде Катара, в то время как ОАЭ, союзник и бывший стратегический партнер саудовцев, решил отказаться от войны на йеменском фронте, восстановить свои отношения с Ираном и Катаром.

Важным достижением Катара в укреплении своих международных и экономических отношений стал успешный визит президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана и его активное участие в работе 5-й сессии Высшего стратегического комитета Катар-Турция (ВСК) совместно с эмиром Государства Катара шейхом Тамимом бин Хамадом Аль Тани. В ходе встречи было подписано Совместное коммюнике, в котором стороны подчеркнули свою приверженность укреплению договорно-правовой базы двусторонних связей. Они также выразили удовлетворение ростом объемов двусторонней торговли, что отражает силу политических связей. ВСК приветствовал растущий интерес катарских компаний к инвестициям в Турцию и рассмотрел принятое Катаром обязательство инвестировать в Турцию 15 млрд долларов США. ВСК также выразил удовлетворение в связи с расширением сотрудничества в проектах, связанных с проведением финала Кубка мира в 2022 году. Стороны выразили готовность наращивать сотрудничество в оборонной промышленности на долгосрочную перспективу и обсудили важность активизации взаимодействия в сфере продовольственной безопасности.

Катар и Турция провели углубленные переговоры по международным вопросам, подчеркнув важность координации своих позиций и дальнейшего укрепления партнерства в свете продолжающихся региональных событий. Обе стороны подтвердили свою общую приверженность поддержанию и укреплению мира, безопасности и стабильности на Ближнем Востоке и в соседних регионах, а также поиску путей мирного урегулирования споров, не прибегая к угрозе применения силы или санкций.

Двусторонние отношения между Катаром и Турцией “положительно отразились” на двусторонней торговле, которая выросла на 78,8% и достигла 8,7 млрд рублей в 2018 году по сравнению с 4,8 млрд рублей в 2017 году, как заявил министр торговли и промышленности Али бен Ахмед аль-Кувари. В своем выступлении катарский министр отметил: “За тот же период экспорт Катара в Турцию вырос на 99%, а импорт Катара из Турции увеличился на 64,9%”. Что касается инвестиций, то министр “похвалил” турецкие компании за вклад в катарскую экономику, отметив, что в настоящее время около 499 катарско-турецких совместных компаний работают в секторах торговли, контрактной деятельности и информационных технологий, а 37 полностью принадлежащих турецких компаний работают в строительном и промышленном секторах. Все эти позитивные факты дали повод катарской газете «Gulf Times» уверенно констатировать: «Катар и Турция стоят плечом к плечу в решении двусторонних и региональных вопросов».

Катар в условиях санкций не растерялся и быстро разработал комплексную стратегию диверсификации источников своих доходов путем оказания поддержки жизненно важным секторам экономики и инвесторам путем осуществления комплекса программ и политики, направленных на открытие экономики страны для привлечения компаний и направления прямых иностранных инвестиций в приоритетные секторы в соответствии с экономическими планами эмирата. В связи с этим были внесены ключевые поправки в правила ведения бизнеса и законодательство, которые позволяют иностранным инвесторам до 100% владеть всеми видами экономической, коммерческой и недвижимой деятельности.

Параллельно Катар стремится открыть свою экономику миру путем модернизации своей 2инфраструктуры для удовлетворения потребностей компаний и расширения торговли со своими различными партнерами по всему миру. В этом ему помогает Qatar Airways, которая управляет парком из более чем 230 самолетов, летающих в более чем 160 направлений по всему миру через Международный аэропорт Хамад. Вскоре он будет принимать 50 миллионов пассажиров в год, как только его расширение будет завершено.

Твердая и уверенная поступь маленького эмирата, затерянного в изумрудных волнах Персидского залива, настолько впечатлительна, что государственный секретарь США Майк Помпео поспешил посетить Доху, где провел с министром обороны и безопасности Катара Халедом бен Мухаммедом аль-Атыйя детальные переговоры, касающиеся положения в Арабском мире. Представитель Госдепартамента США Морган Ортагус сообщила, что темами для обсуждения было положение вокруг Ирана, Сирии, Ирака и Ливана. Интересно, что после переговоров М. Помпео поблагодарил катарского коллегу за продолжение тесного сотрудничества по ряду вопросов.

В этой связи следует напомнить, что во время своего последнего визита в США катарский эмир Тамим бен Хамад Аль Тани дважды встречался с президентом Д. Трампом, который буквально рассыпался в комплиментах в адрес гостя. Из его слов было видно, что Доха стала идеальным партнером для Вашингтона и примером для подражания для других ближневосточных союзников США. В частности, Дональд Трамп не единожды поблагодарил Катар за работу по расширению расположенной на территории эмирата американской авиабазы Эль-Удейд. Одна из главных идей Дональда Трампа — добиться от ближневосточных союзников США поддержки американских военных операций на Ближнем Востоке. Речь об этом шла в контексте Сирии и последних планов США по созданию морской коалиции в Ормузском и Баб-эль-Мандебском проливах для обеспечения свободы судоходства у берегов Ирана и Йемена. Впрочем, вряд ли Катар станет партнером США в этом проекте, учитывая сотрудничество между Дохой и Тегераном.

Во всяком случае, благодаря слаженной работе своего эмира, правительства и всего народа катарцы уверенно смотрят в будущее и с радостью будут отмечать в декабре Национальный день, а россияне и многочисленные друзья Катара пожелают катарцам процветания, счастья, успешно и без помех продвигаться по пути независимого развития.

Виктор Михин, член-корреспондент РАЕН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

12.12.2019