Владимир Машин

ПОТРЯСЕНИЯ В ЛИВАНЕ - ПРОЯВЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО НЕДОВОЛЬСТВА РАСТУЩИМ НЕРАВЕНСТВОМ

Более месяца жители небольшого арабского государства на Средиземном море выходят на акции протеста, перекрывая основные дороги страны.

В этих демонстрациях участвует почти полтора миллиона человек, а само население государств составляет 4 млн.

С 40-х гг. власть в Ливане строится по религиозному признаку, официальных конфессий в стране восемнадцать: строго договорено, сколько мест выделяется шиитам, суннитам, католикам маронитам и другим конфессиям.

Впервые после гражданской войны, которая продолжалась 15 лет (1975-1990 гг.) сотни тысяч людей вышли на улицы, требуя положить конец политической системе, где власть распределялась строго между этническими и религиозными группами. Главное требование протестующих заключалось в том, чтобы сформировать независимое технократическое правительство для преодоления растущего финансового кризиса в стране и улучшения доступа к основным услугам, таким как электричество и вода.

Последняя волна протестных выступлений началась 17 октября с небольшой демонстрации в Бейруте по поводу несогласия с новыми налогами, в т.ч. на звонки по WhatsApp. Вскоре выступления распространились на десятки городов по всей стране. Протестующие зажгли костры на главных дорогах, перекрыли автомагистрали, а банки, школы и университеты закрылись. Нормальная жизнь была приостановлена. Появилась новая революционная реальность: «Мы народная революция» — скандировали демонстранты.

Правительство сразу же пошло на уступки. Налог на звонки по WhatsApp был отменен. 4 министра подали в отставку, и был утвержден бюджет, не включавший никаких новых налогов, однако протесты продолжались.

29 октября премьер-министр страны Саад Харири объявил о своей отставке.

Чтобы как-то найти выход из тупика, основные ливанские кланы после консультаций выдвинули на пост нового премьер-министра — ливанского магната Мухаммада Сафади (ранее он занимал министерские посты), однако, руководители народного движения (именно так называют себя протестующие) заявили, что данный кандидат для них не приемлем, и он официально снял свою кандидатуру.

До настоящего времени протесты носили в основном мирный характер, однако все чаще звучат слова о том, что если власть придержащие не услышат голос протестующих, то молодежь может перейти к насилию.

Народное движение Ливана все четче осознает свою силу. Оно не только добилось отставки правительства, но и фактически заветировало нового премьер-министра. Все активнее выдвигается лозунг досрочных парламентских выборов, которые должны проводиться на основе нового закона, более светского, а не на базе конфессий.

Некоторые ливанские аналитики делают вывод о том, что формируется новое ливанское общество, которое уже не хочет жить по старым законам разделения по этническим и конфессиональным признакам. Восставшие считают, что старые коррумпированные политики должны быть отстранены, а к власти должны прийти люди, которые отражают интересы всего народа.

По мнению известного американского экономиста Бранко Милановича, нынешние выступления на Ближнем Востоке – в Ливане, Ираке, Алжире являются, прежде всего, результатом растущего неравенства и расслоения общества.

Некоторые бейрутские аналитики выдвигают тезис о том, что продолжающиеся народные выступления в Ливане и Ираке поощряются Вашингтоном, который стремится всячески перебросить это недовольство в Иран, чье влияние на Ближнем Востоке, по мнению американцев, слишком возросло.

Учитывая тот факт, что много ливанцев работает в странах Персидского Залива и других арабских государствах, ситуация в Ливане скорее всего окажет влияние и на процессы, происходящие на всем Арабском Востоке.

Ближайшие дни покажут, к каким последствиям приведут нынешние события в Ливане: эта небольшая страна может стать индикатором многих социально-экономических и политических перемен в этом районе земного шара.

Владимир Машин, кандидат исторических наук, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник - Новое восточное обозрение

22.11.2019